Россия: вопросы ключевые решат ресурсы трудовые

Назад

Россия: вопросы ключевые решат ресурсы трудовые

Несмотря на голоса, — отчасти истеричные, порой справедливые, — что престиж рабочих и инженерных профессий за четверть века уничтожен, что молодёжь, какая попроще тянется в продавцы да охранники, а кто покреативней — в экономисты да маркетологи, беспристрастные цифры показывают иное. Для полноценного возрождения отечественной индустрии необходимо использовать ранний советский опыт. Да, массовое производство во многом ликвидировано в РФ за четверть века, да, на возрождающихся заводах трудятся стар да млад, а средний сегмент прикрывают выходцы из постсоветских стран, но тенденции меняются.

Похоже, вдоволь насытившись плодами саморегулирующегося рынка, посоветовавшаяся с родителями молодёжь постепенно меняет ориентиры и возвращается назад в будущее, получая производственное образование. От рабочего до инженерного, причём, по последнему российское подрастающее поколение, слезшее с шей предков, твёрдо и давно удерживает первое место в международном масштабе. Так что, возможно, скоро вовсю заработают промышленные предприятия, «которых нет». Ведь нежданно-негаданно оказалось, что «импортирующая весь провиант эРэФия» может прокормить. Себя и ещё полмира.

В принципе, западные статистические институты считают неплохо, если задача — не калькулировать индексы счастья да верховенства законов. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Глобальное исследование Всемирного экономического форума дало такую цифру по числу выпускников технических специальностей: в России их ежегодное количество (свыше 454-х тысяч) почти вдвое выше американского (237 826). А ведь население США в 2 раза больше. Показательно, что третий в инженерном реестре — Иран, 234 тысячи. По Китаю и Индии данных у статистиков недостаточно. Также показательно, что в десятке массового высшего образования «развитых» государств — всего три, а вот БРИКС — почти пятёрка целиком. ☆★

В СССР рабочей профессией гордились. Ну, или почти гордились

Более того, среди лидеров по выпуску дипломированных инженеров/строителей/производственников глобального светоча миропознания и всевозможных компетенций, — Великобритании, — нет. Королевству, видимо, не нужны технические специалисты. Оно обойдётся подготовкой финансистов, всевозможных инженеров человеческих душ и прочих учёных, уже обогативших перечень профессий научных работников параграфом «британские» и вошедших в мировой фольклор тем, что они что-то там «установили», проведя над тысячей людей четырёхлетний эксперимент.

Интересно, что эксперты, кровно заинтересованные в мастерах технических специальностей и хорошо знающие данный сегмент образовательного рынка, о возвращении, — как о свершившемся факте, — популярности технических профессий в России заговорили четыре года назад. Причём, разговор этот был профессиональный и предметный. Глава питерского комитета по Высшей школе жаловался на образовавшуюся нехватку мест в общежитиях. Специалист рассказал, что низшая точка — 2008-й, после этого положение стало выправляться, и, несмотря на рейтинги престижности вузов, — тогда безраздельно властвовали англосаксы, — в наше отечество прибывали на учёбу и иностранцы.

Встроившись в «свободный» мир в 1990-х, Россия всё же не потеряла всех наработок, доставшихся ей в наследство от Союза. Конечно, разграблено и разбазарено было немало, но разговоры о смерти отечественной экономики всё же оказались несколько преувеличенными. Дело в том, что мы приняли правила цивилизованного мира и в статистических подсчётах, базируясь на которых, недоброжелатели выписывали РФ диагноз о кончине. Взгляните на самые «дорогие» (продавшие свои акции на наибольшую сумму) предприятия мира. Там «Шелл» со всеми принадлежащими ему нефтяными скважинами, — ну, понятно, что наших нет и в помине, — в 29 (!) раз дешевле «Гугла», в 16 — колы. Углеводороды, значит, никому не нужны. Все — в сетевом поиске газировки, которая до магазина доедет, наверное, на виртуальном бензине. Такая вот «экономика знаний» перевёрнутого мира.

Инна Макарова в фильме «Высота» (1957)

А Россия, похоже, встаёт на ноги. Не с колен, а с головы. Ведь именно в этой позиции располагается «цивилизованный мир». ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В наступающем учебном году осваивать рабочие специальности начнут в системе профессионального образования РФ на 43 тысячи человек (4,6%) больше, чем в прошлом. Прирост, вроде бы не слишком высок, но эта тенденция — не первый год. В 2016-м порядка 40% девятиклассников выбрали для продолжения учёбы техникумы и колледжи. И об этих фактах не без законной гордости отчиталось Минобрнауки. ☆★ Искривление в пользу модных профессий начало исправляться.

Не само по себе, жизнь заставила, требования рынка или запросы страны. Далеко, не всякому креативному маркетологу или бренддизайнеру с очень престижным дипломом положат сразу после выпуска тысяч 80 оклада. А вот нормальному сварщику — запросто. Да и рабочий класс сегодня — не только по старинке токаря/слесаря. Нужны операторы программно управляемых станков, мехатроники, спецы по прототипированию. Более приземлённая потребность российской экономики — разнорабочие без опыта, но с проживанием. Эти вакансии занимают гости страны из тех республик, которые в советское время мечтали прекратить кормить Москву.

Инструментом пропаганды пролетариата выступает самый рыночный механизм — зарплата. Дефицит, порождённый в 1990-е, когда все стремились в юристы/экономисты, многие из которых ныне без работы по специальности, довёл до того, что владеющие востребованной профессией и руками, растущими откуда надо, могут получать зарплату более сотни тысяч. А уж если они согласятся на выезд в регион... невидимая рука рынка не постесняется достать из сейфа и ещё большие деньги. Правда, это пока не убеждает выпускников, многие из которых настроены на получение ещё не утерявшей вес «корочки».

По всей вероятности, кроме рынка с его невидимыми никому дланями, — а вот они, ручки-то, — нужен и элемент госзаказа на дипломированных специалистов. Чтобы не было, как в советское время перепроизводства выпускников технических вузов и шуток про отношение, «как к простому инженеру», как в миниатюре Аркадия Райкина «Дефицит». Видимо, родители этой избыточной в СССР профессии и стали отдавать своих детей учиться на креативных юристов/экономистов. Впрочем, раз факт, что зарплаты рабочих растут быстрее всех, обнаружен экспертами, жди перемен.

И вектор уже начал меняться. На профессионально-техническое образование уже нацелено более половины девятиклассников. Они осознали, что к популярным всегда «сервисным» рабочим профессиям, — автомеханика, парикмахера, продавца, повара, — добавились «трудовые»: сварщик, станочник, мастер строительно-отделочных работ, тракторист сельхозпроизводства. Рост престижности этих и других специальностей явно не пойдёт во вред нашей экономике в условиях санкционной войны и импортозамещения.

Но нужна государственная программа с грамотным вмешательством той самой невидимой руки по исследованию рынка вакансий и отдачи по трудоустройству по специальности, и, желательно, с элементами проектного проектирования. Хочется верить, что власти в курсе нехватки кадров в различных сферах, и готовы вернуть престиж, — в том числе, при помощи дотаций на производство «правильных» фильмов, — профессиям врача, учителя, учёного, инженера, высококвалифицированного рабочего, что поможет стать базисом для окончательного выправления экономической ситуации в стране.