«Прибалтийские тигры»: с большой дороги — на заброшенную тропку

Назад

«Прибалтийские тигры»: с большой дороги — на заброшенную тропку

После «снятия советской оккупации» прибалтийские республики объявили о своих амбициозных намерениях: стать северными гонконгами и швейцариями. И поначалу грамотно используя своё козырное положение, — при море у большой дороги, — «остзейские тигры» бурно росли. Но процветали они на кредиты ЕЦБ, на вливания государственных структур и бизнеса РФ в банковскую, перевозочную и рекреационную системы. Однако, российские деньги, отдыхающие, продуктовые рынки и главное, — транзит потеряны. У стран, признавших кризис своих логистических отраслей, теперь единственное назначение — гавкать на Россию.

Кроме того, по латвийской банковской индустрии, практически половина которой — «прачечная» для постсоветских денег, нанесён ощутимый удар: грязное бельё там больше отстирываться не будет.

На что теперь надеяться прибалтам: на рост экономики под кредиты ЕЦБ? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Республики, бывшие «витриной СССР», продолжают отдаляться от РФ. Теперь там судорожно ищут альтернативные источники энергии. Литовцы потирают руки в надежде, что после разрыва отношений с Турцией, «русские агрессоры» приедут к ним на отдых. Предварительно, конечно, заплатив за оккупацию. Ранее «локомотивом» региона была Эстония, но кризис больно ударил по её экономике. Cледующие потрясения — продуктовое эмбарго и падение нефтяных цен. ☆★

Так теперь выглядят флагманы советской промышленности Сколько три русофобские республики не пытаются декларировать свою суверенность от России, её экономики и ресурсов, даже строя газовые терминалы под громким именем «Независимость», норвежский газ выходит почти вдвое дороже, но реального суверенитета нет, по крайней мере, экономического. Не стоит считать, что от российских денег зависят только экономики Таджикистана и Киргизии, живущих на переводы гастарбайтеров. Обвал рубля и, соответственно, сокращение объёма финансовых трансфертов коснулся и литовцев: 4,5% процента ВВП страны составляют денежные средства, переведённые работающими в РФ, утверждает Всемирный банк.

Государства Балтии сейчас находятся на пути в тупик. Не только в экономический, но и в демографический. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Сейчас в Латвии проживает 1,95 миллиона человек. В Литве — 2,89 млн. В Эстонии — 1,30 млн. И население, — имеется в виду граждане стран, — постоянно сокращается. Стоит учитывать и фактор гастарбайтеров. Статистика по числу работающих за границей весьма приблизительна. Но народонаселение республик со времени обретения суверенитета сократилось на четверть. ☆★ Похоже, демографию призваны спасти ближневосточные беженцы. А если свободолюбивые остзейцы откажутся от приёма переселенцев, их ждут санкции от Брюсселя. А также пустые улицы, закрытые кафе и магазины.

Экономики прибалтийских стран, после ликвидации последствий оккупации, таких как РАФ (1998-й), ВЭФ (1999-й), коренного сокращения работающих на оставшихся заводах/фабриках, превратились в «придорожные». Они существуют лишь на товарно-сырьевом транзите. Производство в суверенных державах кончилось. Правда, оккупанты не забрали построенные (или модернизированные) ими порты. Более того, платили за транзит грузов по миллиону долларов в год, что составляло более 4% ВВП. Понимая, что предложить миру ничего, кроме русофобии не могут, прибалты продолжают «жить с дороги», увеличивая плату за транзит.

Главное — верить… в свою высокую миссию Впрочем, кроме дорожных поборов до введения продуктового эмбарго Литва поставляла в РФ 76% овощей и 68% фруктов, производимых в стране. Плюс балтийская «молочка». Россия около 15% экспортируемого сыра приобретала у литовцев и латышей. Но это — мелочи в сравнении с балтийской монополией на нефтяной транзит. В своё время СССР возвёл на взморье мощный нефтеналивной терминал в Вентспилсе, подведя туда трубопровод. В 1990-е годы через оставленный «оккупантами» комплекс перекачивалось ежегодно свыше 30-ти миллионов тонн «чёрного золота», оставляя в латвийской казне более 150 миллионов долларов.

Плюс железнодорожный транзит и перевалка морских контейнеров. Со временем, правда, Москва стала диверсифицировать эту отрасль, подключив гавани в Питере, Приморске, Усть-Луге. Последняя была построен в 2001-м, и его пропускная способность постоянно растёт, что сокращает долю русофобских соседей. Но и сейчас на три балтийских терминала приходится около 15% транзита российских углеводородов. Правда, их доля в логистике сокращается, но пока полностью отказаться от прибалтийского транзита невозможно, ведь есть ещё уголь, минеральные удобрения, прочая химия. А между, тем до 2004-го Прибалтика пропускала порядка 90% российского морского экспорта в целом.

Двадцать лет балтийские лимитрофы жили доходами с большой дороги, проложенной «оккупантами», получая от последних более четверти ВВП. Кроме чистогана, они получали рабочие места и налоги. Отсюда и высокие темпы роста, превосходившие российские. Отсюда и заявления о грандиозном долге России за оккупацию. Но положение стало меняться, халява закончилась. Расширяющийся терминал в Усть-Луге катастрофически сокращает грузооборот портов Таллина и Риги, на 14% и 16%, соответственно, за I квартал 2016-го. Хотя временные неудачи при работе над увеличением гавани и инфраструктуры радовали не только западных, но и местных русофобов. Однако, их ликование было недолгим.

… знать она сильна Была разработана комплексная программа опережающего развития российских гаваней на Балтике. Грузооборот Усть-Луги за 11 лет вырос более чем в сотню раз (2004-й — 0,8, 2015-й — 87,9 млн. т). Отечественные гавани обеспечивают более трети и контейнерного оборота региона, набирая обороты и заставляя задуматься прибалтов над дальнейшей долей своей тяжкой. Ведь дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры и портового хозяйства позволит России оставить соседей без работы.

Такой «подлости», как возведение с «чистого листа» новой гавани, прибалты от нас не ждали. Делегация эстонских железнодорожников даже срочно (!) рванула в Москву на переговоры, чтобы к концу года не сокращать 1 200 работников и чтобы в таллинском порту не потеряли работу 6 тысяч человек. Это катастрофа для страны, где рабочих мест, именно рабочих, а не из сектора обслуги, — менее 130 тысяч. Убаюканные обещаниями, наши бывшие соотечественники долго не могли поверить, что поезд вместе с пароходом ушли. Что поделать, кто-то хотел свободы, рынка, а это — риски «экономики дороги». И теперь остаётся только ждать помощи от хозяев из Брюсселя и Вашингтона, которым, в свете начинающегося мирового экономического кризиса, совсем не до прибалтов.

А вот в России, как выяснилось, могут и строить серьёзные инфраструктурные объекты, и побеждать противников не только в небе, но и на земле, и в море. И не только военными средствами. Прибалтика плюнула на геополитику, на то, что процветание было обеспечено лишь отношениями с РФ, и… лишилась транзита. Железнодорожные перевозки упали в пять раз, контейнерные — вчетверо, перегон угля через порты — на треть, нефти — на 20%. Можно, конечно, уверовав в свою силу, продолжать лаять на слона… и, подсчитывая величину падения товарооборота, гадать, выживет ли экономика трёх стран. Но уже многим становится понятно, что без России путь у Прибалтики один — превратиться в глухое захолустье Европы, хотя и, по-прежнему, с огромными амбициями «форпоста цивилизации на границе с Империей зла».