Бизнес и ФНС провели дискуссию в честь годовщины электронных счетов-фактур

24.05.2013

Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

Вчера, в день годовщины появления возможности безбумажного обмена юридически значимыми счетами-фактурами, было проведено заседание  дискуссионного клуба, на котором были подведены первые результаты по внедрению такого обмена. Краткие итоги:

  • в качестве участников электронного обмена счетами-фактурами зарегистрировалось 105,5 тыс. налогоплательщиков,
  • многие субъекты бизнеса за прошедший год только присматривались к новым возможностям или пока занимались доработками своих бизнес-процессов для начала эксплуатации обмена электронными документами,
  • заинтересованность в использовании электронных счетов-фактур и других документов рядом ведущих участников рынка вызывает ожидания его серьезного роста.

Дискуссионный клуб открыт

23 мая 2013 года, на годовщину запуска юридически значимых электронных счетов-фактур, впервые прошло заседание Дискуссионного клуба «Юридически значимый электронный документооборот: год в России», в котором приняла участие и компания «ОВИОНТ ИНФОРМ». Цель мероприятия заключалась в том, чтобы в режиме открытого диалога обсудить текущее положение дел в сфере электронного обмена счетами-фактурами, оценить результаты внедрения электронных документов в работу компаний различных сфер бизнеса, предложить свое видение перспектив развития электронного документооборота в России.

На конференции были заслушаны выступления представителей ФНС, СКБ «Контур», «КОРУС Консалтинг», «Сбербанк», «Такском». С докладом от «РОСЭУ» выступил исполнительный директор Анатолий Миклашевич, рассказав об итогах работы некоммерческого партнерства и задачах на будущее, а также о технологии роуминга между операторами электронного документооборота и разработке новых формализованных первичных документов. Компании «Билла», «Балтика» и «Komatsu» представили кейсы о внедрении электронного документооборота в практику работы. Завершилось мероприятие ответами на вопросы журналистов и других участников дискуссии, а также свободным обсуждением и выражением мнений.

Что было год назад?

Напомним, что весной прошлого года налоговая служба издала Приказ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, который положил начало юридически значимому электронному документообороту счетов-фактур в России. Приказом были утверждены форматы передачи в электронном виде документов, которые используются для оформления хозяйственных операций и расчетов по НДС: счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов к ним.

12 мая 2012 года приказ был опубликован в «Российской газете» и начал действовать с 23 мая 2012 года. Именно эту дату считают «днем рождения» юридического значимого электронного документооборота счетов-фактур в нашей стране, поскольку налогоплательщики получили право обмениваться счетами-фактурами в электронном виде по официально утвержденным форматам. Причем направлять документы, используемые в расчетах по НДС, налогоплательщики получили возможность не только в налоговые органы, но и своим контрагентам.

Право, но не обязанность

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактуру можно формировать и выставлять контрагентам как на бумаге, так и в электронной форме. То есть, с мая прошлого года налогоплательщики имеют возможность организовывать у себя электронный документооборот счетов-фактур, но никто не может вменить им это в обязанность.

Налоговый кодекс подчеркивает, что обмен электронными счетами-фактурами производится только по обоюдному согласию продавца и покупателя и при наличии в их распоряжении совместимых технических средств. Каждая из сторон должна иметь техническую возможность принять и обработать электронные счета-фактуры в соответствии с утвержденными форматами, а также Порядком их выставления и получения.

Порядок обмена счетами-фактурами в электронной форме закреплен Минфином в Приказе от 25.04.2011 № 50н. Кроме того, нужно иметь в виду Приказ ФНС от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@, который утверждает форматы подтверждающих документов, задействованных в обороте электронных счетов-фактур: извещения о получении, подтверждений даты получения/отправки и др.

Третий не лишний

Помимо продавца и покупателя, есть еще и третий участник обмена счетами-фактурами в электронном виде – оператор электронного документооборота. Обойтись без него нельзя, поскольку, в соответствии с утвержденным форматом, сведения об операторе являются обязательным элементом.

Согласно п. 1.3. Порядка получения и выставления электронных счетов-фактур, под оператором электронного документооборота понимается организация, которая обеспечивает обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС между отправителем и получателем электронного счета-фактуры. Согласно п. 1.5. данного документа, электронный счет-фактура признается исходящим от налогоплательщика, если он направлен через оператора и подписан ЭЦП уполномоченного лица отправителя.

Преимущества электронных счетов-фактур

Плюсы безбумажного обмена счетами-фактурами наиболее ощутимы в больших компаниях с существенными объемами документооборота: на покупке бумаги, почтовых и курьерских услугах, обработке документов можно сэкономить немалые суммы. По разным данным, экономия при переходе на электронный документооборот счетов-фактур составляет 1,5-2% от выручки компании.

Для небольшого бизнеса, который обходится несколькими десятками счетов-фактур в месяц, экономия может быть незначительной, но для крупной корпорации целесообразность внедрения системы электронного документооборота очевидна. Наиболее насущно это в таких направлениях отечественного бизнеса, как энергетика, ритейл, связь.

Бизнес любого масштаба не терпит проволочек, поэтому такое преимущество электронных счетов-фактур, как быстрота документооборота по ТКС, актуально для всех налогоплательщиков.

Помимо этого, использование электронных счетов-фактур позволяет снижать риски, в том числе налоговые, за счет снижения количества ошибок при составлении документов и случаев отказа в вычетах по НДС. Снижаются расходы на внутренний аудит, руководству проще контролировать финансово-хозяйственную деятельность организации.

Проблемы применения электронных счетов-фактур

В настоящее время многие налогоплательщики не стремятся переходить на обмен электронными счетами-фактурами. Не последней причиной этого является невозможность манипулировать датой получения счета-фактуры в электронном виде. Зачастую счета-фактуры выставляются задним числом, и ряд особенностей хозяйственных операций остается сокрытым от контролирующих органов.

На практике нередка ситуация, когда отгрузка товаров осуществляется в конце одного квартала, а счет-фактура выставляется в начале следующего. Принять к вычету НДС, согласно позиции Минфина, можно лишь в периоде, когда счет-фактура фактически поступил от поставщика. Такую позицию финансовое ведомство выражает в Письмах от 03.05.2012 № 03-07-11/132,   от 03.02.2011 № 03-07-09/02, от 02.04.2009 № 03-07-09/18 и др. В то же время ВАС РФ в Определении от 15.02.2008 № 17340/07 отмечает, что вычет по НДС должен быть произведен в периоде совершения операции по приобретению товара. В виду спорности вопроса, налогоплательщик в любом случае подвержен риску, когда операция оформляется на стыке кварталов. Если товары приняты на учет в одном периоде, а вычет произведен в другом, налоговая нагрузка неравномерно распределяется во времени, что неблагоприятно сказывается на финансовом положении налогоплательщика.

Электронный документооборот счетами-фактурами не предусматривает возможности менять даты в документах. Во-первых, даты отправки и получения фиксируются у оператора, во-вторых, при внесении изменений в файл электронная подпись составителя станет недействительной. Таким образом, прозрачность электронного обмена счетами-фактурами играет против его распространения.

В настоящее время одно из возможных решений данной проблемы предусмотрено в «дорожной карте» проекта «Совершенствование налогового администрирования», размещенной на сайте Агентства стратегических инициатив. В п. 4.2. проекта предложено предоставить налогоплательщикам право принимать к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным после окончания отчетного квартала, но не позднее срока подачи декларации, т.е. до 20 числа следующего месяца. Одним из ключевых результатов, по мнению составителей документа, должно стать стимулирование перехода на электронный документооборот. Заявленный в проекте срок реализации изменения – сентябрь 2013 года.

Так или иначе, перспективы развития электронного документооборота счетов-фактур зависят от того, будет ли сформирована благоприятная для этого законодательная база.

К списку новостей