Апокалипсис аудиторской тайны приближается

Назад

Апокалипсис аудиторской тайны приближается

Минфином планируется исключение аудиторской тайны из списка данных, недоступных в процессе налоговых проверок. В соответствии с подготовленным законопроектом, по запросу налоговиков аудиторы обязаны будут раскрывать конфиденциальную информацию о предприятиях-клиентах без согласия последних. Принятие законопроекта в его теперешнем варианте позволит фискальному ведомству получать всеобъемлющую информацию о любой компании, работающей в России. Причиной подобного предложения послужило усиление борьбы с предполагаемыми налоговым уклонистами.

Финансовым ведомством на портале опубликован проект существенных корректив в Налоговый кодекс и девятую статью закона «Об аудиторской деятельности» (ЗОАД). Из приведённого в 82-й статье НК перечня сведений, сбор и применение которых были запрещены при осуществлении фискального контроля как конфиденциальных, предложено изъять понятие: «аудиторская тайна».

Поправками в ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что документы и сведения, составленные или полученные аудиторской организацией, должны быть предоставлены фискальным органам по требованию тех без предварительной письменной санкции лица, которому были оказаны такие услуги.

Сведения должны быть предоставлены аудиторской организацией фискальным органам по первому требованию К таким услугам относятся управленческое, налоговое и бухгалтерское консультирование, составление налоговых деклараций, ведение налогового и бухгалтерского учёта. А, кроме того, консультации по юридическим вопросам, таким как: составление бизнес-планов, защита интересов верителя в суде. Иными словами, вся информация, имеющая значение для налогообложения.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В пояснительной записке к законопроекту говорится, что налоговики получат доступ к различным источникам информации для борьбы как с налоговыми уклонистами, так и с финансовыми мошенниками. Оговаривается необходимость предоставления информации по требованию уполномоченных органов зарубежных государств. Помимо этого, декларировано, что законопроект сконцентрирован на реализации рекомендаций ОЭСР, Организации экономического сотрудничества и развития. ☆★

Однако связь данного законопроекта с требованиями ОЭСР неочевидна. Настоящий проект профессионалы пока широко не обсуждали, но его скорое появление показывает, что Минфином взят курс на повышение прозрачности аудита. Хотя экспертами и отмечалось, что среди рекомендаций ОЭСР нет прямых директив на необходимость беспрепятственного доступа фискальных органов к тайне аудита.

Не надо быть пророком и специалистом, чтобы понять: если, — точнее, когда, — поправки примут, налоговые органы будут иметь практически полный, без ограничений доступ к информации о предприятиях. Ведь в число ключевых аудиторских услуг входят такие, как налоговое консультирование и ведение бухучёта. Оказывая их, специалист приобретает почти полный доступ ко всему объёму информации «для внутреннего пользования» клиента.

Кто сможет гарантировать, что данные не превратятся в ещё одну причину для предъявления претензий? Пока аудиторы готовятся к валу запросов, уверенные в том, что сразу после того, как законопроект Минфина будет принят, на них обрушится шквал запросов из ФНС. Ведь ревизоры в курсе даже мелких нарушений норм их клиентами.

А через некоторое время такая база данных в умелых руках превратится в подробнейшую схему всего, что происходит как в отечественном бизнесе в целом, так и в каждой фирме в отдельности. И аудиторские центры, помня поговорку о суровости, но … обязательности к исполнению закона, будут обязаны запрошенную информацию, скорей всего, «слить».

В итоге, все сведения, ранее составлявшие пресловутую «аудиторскую тайну», окажутся на руках налоговиков. Хоть кто-нибудь сможет гарантировать, что данные не превратятся в ещё одну вескую причину для того, чтобы предъявить очередную претензию? В нашем налоговом законодательстве немало статей и пунктов могут быть истолкованы неоднозначно.

И рост претензий со стороны ФНС коснётся большого круга компаний. Правда, с другой стороны, такие поправки в законодательство не вызовут боязни фирм, работающих максимально прозрачно, и поспособствуют переходу на «белые» схемы остальных.

Претензии ФНС коснутся многих компаний, в том числе аудиторов Но всё же, предложение Минфина нанесёт аудиторскому рынку весомый удар. Если клиенты «ревизоров», не будут уверенными в конфиденциальности информации, которая, например, может быть использована налоговиками при определённых обстоятельствах в суде, то владельцы различных компаний будут отказываться от услуг аудиторов. И первыми под удар попадут мелкие аудиторские компании.

Но не избегут оттока клиентов и столпы аудита: клиенты обратятся к более удобному внешнему консалтингу, предоставляемому самостоятельными компаниями, ведь на автономных аудиторов не будет распространяться обязательство раскрывать информацию, считают эксперты.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По мнению специалистов, аудиторы будут лишены весомой доли доходов, и сегмент рынка «консалтинговых услуг» потеряет половину из своих 25-ти миллиардов рублей. ☆★

Наверное, следующий шаг власти — обязать адвоката докладывать «куда следует» по запросу обо всех действиях его клиента. Далее на очереди — тайна исповеди. А затем, наверное, последует заметное сокращение штата налоговых и правоохранительных служб.

Для чего их так много, если конфиденциальные данные любого подозреваемого будут предоставлены по первому требованию?