Наше будущее пора спасать

Назад

Наше образование пора спасать Опубликован рейтинг THE (Times Higher Education) на текущий учебный год. МГУ за год откатился с 33-й до 276-й позиции. Насколько беспристрастен данный список? Действительно ли «наших опять засудили»? Может ли российское образование, особенно после тотального перехода на ЕГЭ, быть конкурентоспособным в мире?

Для «Times» исследование проводил медиа-холдинг «Thompson Reuters» Для британской газеты «Times» вышеуказанное исследование проводит авторитетнейший медиа-холдинг «Thompson Reuters» и сервис исследования общественного мнения «Ipsos Media». Можно ли не доверять изысканиям корпораций. Безусловно! Особенно если очень не хочется. Тем более, слоган «Ipsos» — Nobody's unpredictable (ничто непредсказуемо).

Вот бывшему главе Рособразования Григорию Балыхину желательно обвинить составителей в необъективности и пиаре «буржуазных ценностей». Депутат от Единой России хотел бы ознакомиться с критериями, легшими в основу составления данного «листа ранжирования».

Конечно, это необходимо. Но почему экс-глава образовательного ведомства сам не полистал список до конца? Или хотя бы не поручил этого сделать помощникам? Несмотря на утверждения чиновника, и всего агентства «РИА – Новости», что в списке нет российских ВУЗов, их там два. Правда, не в сотне, но работники агентства могли бы «огласить весь список». На 276-300 местах — Lomonosov Moscow State University (Russian Federation); на 351-400 местах — Saint Petersburg State University (Russian Federation).

Чем разбираться с причинами, проще обвинить оппонентов в попытке «пиара по раскрутке своей системы образования». Да, существует: «жёсткая конкуренция образовательных систем». И в таком случае «похвалить себя любимого» — главный, и не запрещённый, приём. Но только ли в этом дело?

Зачем разбираться с причинами?.. Можно задаться несколькими вопросами. Почему ушли в прошлое времена, когда сыновья лидеров народно-демократических движений Азии, Африки, Латинской Америки и чиновников этих стран учились в нашей стране? Почему теперь они, вместе с отпрысками наших бизнесменов и должностных лиц «грызут гранит науки» в британиях и штатах? Только ли из-за желания получить образование на родине Гарри Поттера и автора «Властелинов колец»?

Своя рейтинговая система уже разработана. И отлажена Балыхин предлагает не полагаться на схемы конкурентов и развить собственную рейтинговую систему ВУЗов. А что, выход? Следуя этому подходу можно рейтинговать всё, например можно составить свою систему разрядов и категорий легковых машин. Признать «с учётом российской специфики» лучшей машиной — «Ладу». Второй — «Москвич», третьей — «Мерседес», четвёртой — «Запорожец». Станет легче?

Критерии даны на сайте THE, нужно лишь поручить помощникам изучить их.

★☆ Из электронного архива «ОВИОНТ ИНФОРМ»: Критерии оценки ВУЗов Times Higher Education. Качество обучения, этот показатель составляет 30% общей оценки. «Престиж в мире» (учитывается число иностранных студентов и преподавателей) — 7,5%. Промышленная прибыль – инновации — 2,5%. Исследования: объём, доход и репутация — 30%. Цитирование научных работ – исследование влияния — 30% от общей оценки. Учитываются также и школа преподавания, уровень знаний выпускников, оснащённость учебных классов и лабораторий, комфортность проживания. ☆★

Трудно представить себе, что уважаемые во всём мире агентства, предоставляющие развёрнутую систему подсчёта «баллов» бессовестно лгут. Конечно, это не соревнования по прыжкам в высоту, где результат виден сразу после попытки — стоит планка на месте или упала, но всё же.

Вот развёрнутая система подсчёта THE. А бессовестно лгут другие Если оценить все показатели, то дефицит во всемирном рейтинге российских ВУЗов вряд ли удивит. Отечественная образовательная система пока держится на ещё не совсем утраченной школе преподавателей.

Но безвозвратно уходящей, если не принять мер. В том числе, между прочим, и мер по повышению зарплат, чтоб преподаватели не бежали за рубеж или в бизнес. То же самое касается авторов учебников и методических пособий.

А ещё не врут счастливые лица молодых людей Это лишь то, что «на поверхности».

Дело не только в материальной базе образования, и опускающемся по причине нехватки средств престиже обучения. Стремительно падает и уровень среднего образования. Это ведёт к тому, что в ВУЗы поступают с каждым годом всё хуже подготовленные «новобранцы». Преподаватели со стажем чувствуют существенную разницу между сдававшими вступительные экзамены и поступившими в университеты по итогам сдачи ЕГЭ.

Да и сама система ЕГЭ вряд ли является такой эффективной, как нам пытается представить власть от Минобразования. В выпускном классе, вместо того чтобы серьёзно заниматься профильными предметами, старшеклассники усиленно зазубривают ответы на вопросы ЕГЭ прошлых лет.

Можно конечно не обращать на всё это внимание и как страус, сунув голову в песок, ничего не видеть вокруг. Можно завести свои рейтинги, где средняя школа деревни Кукуево будет стоять выше Кембриджа. И что дальше? Будем плодить неучей? А кто будет поднимать нашу разваленную промышленность? Пушкин? Нет.

Если серьёзно не заниматься возрождением российского высшего образования, то отечественные ВУЗы вскоре совсем потеряют даже «тень возможности» конкурировать с иностранными, а наша страна навсегда лишится шанса вернуться в число сверхдержав.