От Уолл-стрит и до Кремля: такова стезя рубля

Назад

От Уолл-стрит и до Кремля: такова стезя рубля

Не всё из категории «своё», особенно, если это — деньги, не трёт кармана, не тянет плеча, ближе к телу и сытней. Порой и собственные финансы могут доставить беспокойство. Попробуйте избрать местом хранения кровного рубля личный ботинок в походе. Ещё лучше — чужой карман, даже если он — в брюках самого надёжного банкира мира. Похоже, это осознал русский бизнес. А помог ему в этом Минфин. Да не отечественный, заокеанский, усердно составлявший кремлёвские списки с особо секретными приложениями к ним. И российский капитал побежал. Но не по привычному маршруту «из», а совсем наоборот, домой.

Выходит, что поиск капиталами комфортабельного обиталища, тихой бухты на чужбине успехом не увенчался, и чужой калач оказался горше своей краюхи. И даже «жадные мачехи» поняли, что комфортабельные заграничные убежища, куда не дотягивается рука российских фискальных органов, не будут спокойным приютом для нажитых непосильным трудом состояний. Тем более, это самое уютное обиталище для денег стало терять солидность да фундаментальность.

Та безупречность репутации швейцарского банкира, излучающего уверенность и внушающего доверие, на которую в любую погоду не пало ни тени подозрений, те бесстрастность и беспристрастность хранителя финансов, испарились. И теперь символами альпийского государства остаются часы, сыр, солдатский складной нож да шоколад, а вот банковская тайна, простите, нет.

Увидав Уолл-стрит изнанку, выбрали в России банки

«Нейтральные по жизни» не прогибались ни под Наполеона, ни под Гитлера. Так, сотрудничали, но келейно. Затишье, так любимое финансами, лишь изредка нарушали выпадающие из окон плейшнеры. А вот Дядя Сэм сломал центральноевропейских хранителей богатств. Подобно сенбернару (пёс этот, кстати, — тоже из альпийских монастырей) заокеанский «родственник» вцепился в финансовые секреты, к 2016-му после целого ряда дел, прозвучавших на всю планету, сорвал с этого института одну за другой все семь печатей.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Различные правоохранительные институты США диктуют свою волю большинству кредитных учреждений мира. Несогласных наказывают. Показательно и жёстко. Не понравились сделки «Дойч Банк» — штраф $7,2 млрд. Просил американский Минюст 14. И затем немцев наказывали долларом неоднократно. Бьют и по репутации англичан, что роняет цену акций «Стандарт Чартеред». Американцы могут запретить финансистами всей Земли работать со странами, которые они записывают в списки различной черноты. За связь с иранцами французский БНП «попал» на рекордные $8,97 млрд. Наблюдателям за океаном показалось, что кредитное учреждение отмывает деньги — наказание. Обирают за «невыполнение нормативов» даже латышей. ☆★ Вот такая экстерриториальность.

Долларовый орангутанг заставил плакать «Дойч банк»

На Альбионе задались вопросом: есть ли у США право вмешаться в любой стране в работу той или иной фирмы, которая противоречит законам Града на Холме. Тот самый «Стандарт Чартеред» — банк небольшой, но посмел работать с коллегами из Ирана, а всё, что имеет отношение к этой «токсичной» стране, может быть (прекрасное определение) оштрафовано. Американские власти имеют право покарать любую финансовую организацию, ведущую… расчёты в долларах, что, как выяснилось, может затронуть интересы США, а потому обязаны соблюдать их законы. Следовательно, переход на расчёты в обход «вечнозелёного» — жизненная необходимость для государств.

Так как отказ от «бакса» сегодня — пока неосуществим, особенно для всемирных организаций, приходится мириться с доминированием Штатов. И Уолл-стрит совместно с американскими правоохранителями время от времени образцово-показательно наказывают неугодных. Не понравилось «цитадели демократии» слишком самостоятельные действия Международной шахматной федерации во главе с Илюмжиновым, — видите ли, ФИДЕ (о, ужас!) контактировал с сирийцами, — надавили на швейцарских банкиров, чтобы те закрыли счета «бунтарей». Нужен ли нам такой «спорт»?

Говорят, мир уходит от долларовой гегемонии. Это, несомненно, радует в свете вышеперечисленного. И не только этих факторов. Однако, при межстрановых расчётах потребуется какой-то денежный эквивалент, а многие макроэкономисты считают, что возвращение к золотому стандарту не слишком реально. И тут возникает вопрос: стоит ли однозначно радоваться тому, что место на пьедестале займёт юань, — судя по величине экономики, больше некому. Не положит ли со временем Китай всех под себя? Ответа пока нет, но, видимо, не так просто Путин не стремится «в омут с головой» вписаться в проект Поднебесной «пояс — путь». Впрочем, это — не история с бегством капиталов… в Россию.

Рубль возвращается в родные пенаты (рис — Виталий Подвицкий)

Для возврата русских денег домой предпосылки имеются. Для этого разрабатывается механизм, что, естественно, не могло укрыться от пристального взгляда акул пера. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Агентство «Рейтер» сообщило что, выпускаются высокодоходные олигархические спецоблигации. Вот на что животворящая угроза санкций способна! Программа представлена «Сбербанком приват банкингом», проектом обслуживания состоятельных клиентов. По данным британцев на родину из Швейцарии воротились свыше $ 190 млн. ☆★ А ведь «Сбер» — всего лишь «один из». Имеются и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании.

Что характерно, возвращение в родные банковские пенаты стартовало ещё до того, как увидела свет открытая часть «кремлёвского доклада». И 2017-й стал рекордным годом по притоку денег в Россию. Интересно, каков будет результат, когда сведут статистику всех наших банков. И если всю эту цифирь опубликуют. Всё толерантное человечество знает, что путинская РФ — страна закрытая. Но как бы то ни было, в январе работники сбербанковского премиального подразделения (кто именно — не сообщается) наблюдали аномально высокий наплыв денег в РФ из-за границы. Лёд тронулся? Нашим надоело, что власти США периодически поигрывают финансово-юридическими мускулами не на своем Холме?

«Своё», которое не трёт кармана и не пахнет, возвращается. Загнанные, многострадальные денежки впервые за четверть века сменили направление движения, отправившись на Восток, в Россию. Пусть Минфин говорит о минусах крепкого рубля, а Центробанк — о недостатках слабого… плюс его только один. Он в том, что дома его не экспроприируют американские «законники». Так что разговоры о том, что целковый не падает, а только приседает с целью сделать мощный прыжок в нужный момент, возможно, — не пустые слова.