Атака бессмысленных рейтингов: Россия боится своего оптимизма?

Назад

Атака бессмысленных рейтингов: Россия боится своего оптимизма?

Перевод одних социологов и рейтингосоставителей в иностранные агенты, уход с нашего рынка других не остановил статистического зуда оставшихся, гордо несущих факел всевозможных опросов, меряющих, как астролябией Бендера, едва определимые самоощущения россиян, их деликатные эмоции на фоне жёсткой экономической бури. Выводы удручающие. Нет, не от настроений граждан РФ, — измеренные противоречивые ощущения которых позволили поставить диагноз: максимальный оптимизм на фоне укрепляющихся страхов, а от компетентности измерителей настроений и необходимости вообще таких «проб» настроений общества.

Видимо, исследования, всё же, говорят не о раздвоении сознания или духе противоречия самим себе наших сограждан, а о неодинаковых целях социологов, возможно, заинтересованности в определённом результате или, по крайней мере, — разнонаправленных задачах, отличающихся методологиях. Кроме того, не стоит забывать о том, что исследования статистиков могут быть использованы в целях формирования мнения управляемой части электората. Правда, повлиять на респондентов и электорат удаётся не всегда.

Так, несмотря на то, что предвыборные выяснения предпочтений избирателей США, лившиеся из каждого тамошнего утюга, что Хиллари значительно опережает соперника, американцы не подтвердили мнение известного сатирика, что они дебилы, проголосовав за Трампа. Так что, и формирующий общественное мнение опрос имеет ограниченное влияние. Даже на конформистов. О чём же говорят результаты последних анкетирований россиян по поводу экономики страны? Если уж — о шизофрении, то не тех, кто делился впечатлениями, а о тех, кто ставил задачу социологам или формулировал вопросы.

К Президенту грязь не прилипает

Научная, вроде бы, дисциплина социология из обществоведческих, по замыслу создателей, призвана определить, какой порядок общественной жизни способен обеспечить сносное существование всем и крепость власти. Но так ли всё просто, не пляшут ли её адепты под дудку того, кто и заказал музыку? Трудно сказать. Как непросто сказать, кто был прав: Сталин, записавший это учение в число «буржуазных лженаук», или Хрущёв, реабилитировавший эту дисциплину. Как бы то ни было, детище одного из пионеров данной гуманитарной дисциплины в нашей стране, Юрия Левады который ныне числится в «иностранных агентах» похвастаться точностью прогнозов не может не всегда.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Нередко из СМИ, ссылающихся на данные авторитетных исследователей, можно узнать о своей стране много интересного. Например, средний класс, — видимо, весь без исключения, — потерял веру в богатство страны… из-за слабого рубля. Процентная доля этой прослойки предусмотрительно не сообщается. Кроме того, граждане РФ были вынуждены смириться с инфляцией. Как ей противостоять отдельному человеку или всей промышленности страны, не сказано. Безусловно, всемерно помогло изобретение Индекса потребительской уверенности, постоянно растущего после введения антироссийских санкций. ☆★ Всем же известно и даже не требует доказательств, что спрос — вечный двигатель экономики.

Непременно положительный тренд динамики изменения материального положения с учётом благоприятности условий, как для крупных покупок, так и сбережений, окажет всемерную помощь отечественной промышленности, поднимет ВВП. Ибо что лучше влияет на этот показатель, как не приобретение человеком в торговом центре, построенном турками на месте ставшего ненужным завода, в бутике, чей головной офис в Испании, оформленном шведом, какой-нибудь куртки, сшитой в Индонезии. Нет, конечно, там есть и наши составляющие: грузчик в порту, водитель, продавец. Промышленность возродится! Не верите, — спросите у экспертов экономической «вышки», перенесших этот показатель на отечественную почву из мест изобретения. Так может, всё же буржуазная? Может, всё же, лженаука?

Сколько не старается заокеанский медийный спецназ

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В ВШЭ часто оперируют таким показателем как показатель экономического настроения. Данный индекс, — и вовсе изобретение «вышки», — достиг вершин за последние 10 кварталов. Победа! Особенно на фоне ФРГ, где подобные настроения зримо ухудшаются. И вообще там он — 17,5, у нас — 96,6. И неважно, что системы подсчетов различны, мы круче в 5,5 раз! Правда, при этом в РФ неуклонно повышается «индекс страха». ☆★ Вот так статистика рисует прекрасную картину: россиянин забился под лавку, предвидя неминуемый рост цен и военные конфликты, но порой радостно выскакивая, чтобы продемонстрировать всем улучшившееся собственное экономическое настроение.

А тут ещё один повод для всеобщей российской радости. Наверное, для того, чтобы как-то забыться, заставить уйти печаль и зависть к небратьм, обрётшим долгожданный «безвиз», русские решили вылечиться. И даже не при помощи алкоголя, а способом, испробованным цивилизованными женщинами, — шопингом. А для того настроили себя на покупки и вырастили себе довольно большой индекс потребительской активности. Причём, опрошенным удалось сделать это так, что он стал самым высоким за 2,5 года. Правда, для этого роста экспертам из Минэконома пришлось выработать новую систему исчисления показателя.

А растущие одновременно обобщённые потребительские характеристики активности и уверенности — страшная сила. Этак Россия легко сможет выйти из любого экономического положения. Вот только один минус. Молодёжь (до 26-ти лет) и пожилые (свыше 52-х) смотрят в будущее более оптимистично, чем самая активная и производительная возрастная категория. Для интерпретаций настроений граждан РФ и последующего их преподнесения народу в той самой «Вышке» создан Институт конъюнктурных исследований, который осуществляет мониторинг эмоций россиян, стоящих у прилавка, учитывая всеобщие краткосрочные экономические тенденции.

Россия не заражается духом противоречия

Видимо, вскоре весь этот объём информации и избирательно-сберегательные модели поведения будет тщательно разобран с помощью социологических теорий и технологий, обработан методом анализа Больших данных. И будет всем счастье. Но, всё же, как выяснил ВЦИОМ, граждане страны опасаются роста цен. Удивительные люди! Нет бы, радостно смотреть на то, как товары и услуги дорожают. Тогда бы ВШЭ спроектировал, как сделать потребителя более раскованным, чтобы это привело к росту ВВП.

Впрочем, социология «вышки» подняла кулису, обнажив перед всем миром, насколько несчастен россиянин под игом Кремля. Оказалось, что сорока процентам не хватает средств для приобретения еды и одежды. Думается, что для всех западноориентированных индивидов это цифра кажется заниженной, — видимо Путин запугал либеральных экономистов. Можно без опасения ошибиться поднять эту цифру процентов до девяноста пяти. Ведь кому-то не хватает на молоко детям, кому-то — на ставшую привычной когда-то телятину, третьим — на определённый сорт лангустов, выловленных на каком-то конкретном коралловом рифе до восхода солнца.

Ведь почему так популярны автомобильные журналы и сайты. Думаете, люди рассматривают новинки отрасли, читают советы, как сделать салон и гараж уютней, чем воспользоваться, чтобы добиться такого-то результата? Нет! Большинство заявило о нехватке денег на «Роллс-Ройс» или «Ламборджини» последней модели с сиденьями из кожи оленёнка и отделке из сандала. Между тем, социология буквально приговорила нынешний режим. Все, кто дожили до «путинского беспредела», декларировали, что в «святые 1990-е они были моложе и здоровей, могли после работы и выпивки веселиться всю ночь. А вот нынешний тоталитарный режим лишил их всего этого. Как, впрочем, — былой красоты, стройности и молодости их «вторую половину». Случайность? Вряд ли!