Чип и Дейл не спасут американский ритейл

Назад

Чип и Дейл не спасут американский ритейл

С победой капитализма в стране, родившей его системный антипод, проводники нового, оперативно распродав «неэффективные» предприятия СССР, стали строить на их местах символы своего успеха — торгово-развлекательные центры. Трудно сказать, удивятся ли наши «эффективные менеджеры» тому, что двигатель прогресса экономический драйвер свободного мира — коммерция стала давать сбои даже в Граде на Холме. В Штатах закрываются не только маленькие магазинчики, ликвидируются и супермаркеты сетевых монстров. Система, «окном» которой стало удовлетворение растущего спроса креативных менеджеров, в кризисе?

И дело не только в том, что магазин уходит в Сеть, что формально процесс относительно здоровый, ведь реально сокращается «паразитарная составляющая» стоимости: посредники, аренда площадей. Но любая победа — поражение, и наоборот. Взгляните на это «очищение» с другой стороны: объём пустующих коммерческих площадей будет расти, соответственно, это приведёт к падению цен. Пострадают арендаторы, владельцы недвижимости, затем — банки у которых собственники брали кредиты.

Но это — лишь первый камень. Непроизводящие сектора, многочисленные «передаточные звенья», неплохо чувствовавшие себя на посреднической деятельности, имевшие свои куски хлеба с маслом на рознице - маклерстве - комиссионерстве - сводничестве - оформлении торговых помещений - креативном промоушне - инновационном мерчандайзинге, потеряют рабочие места, эти люди окажутся на биржах труда. И они, естественно, все как один, наплевав на потери в зарплатах, по «трамповскому призыву» стройными рядами с песнями отправятся поднимать индустрию.

Закрываются супермаркеты сетевых монстров

А ведь какие песни пели, какие лекции читали лапотным россиянам… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Стоило РФ стать членом ВТО, как всем было доложено, что не что иное, как торговля — драйвер экономического роста. А вы думали промышленность? Она, в отличие от впечатляюще растущей в тучные годы коммерции, до поры до времени двигавшей куда-то нашу финансово-хозяйственную систему, не помогла бы адаптироваться к условиям Организации. Но, похоже, и западный мотор исчерпал свои ресурсы, американская розница — в кризисе. ☆★

Как бы то ни было, приобщение РФ «к цивилизации» поначалу большинством было воспринято на ура. Русские люди, чей организм был ослаблен дефицитом и сказками перестроечных СМИ, вошли в новый мир. Это раньше в нашей стране были министерства лёгкой, тяжёлой промышленности, всевозможных машиностроений. Не помогло, теперь их заменило одно ведомство, зато совмещённое с торговлей. И появился Департамент торговых переговоров.

Падение продаж — симптом того, что экономика Штатов, надуваемая количественными смягчениями и низкой ставкой, серьёзно нездорова или, возможно, это обычный периодический спад, вызванный увеличивающимся объёмом покупок в Сети, результатом чего станет переход ритейла на качественно новый уровень? Два вида розницы делают шаги навстречу: реальные магазины стремятся в Паутину, но не только. По обратному маршруту движутся сетевые гипермаркеты. Только ли в мультиформатности дело, желании занять все площадки коммерции?

Но если это — маневр коммерсантов, то почему тенденция такова, что Япония сокращает экспорт, а США — импорт? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Эксперты, проанализировав тренды, вынесли вердикт, что большинство американских торговых центров на грани закрытия. Даже если это — просто уход в виртуальность, достаточно рабочих мест будет утеряно. Даже по официальной статистике, 70% американского ВВП — потребление. ☆★ Аналитики пытаются понять, к чему приведёт его снижение, чтобы сгладить потенциальный провал.

Убьёт ли американские торговые сети сетевая торговля?

Трудно сказать, есть ли полная статистика на руках у экспертов (видимо, всё зависит от «приближённости к телу» или умения сопоставить данные), в прессу люди, отвечающие за публикации об американской экономической цифири, выдают строго дозированные сообщения. Да и специалисты могут «причесать» признаки, не бросающиеся в глаза. Что может сказать падение ритейла на 1,2%? Но, похоже, Трампу достаточно полная арифметика, предвещающая апокалипсис, была доступна и до выборов, а те, кто за него голосовал, просто чувствовали, что не всё идёт идеально.

По крайней мере, достаточно крупные торговые сети в сотне точек в Штатах стали закрываться не вчера. В этом вопросе лидерство США даже радует. Вашингтон, превратив свой индустриальный пояс в ржавый, решил помочь в этом вопросе и РФ. Промышленность РФ с заокеанской подачи, принятой мастером финансов, энергетических сетей и нанотехнологий, была приватизирована, распилена, распродана. Теперь в Штатах пришёл черед ритейла (обходятся своими силами, без Чубайса). У нас торговые центры, несмотря на все девальвации, пока стоят крепко. И даже если все их позакрывать, то по мановению волшебной палочки и хотению правоверных коммунистов заводы на их местах не возникнут.

За первые сто дней, — не Трампа, хотя при желании, можно обвинить и его, — календарного года в США закрылись почти три тысячи крупных торговых точек. И до конца 2017-го их число возрастёт до 8600. Причём, дело далеко не только в том, что они ушли в Сеть, десяток заметных ритейлеров подали документы на банкротство. Эти цифры выдали после анализа эксперты Банка Швейцарии, отметив, что жертвами кризиса-2008 пало меньше торговых сетей. Невесёлый рекорд и тенденция, однако.

Такая вот теснотища на американском кладбище

Безусловно, Паутина оплетает реальную магазинную торговлю, и, спеленав, волочёт ко дну. Но вряд ли это может радовать заокеанских сторонников реиндустриализации и даже наших антиамериканистов. Беда — в принципе действия глобализированной экономики, где Россия, к сожалению — отнюдь не центр: у них запоют — у нас подхватят. Прошлый, финансовый кризис тоже сначала полыхнул за океаном, и разорвать эту прочную нить зависимости сразу не удастся.

Видимо, радоваться тому, что штатовская торговля умрет на день раньше нашей, было бы не слишком дальновидно. Десяти лет, через которые «нас сомнут», у России не будет. Можно, конечно, ехидно усмехнуться, что самой стремительно прогрессирующей торговой сетью является «площадь сдаётся», как горько иронизируют профильные издания США, но следует ли хорошо смеяться, не забывая об участи последнего насмешника? Аналитики подписали смертный приговор трети торговых центров Града на Холме, в отчётах крупных компаний — беспримерное снижение продаж со времён последнего кризиса.

Но проблемы переизбытка торговых площадей, перетока потребителей к более бюджетным конкурентам и в виртуальный шопинг, — не только у ритейлеров. Близка к коллапсу и так-то не идеально чувствовавшая себя американская автомобильная отрасль. Причём сдувается не только пузырь гениального Маска, но и традиционный сектор. Продажи падают, эксперты планируют ощутимое падение продаж, несмотря на снижение цен, рушится конструкция автокредитов.

Смогут ли финансисты совместно с кудесниками из ФРС сдуть очередной налёт мнимой экономической стабильности, просуществовавший слишком долго, оттянув крах, но ничего не изменив? Или выброшенный отраслью розничной торговли сигнальный флаг не будет увиден, и вперёдсмотрящие пропустят предуведомление? Скоро узнаем.