Расследование: Главная ИТ-система Казначейства РФ «зависла» на 2 года

Назад

th.allth {background-color: #EBEBEB; text-align: center; font-weight: bold; } .odd {background-color: #FFFFFF; } .even {background-color: #F7F7F7;} .odd td, .even td {padding:15px 10px;}

Источник: CNews, Текст: Денис Легезо

Федеральное Казначейство не сумело в срок завершить создание всероссийской ИТ-системы бюджетирования. К началу 2010 г. она должна была функционировать во всех 83 регионах страны, а заработала только в шести. При этом за пять лет ведомство распределило колоссальный ИТ-бюджет, превышающий 15 млрд руб.

Запуск одного из самых масштабных государственных ИТ-проектов в России задерживается минимум на два года. Автоматизированную систему Федерального Казначейства (АС ФК), которая должна обеспечить бюджетирование в масштабе всей страны (сбор данных, составление планов, анализ план-факт и т.д.), планируется развернуть только к 1 января 2012 г., тогда как ранее запуск был намечен на январь 2010 г. Об этом CNews заявил заместитель руководителя Казначейства Алексей Попов. Значительный сдвиг сроков запуска он объясняет изменениями в законодательстве.

Технические работы по созданию АС ФК стартовали в 2005 г. Строить ее решено было на базе ERP-системы Oracle E-Business Suite. Финансировать модернизацию Казначейства согласился Всемирный банк, выдавший России кредит на эти цели в сумме $444 млн. Как пояснили CNews в банке, условия предоставления кредитов типичны, процент по выплатам устанавливается на уровне немного выше ставки LIBOR.

На ERP предполагалось потратить почти $65 млн из выделенных Всемирным банком средств. Головным подрядчиком по этим работам стала сама Oracle. В консорциум с ней вошли НИИ «Восход», «Борлас», «Форс» и «Овионт информ». По плану проект должен был продолжаться 7 лет. За 4 года (с начала 2006 г. до начала 2010 г.) предполагалось создать и растиражировать АС ФК в региональных отделениях, затем система должна была встать на трехлетнее гарантийное обслуживание.

Но в начале 2010 г. ведомство приняло работы только по разработке и опытной эксплуатации системы, сообщил CNews Алексей Попов. Из выделенных средств подрядчикам на сегодняшний день, по его словам, выплачено лишь 10-15%. Финансирование происходит через головного подрядчика - компанию Oracle.

Планировалось, что к началу 2010 г. по всей России в структурах Казначейства будет развернуто 367 тыс. автоматизированных рабочих мест (из которых 30 тыс. в Казначействе, Минфине и Счетной палате). Но на сегодняшний день их число не превышает 27 тыс. Установлены они в 6 регионах России из 83.

Финансирование ИТ в Федеральном Казначействе. Средства, выделенные с 2005 по 2010 гг.

Статьи расходования средств Кредиты Всемирного Банка Федеральный бюджет
ERP-система Oracle (2006-2013) $65 млн
Прочее финансирование ИТ (2005-2010) $163 млн
Создание и доработка ПО (с 2005 по н.в.) 2,5 млрд руб.
Другие расходы на ИТ (с 2005 по н.в.) 5 млрд руб.
Сопровождение новых серверов АС ФК, поддержка ее резервного вычислительного центра и эксплуатация сайта (2010-2012) 933 млн руб.
Дообработка АС ФК под изменения в законодательстве (2010-2012) 200 млн руб.
ИТОГО: $228 млн 8,633 млрд руб.

Источник: CNews Analytics

С вопросами о переносе сроков проекта CNews также обратился к участникам консорциума. Представитель Oracle Марина Савинова ответила, что все вопросы по проекту находятся компетенции Казначейства. Алиса Акулова, представитель «Форс - Центр разработки» сказала, что без согласия генерального подрядчика (Oracle) компания-субподрядчик не вправе давать какую-либо информацию. Представитель IBS Евгений Кутилов заявил, что участие «Борлас» (входит в группу компаний IBS) в проекте прекращено еще в 2007 г. по организационным причинам и давать комментарии было бы не корректно.

Всемирный банк кроме двух декабрьских контрактов 2005 г. с Oracle (с американской Oracle Corporation и голландской Oracle Netherland B.V., каждый по $34,8 млн) сообщал о ряде других крупных выплат российским интеграторам, как правило, за серверы для развертывания системы в регионах. Кроме вендора ERP-системы крупные суммы по проекту выделялись компаниям «Ай-Теко» ($15,4 млн в декабре 2007 г., $31,1 млн в ноябре 2008 г. и $24,5 млн в декабре 2009 г.), «Крок» ($23,7 млн в декабре 2009 г.), Kraftway ($19,8 млн в мае 2010 г.) и «Систематика» ($29,5 млн в августе 2008 г.). Кроме этих сумм по линии Всемирного банка выделялось большое количество значительно более мелких сумм на консультирование, обучение и т.д. Всего $165 млн., из которых около $163 млн пришлось на 2005 - 2010 гг.

Общая сумма на модернизацию ИТ Казначейства кроме программы Всемирного банка складывается также из затрат российского бюджета. По оценке CNews Analytics, общий объем объявленных Казначейством с 2005 г. по сегодняшний день тендеров, связанных с ИТ, составил более 7,5 млрд руб. Сюда попадают как работы по унаследованным системам, так и связанные с АС ФК. Из этой суммы на разработку, создание и доработку ПО было заложено порядка 2,5 млрд руб.

В июне 2010 г. Федеральное казначейство объявило еще два тендера, связанных с информационными системами, на общую сумму более 1,1 млрд руб. Их победители определятся уже в начале июля 2010 г. Работы, связанные с обслуживаем оборудования и доработкой информационной системы ведомства подрядчики будут выполнять в течение 1,5 лет.

Победитель электронного аукциона с максимальной суммой почти 933 млн руб. займется сопровождением всей техники АС ФК (серверов, систем хранения данных и т.д.), которая будет установлена во всех регионах России, возьмет на аутсорсинг резервный вычислительный центр и официальный сайт, а также техобслуживание центрального аппарата Казначейства. Кроме того, исполнитель госконстракта должен будет обследовать региональные органы Казначейства и составить уточненные технические требования к системе.

Компания, которая выиграет открытый конкурс с начальной ценой почти 200 млн руб. должна будет доработать под изменившееся законодательство программную часть АС ФК.

Автоматизированная система Федерального Казначейства должна будет заменить разработанную ранее систему «Центр-КС». Ее создание обошлось бюджету в 673 млн руб. – соответствующий конкурс на внедрение и сопровождение ПО в 2005 г. выиграла компания ОТР. По словам Алексея Попова, все работы у ОТР были приняты, а впоследствии эта компания вошла в консорциум с Oracle, где будет заниматься тиражированием системы.

Таким образом, общий объем ИТ-контрактов, заключенных Федеральным Казначейством за последние пять лет превысили $230 млн со стороны Всемирного Банка и 8,6 млрд руб. со стороны российского бюджета (не считая многочисленных неучтенных мелких договоров) т.е. более 15 млрд руб. Алексей Попов считает, что помимо уже объявленных сумм каких-то дополнительных расходов на создание АС ФК не потребуется.

Мнение аналитика ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

Автор: ведущий системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ» Петрова Надежда

Грустно наблюдать, как буксует очередной крупный проект по внедрению западной ERP-системы на российских просторах. Особенно примечательно, что в отличии от других неудач (вспомним хотя бы проект по Связьинвесту), здесь мы имеем дело с попыткой применения типового программного решения - ERP-системы Oracle e-Business Suite (OEBS) - с целью автоматизации очень специфических процессов управления государственными финансами. Достаточно взглянуть на российскую нормативную базу в этой области, чтобы понять, что простой кастомизацией OEBS здесь не обойтись и что такой подход будет чрезвычайно дорогим (всем известна стоимость услуг консультантов и разработчиков на OEBS). Сказанное выше нисколько не умаляет достоинств Oracle e-Business Suite. У этого продукта богатая и успешная история внедрений по всему миру, но даже у такой функционально насыщенной системы есть свои пределы применения.

Но только ли в OEBS дело? На мой взгляд, нет, совсем не в нем. В любом случае решение о применении ERP-системы и глубине ее использования принимает команда управления проектом, оценивая риски и взвешивая все за и против.

Мировая практика показывает, что большая часть IT-проектов завершается со значительными отклонениями. Изменения в законодательстве, которые происходят в процессе разработки ПО, конечно влияют на ход самой разработки, но это ведь обычная практика. Любой современный разработчик должен уметь работать в условиях постоянно меняющихся требований. В конце концов, это часть нашей профессии. Поэтому этот аргумент не может выдвигаться как решающий при такой существенной (на несколько лет) задержке сроков реализации проекта. Бюджетное законодательство меняется и в этом году, но ведь разработчики текущих систем справляются со своей работой. Не может же Минфин на 2-3 года приостановить бюджетную реформу только для того, чтобы успеть доработать АС ФК.

Компания «Овионт Информ» с самого начала активно участвовала в подготовке конкурсных предложений в составе консорциума, однако после победы в тендере нам была отведена минимальная роль, в результате чего мы фактически не принимали участия в работах по АС ФК. В итоге, многолетний успешный опыт работы специалистов «Овионт Информ» по автоматизации процессов Федерального казначейства не был использован.