Соцсети — инструмент влияния, или Русских — в списки «без права переписки»

Назад

Соцсети — инструмент влияния, или Русских — в списки «без права переписки»

Планка доверия к западному медиапространству, более года сотрясаемого скандалами, начатыми избирательной кампанией Трампа — на низшей точке. Столько неприкрытых подлогов, влияющих на общественное мнение, — особая статья здесь — русский след, — до того не могли позволить себе и самые «жёлтые» СМИ. Был бездумно нарушен баланс между классической и «заказной» журналистикой, необходимый для эффективной работы пропаганды. Всё это вылилось в то, что Трамп окрестил ведущие издания фабрикой фейков. До какого-то времени соцсети оставались последним оплотом свободы слова. Но многое изменилось и здесь.

Виной тому, в том числе и боты, якобы покупающие в «Фейсбук» рекламу в поддержку кандидата, несколько тысяч постов, и, по слухам, меняющие результаты предвыборной гонки. Будь даже правдивой данная версия, всё это, безусловно, не смогло бы повлиять на результаты всенародного волеизъявления. Однако само то, что, между допросами в Конгрессе первые лица цифровых гигантов утверждают, что имеются, применяются, шлифуются технологии влияния на общественное мнение посредством управления контентом, вызывает интерес. В своё время демократическая общественность иронизировала по поводу крепости Советской власти, хребет которой сломало слово правды. Теперь почти в этой же роли оказались сами насмешники.

Механизмы глубинного «форматирования мозга» по А. Саймон

Больше года минуло с избрания Трампа, но цирк не уезжает. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Юристы президента США надеются, что вскоре расследование по «сговору с РФ» будет завершено. Блаженны верующие. Причём, на то, что спецслужбам это удастся, не полагается демпартия, ведущая своё следствие. Характерно, что высокий градус вокруг этой темы постоянно поддерживается Интернет-гигантами, постоянно достающими из рукавов новые данные по русскому вмешательству, по его масштабам. ☆★ Причём, число фальшивых аккаунтов влияния выросло с пары тысяч до миллионов.

Все эти фейбуки-твиттеры в своё время подорвали веру в себя разнообразными «цветными революциями», но те грешки, похоже, уже были забыты. Хотя попытки навязать свою точку зрения не прекращаются. Тем более, своё лыко в строку вплёл сам Трамп, утверждавший год назад, что победил, в том числе, с помощью «больших данных» и социальных сетей. Тогда миф о воздействии цифровых технологий на жизнь и общество, казалось, был развенчан. Теперь нас пытаются убедить, что всё не так просто.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Установлено, что в Америке соцсети стали видом медиа. Их роль в формировании нужных кому-то стереотипов ключевая. Тремя исследователями, — британскими? — доказана с помощью экспериментов над 689 000 пользователями возможность формирования у тех определённых чувств, «эмоционального заражения» без прямого контакта. Медийные площадки вслед за СМИ стали инструментом идеологии, внедряющими идеи в сознание контрабандой. ☆★ Выход — осознать сущность технологий, пытающихся влиять на сознание.

Соцсети — оружие контрабандного влияния на сознание

Покинувший «Фейсбук» топ-менеджер Чамат Палихапития первым делом, конечно же, выдал всю подноготную фирмы. Соцсеть была обвинена в безжалостном разрыве всей ткани общества, заставляя массы людей делать то, что ей угодно. Действительно ли работающий механизм дестабилизации глобального социума, это — недостаток сотрудничества за исключением «циклов обратной связи», — лайков, комментариев, репостов, — избыток дезинформации? Такова горькая правда об онлайн-экосистеме, манипулирующей значительными группами людей. Вот что ссоры с начальством делают с людьми. Увлечённость своей работой — вещь полезная. До определённых пределов. Если человек посвящает делу своей жизни, — тем более, когда это — информационные технологии, — он начинает верить в её всемогущество.

Психоинформационная война ведётся по всем фронтам. Одинаковая доступность всей палитры мнений в бумажных и электронных СМИ всегда была мифом: но и для маргинальных суждений находилась своя ниша. Здесь изменилось немного, но вот альтернативные мнения из изданий «мейнстрима» вымываются. Почти сразу после американского «Патриотического акта», уже к 2003-му глобальный медиарынок оказался в руках пяти корпораций. И не только «фабрики новостей». В тех эе карманах — инструменты более глубокого «форматирования мозга»: кино, ТВ, в том числе, — развлекательное, радио, музыка, Сеть. То есть всё то, что производит те самые «фейк ньюс».

«Фейсбук» по-фашистски и пользователей риски

Баланс мировоззрений ушёл из СМИ. И ладно бы только из российских, где приверженцев либеральных идеологий от двух до 15-ти процентных пунктов и они сконцентрированы в миллионниках. Но желающие зарядиться либеральным символом веры имеют свои нишевые газеты, радиостанции, телеканалы, сайты, жарко бьющиеся с кровавым режимом, уничтожающим всё, за хорошее/светлое/доброе. Казалось бы, прозванные «иностранными агентами» или «ошибочно рождёнными в России» — в информационном вакууме. Однако вспомните громкие подписи под резонансными письмами «правозащитников».

Интересно, что и на Западе мнение, совпадающее с воззрениями Трампа, по его утверждению, трудно встретить в «мейнстримных медиа». В Европе Ле Пен, немецкая «Альтернатива» объявлены нерукоподаваемыми. Почти фашистами, а ведь за них 15-30% электората их стран. Ладно, суждения этих людей не были представлены в газетах/ТВ, но в социальных сетях был баланс мнений. И вот владельцы Интернет-гигантов начали обработку пользователей со своей стороны. Около трёх лет назад начался эксперимент по «корректировке в правильном направлении» ленты новостей. Некоторые наиболее впечатлительные из «подсевших» были даже доведены этой реформой до депрессии.

Извинения руководства «Фейсбук» были формальными. Затем медиаплатформа стала влезать в переносные гаджеты, намеренно внедряя ошибки в обновления. Так выявили время отказа от неработоспособного ПО, изучив лимит доверия соцсети, позволявшей себе забанить политиков из РФ сразу вслед за тем, как Госдеп ввёл санкции против них. Так удалили из нескольких площадок виртуальных коммуникаций Рамзана Кадырова безо всяких предупреждений. Ранее «права переписки» лишались многие известные люди из лагеря патриотов, но не владельцы страниц с неонацистскими постами украинских «небратьев».

В общем, свобода слова — миф. Как в СМИ, так и в соцсетях, особенно в транснациональных и для российского пользователя. Жаловаться смысла нет, ведь все согласились с правилами, поставив галочку в соответствующем поле. Вот так смартфон с ПО, произведённые в «стране-партнёре», могут лишить источника информации и способа коммуникации. Какой тут информационный суверенитет, если США уже ввели войска в российские соцсети, где обученные блогеры за неплохую зарплату выставляют в глупом виде власти, медиа, армию РФ. Что же остаётся? Заблокировать инструменты виртуального общения! Но что тогда будут делать люди? Хаотически передвигаться по улицам со своими фотографиями и спрашивать у встречного: «тебе нравится?»