Фокусы деоффшоризации в фокусе властей

Назад

Фокусы деоффшоризации в фокусе властей

Совет Федерации направил в Думу пакет законопроектов по деоффшоризации отечественной экономики. Это вопрос стратегического характера, он весьма значителен для обеспечения экономического государственного суверенитета. Проблема была выделена в декабрьском послании президента Федсобранию. Властями были разработаны запрошенные законопроекты, в которых будет значительно модернизирована борьба с противозаконными схемами вывода капиталов. Для этого использован международный опыт финансовых мер противодействия отмыванию денег, а за основу проекта закона были приняты рекомендации ФАТФ.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В своём послании глава государства потребовал лишить все оффшорные компании доступа к каким бы то ни было видамгосподдержки и госгарантий. Летом 2013-го президентом был подписан «антиотмывочный» ФЗ №134. ☆★

Закон ФАТФ усилил контроль над наличным оборотом, расширил полномочия фискальных органов не только в доступе к банковской тайне, но и блокировке счетов. Наши налоговики теперь могут и должны обмениваться данными с зарубежными коллегами.

Объём оттока капиталов через оффшоры за два десятка лет достиг $1 трлн. А по предлагаемому новому закону будут расширены ограничения для льготных налоговых зон, наносящих немалый вред интересам России. Объём вывода капиталов через такие зоны достиг изрядных размеров: за два десятка лет — до $1 трлн., порядка 40% отечественного внешнеторгового оборота реализуется через оффшоры.

Сенаторы предложили запретить фирмам из иностранных юрисдикций получать господдержку. Они не будут допускаться к госзакупкам, зато их обяжут раскрывать информацию о собственниках организаций и контролирующих лицах. Помимо этого, будет ограничен круг лиц, получающих государственные гарантии.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Поправками в закон определено: ВЭБ может кредитовать лишь отечественные юрлица и финансировать банки, зарегистрированные в РФ. Сейчас юрисдикция не оговорена. В нормы предложено включить требование, ограничивающее круг участников закупок работ, товаров, услуг для государственных нужд. Перечень государств со льготным налоговым режимом утверждается Минфином. ☆★

В другом законопроекте предложено обязать раскрывать всех получателей бюджетных средств, и госгарантии предоставлять лишь отечественным юридическим лицам. Рекомендовано дополнить статью УК об уклонении от налогов рядом признаков, уточняющим оффшорные схемы, трансфертное ценообразование, фирмы-однодневки. Это признаётся отягчающими обстоятельствами, увеличивающими до полумиллиона рублей штрафы, а также сроки принудительных работ.

В России сегодня нет инструмента «уголовной ответственности юридических лиц», его включение в УК обсуждается сенаторами, которые могут санкционировать наказание предприятий, использующих нелегальные способы налоговой оптимизации.

В России обсуждается инструмент «уголовной ответственности юрлиц» Но специалисты уверены, что эта борьба не с причинами оффшоризации экономики, а с её следствиями. Порой эти налоговопривлекательные центры используются для защиты собственности россиян от рейдерских захватов, для осуществления конкретных сделок, таких как эффективные стартапы. Законопроект в части защиты прав интеллектуальной собственности направлен на изменения этой практики.

Кроме того, отток капитала из страны определяется гарантиями возвращения инвестиций в Россию. Но эти меры направлены лишь на легальные оффшоры, чья доля — не выше 20%. Чтобы вернуть капитал из «серых» зон, необходима не только их амнистия, но и формирование механизма их инвестирования в РФ.

Многие сходятся на необходимости разумных ограничений деоффшоризации экономики, методичности и последовательности введения ужесточающих мер и предостерегают от повального их внедрения во все сферы бизнеса. И, самое главное, шаги по усилению ответственности должны сопровождаться мерами, сконцентрированными на решении проблем ведения бизнеса в России с последующей широкой пропагандой этих шагов.

Налоговая нагрузка в России близка к оптимальной, но куда идут заплаченные налоги? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Параллельно законопроекты по деоффшоризации готовятся и в правительстве. Вдобавок, этот вариант борьбы за повышение налоговых сборов внутри нашей экономики мягче, он ограничивает господдержку не всем зарубежным компаниям, а лишь не раскрывшим бенефициаров. Смягчил собственный вариант антиоффшорного закона о взимании налогов с контролируемых иностранных компаний (КИК) и Минфин. ☆★

Этот закон вступает в силу в 2015-м, но прописан поэтапный переходный четырёхлетний период. Ведь когда снижаются не только темпы роста отечественной экономики России, но и нестабильны нефтяные цены, а, следовательно, и доходы от продажи сырья, властям, видимо, не следует усиливать и так немаленькое давление на бизнес.

Похоже, правительство сделает выбор в пользу менее жёсткого варианта ухода из зон льготного налогообложения, предложенного Минэкономразвития. Конечно, бесповоротное слово останется за президентом. При этом некоторые эксперты указывают на то, что «поблажки» от МЭР невелики, и они не приведут к ожидаемому подъёму экономики.

Отечественный бизнес не оспаривает, что налоговая нагрузка в стране на сегодняшний день близка к идеальной, по крайней мере, по сравнению с зарубежными налогами «развитых демократий». Однако он, к несчастью, не понимает, куда идут заплаченные им налоги. Ведь предприниматели из еврозоны взамен своих налоговых отчислений получают инфраструктуру, то есть фактически пользуются ими.

Хотелось бы, чтобы и наши взаимоотношения бизнеса и государства не ограничивались лишь налоговым бременем, распилом и попытками урвать что-либо из бюджета. Пора внедрять идеологию не разобщенности бизнеса и государства, не нахождения их по разную сторону баррикад, а идеологию их совместного плодотворного сотрудничества на благо всей страны.