Постиндустриализм и российское профобразование

Назад

Постиндустриализм и российское профобразование

Одной из важнейших побед перестройщиков стала окончательная компрометация и при социализме-то не слишком престижных ПТУ, где получить образование стало равноценно потере человеческого облика. Даже в промышленных городах училища закрывались, а колледжи стали готовить менеджеров. Первое участие сегодняшних учеников наших училищ в чемпионате рабочих профессий принесло зловещий итог: последнее место. Неужели обратной дороги нет? Столичное профобразование дало жизнеутверждающий ответ. Московские «ремеслухи» уже пятилетку учитывают насущные требования городского рынка труда.

О том, что ситуация критическая: престиж, да и плюсы обучения в ПТУ невысоки, программы обучения устарели, российские власти поняли не вчера. Выходы предлагались разные.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2006-м председатель правительства призвал корпорации организовывать учебные центры при предприятиях, корпорациях для подготовки квалифицированных кадров. Также очевидной стала необходимость повышения зарплат, предоставление жилья, улучшения трудовых условий. Эти рецепты повышения престижа рабочих профессий были озвучены тогдашним президентом более трёх лет назад. Медведев разглядел проявляющиеся, улучшения в данной сфере. ☆★

Такая вот ярмарка вакансий Недавно глава правительства рассказал о намерениях создать сеть современных профтехучилищ, которые, по задумке верхов, будут пользоваться вниманием местных властей и молодёжи, особенно, если будет решён вопрос об отсрочках от призыва для учащихся, вместо них на военную службу предлагается забирать студентов коммерческих вузов.

Что же подтолкнуло власти к этим заявлениям? Четыре года назад в Кремле прошло заседание Госсовета под председательством президента. Были подняты текущие проблемы в системе образования. Было решено, что ПТУ — не «отстойник для трудных подростков», но рычаг экономической модернизации страны. Развивающейся хозяйственной деятельности государства необходимы квалифицированные рабочие, потребность в них гораздо выше, чем в большинстве «спецов» с дипломами высшего образования.

Как поднять авторитет рабочих профессий в России? Причину его падения лауреат президентской премии в образовательной сфере Юрий Крупнов видел отчасти в том, что заводы закрываются, и в перекосе в сторону «престижного» высшего образования. Долгое время у властей не было стратегии промышленного развития, даже просто понимания, какой рабочий нужен. Проблемы ПТУ и техникумов были сброшены на регионы, став заложниками возможностей субъектов РФ.

«Ремеслухи» были превращены в социальные гарлемы, своеобразные резервации. Туда шли ребята, не имевшие возможности получить «правильное» образование, но при этом… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Вклад ПТУ в рабочие специальности не превышал 20-ти процентов. Есть другие данные, но и там их показатель не превосходит и трети. ☆★

Главное, чтобы ученик крепкий попался Как бы то ни было, все понимали: закрывать училища нельзя. И дело не только в том, что на кону стоит полный развал профобразования, но и социальная функция. Провал заставил Минобрнауки начать подготовку реформы этого образовательного сегмента.

Подтолкнул власти к этому шагу не только рассуждения, но и такой факт. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В прошлом году в Лейпциге прошли дебютные международные соревнования среди рабочих профессий. Итог нашей делегации, представлявшей 15 профессий: 54-е, последнее место. В турнире, который предварял региональный отбор, состязалось свыше тысячи учеников. ☆★

Выводы из этих неутешительных предпосылок сделаны. Зарплаты рабочих растут, зримо опережая оклады «офисных», продавцов, охранников. Плюс — соблюдение норм Трудового кодекса. Всё это постепенно стало возвращать интерес к рабочим специальностям.

А ведь до того два десятилетия в РФ совершенно позабыли о ценности для экономики человека труда, не уделяли внимания его подготовке. Эксперты-управленцы с ностальгией вспоминают советскую эпоху, когда пролетарии были не только классом-гегемоном, но и героями газетных статей, книг, фильмов. А сейчас в синонимы к слову «пролетарий» подобраны: «нищий» и «неудачник».

Делаются шаги в том направлении, чтобы люди труда почувствовали себя нужными стране После развала СССР ситуация изменилась кардинально: подрастающему поколению «сбили настройки», в примеры превратились не те, кто действительно мог работать, что-то произвести своим трудом, а профессии другого рода. С определённого времени ценностью стало умение продать (в том числе себя), а не сделать что-то. Специалисты констатируют, что молодёжь стала стремиться быть поближе к банкам и шикарным офисам корпораций, ничего не производящих, а не к производственному труду. Но есть и другие примеры.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В столице, утверждает глава одного из столичных центров образования Ефим Рачевский, изменения начались задолго до вступления в законную силу 273 ФЗ «Об образовании». Было интегрировано начальное и среднее профобразование в одном юрлице. Московские ПТУ стали учитывать современные потребности городского рынка труда. Результатом стало то, что немало из них стали испытывать довольно высокую конкурсную напряженность. ☆★

Хочется верить, что эти меры восстановят комплексную систему среднетехнического профессионального образования. И заметный дефицит профессионалов – фрезеровщиков, токарей, рабочих других специальностей будет ликвидирован новой системой подготовки.

Делаются первые шаги в направлении того, чтобы люди труда почувствовали себя нужными стране, молодёжь стала делать выбор в пользу производственных профессий, однако нужны более ощутимые стимулы кроме, безусловно, достойных зарплат.

Конечно, в сравнении с бедламом девяностых, всё не так уж печально. Но утешение ли это? Может уже настала пора ставить новые цели? Но для этого нужно, чтобы сменила курс вся страна, у которой сейчас другой тренд, она продает, а не производит. Необходим единый, а не локальный, план развития, для комплексного решения проблем промышленного сектора.