Антиоффшорные баталии на законодательном поле

Назад

Антиоффшорные баталии на законодательном поле В конце июня в правительство во исполнение поручения премьера Медведева поступили доработанные предложения из ведомств, — Минфина, Минэкономразвития, — и Союза промышленников и предпринимателей. Специалисты министерств и РСПП корпели над «противооффшорными» поправками в Налоговый кодекс, корректировали и исправляли недочёты в системе налогообложения доходов и прибыли фондов и трастов, что называется, «контролируемых иностранных компаний», частью уставного капитала которых владеют отечественные предприятия или физлица.

Планируется, что если удастся преодолеть все расхождения во взглядах, начало которым, по мнению бизнесменов, положило декабрьское послание Федсобранию президента, изменения в НК вступят в силу c начала 2015-го. Впрочем, из-за разногласий нельзя исключать вариант, что принятие закона может быть перенесено на осень.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Первоначальный законопроект, подготовленный финансовым ведомством, устанавливал очень жёсткие рамки в налогообложении «нерезидентных» компаний. Последней его версией было предусмотрено, что взносы в казну следует брать с тех, кто является владельцем даже десятой части иностранной фирмы. ☆★

В бронированном сейфе хранится чёрный-чёрный список. Заплати налоги!!! Предприниматели, не сомневавшиеся в необходимости более жёсткого контроля над оффшорными капиталами, сумели убедить председателя правительства, что планку совокупного участия следовало поднять до пятидесяти процентных пунктов плюс один голос. И данное пожелание было учтено в распоряжении главы кабмина.

Все понимают, что одна из причин существования оффшоров — уменьшение рисков кредиторов, участвующих в финансировании поставок. И принятие закона в том виде, как его предлагал Минфин, могло оказать существенное влияние на экспортные поставки, в том числе, высокотехнологичной продукции.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: К марту в финансовом ведомстве разработали законопроект, регулирующий деятельность контролируемых иностранных компаний. Он обязывал предпринимателей, владеющих иностранным бизнесом в государствах «чёрного списка», платить взнос в казну с нераспределенной прибыли (ставка — 20%). При этом ряд предпринимателей высказывал опасения, что придётся фискальные сборы платить дважды, — в стране регистрации и РФ. ☆★

Бизнесменов, положивших немало сил для того, чтобы документ был смягчён, также серьёзно волновало, не чересчур ли широко очерчен круг тех лиц, которые могут столкнуться с дополнительными затратами. В частности, на физлиц планировалось возложить и такую обязанность — уведомлять налоговиков о своем участии во всякой зарубежной организации самостоятельно, в случае, когда доля подобного участия превосходит 1 процент.

Много сломано зубов при обсуждении этого вопроса Экспертов беспокоило, не зашли ли авторы закона слишком далеко, и каким образом подобный вал уведомлений будет обработан налоговиками. Их силы были оценены в правительстве, пожелание предпринимателей было услышано, а потому прозвучало такое предложение налогоплательщикам: отчитываться в своём участии в оффшорах, начиная с двадцати пяти процентов. Следовало добраться до сути и в том, какие именно сведения физлицам необходимо будет предоставлять. И для уточнения этих моментов, по всей вероятности, юристам и чиновникам придётся тщательно поработать над поправками в смежные законодательства.

Обращено внимание и ещё на одну недоработку. Консультанты подметили важное разногласие, которое требует оперативного решения, они указали на желательность уточнения критериев установления списка тех зарубежных государств, на которые и будет распространяться юрисдикция готовящегося законопроекта.

Обозначено пожелание: составить реестр стран, который ляжет на стол Минфина и Федеральной налоговой службы, которым ведомства станут руководствоваться при налогообложении. Было предложено взять за основу, так называемые «чёрный» и «белый» списки Минфина, которые покрывают, по мнению бизнесменов, весьма значительное количество государств.

Однако, при этом необходимо тщательно проштудировать вопрос, не появятся ли «белые» юрисдикции, не считающиеся по определению рискованными, в числе оффшоров. Готовящим законопроект специалистам предстоит определиться и с тем, каким должен быть уровень эффективной фискальной ставки по налогообложению прибыли зарубежного предприятия от того уровня, который установлен в России.

От налога нет спасения нигде ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Согласно законопроекту финансового ведомства, внимательно изучившего математические выкладки «смежников», эта планка должна быть установлена на высоте в 15 процентных пунктов. Такое решение значит, что традиционно привлекательные для предпринимательства оффшоры, где ставки на прибыль установлены в районе 13-ти процентов, покинут реестр «белых» юрисдикций. К таким странам относятся Ирландия, Кипр, Швейцария. В итоге поступили предложения о более низкой ставке в 9-10%. ☆★

Кроме указанных недоработок, создателям билля необходимо будет определиться и с проблемой, каким будет установлен переходный период для готовящегося закона. В числе необходимых для доработки статей названа и та, где очерчен круг фирм, которых он коснётся. Имеется вероятность, что он будет затрагивать лишь крупных акционеров. Данный вопрос уже ставился на повестку дня, однако ответ на него не был найден.

Позже стало достоянием гласности, что Минэкономразвития было предложено на первоначальной стадии, при введении закона о противодействии оффшорам следует и вовсе отказаться от установления фискального резидентства. Специалисты осознавали, что предпринимательство оказывает сопротивление по такой причине: стоит ему уйти из оффшора, и его затраты увеличиваются в несколько раз. Более того, растут и фискальные платежи. Так что, пока компромисса не достигли, но надежда на него все-таки есть.