Кому-то еда живая, а кому-то — и мёртвая

Назад

Кому-то еда живая, а кому-то — и мёртвая

Всё-таки, какая-то странная Россия-бензоколонка: снижает долю экспорта углеводородов, одновременно этот показатель в сфере продовольственных товаров и сырья для дальнейшей переработки растёт. Подобное явление — и в товарной структуре вывоза в Китай, жители которого полюбили наши продукты питания, кондитерские изделия, напитки, и различные соусы-приправы. Дело не только в дешевизне из-за девальвации целкового, но и в далёком от идеала качестве провизии из Штатов, стремящихся монополизировать мировой продовольственный рынок. И вот здесь бы не стоило внедрять пищевые стандарты, применяемые в США.

Лишь в одном вопросе не только жители, но и бюрократия Старого Света осмелилась поднять бунт против Старшего Брата. Когда тот вслед за контрактом о ТТИП намеревается положить на их стол свой провиант, ну, никак не соответствующий изысканным европейским запросам. Причём, чувствуют себя более цивилизованными, — по крайней мере, в отношении того, чем питаются джентльмены, а не заокеанский сброд, — все. От Атлантики до Балтики. За право сладко спать/сладко жрать они готовы взять в руки оружие-2.0: смартфоны для голосования против.

Если в качестве еды Штаты и уступают, то в широком диапазоне правительственных структур, основательности изготавливаемых ими норм дадут фору любому. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Минсельхоз США, в структуру которого входят 18 ведомств, даже не был допущен к разработке ХАССП, концепции анализа и оценки рисков безопасности продуктов. Это — дело рук военных. Существует за океаном и Национальная служба аграрной статистики. Там пишут нужные доклады о глобальном продовольственном рынке, где подчёркиваются конкурентные преимущества продовольствия США. Те становятся руководством к действию, так как отвечают национальным интересам страны-гегемона. При этом заказываются исследования с прогнозированием восприятия импортного продовольствия русским потребителем. ☆★

Дни русского производителя в китайских супермаркетах

Естественно, у нас ни подобной структуры, ни службы, способной противостоять системному подходу «партнёров» не существует. Зато во всех «развивающихся странах» существуют рекруты американской Зарубежной аграрной службы (FAS), чтобы держать руку на пульсе сельскохозяйственных секторов России, ЕС, государств Азии, Южной Америки. Задача — быть в курсе продовольственных стратегий стран мира в заботе, естественно, о нужных интересах. «Штаб» должен знать, что может помешать монополизации США глобального рынка провианта и сельхозпродукции.

Сбор информации позволяет дать рекомендацию фермерам, усиленно использующим ГМО, производить именно культуру «Икс», потому что она будет в ближайший год в дефиците. Бороться на структурном уровне с этой экспансией РФ, конечно, не может. Однако это не означает, что битва безнадёжно проиграна. У нас есть палочка-выручалочка — контролирующие органы и Россельхознадзор. Так, этим ведомством был запрещён ввоз в нашу страну генномодифицированных бобовых из США.

Видимо, эти прекрасные товары будут проданы в КНР и ЕС, где прогнозируется снижение урожая данных культур. Кроме того, американские институты точнее, чем Росстат, предсказали урожай зерна, который будет собран русскими аграриями. Точен ли их отчёт, что фермеры ЕС приспособились к эмбарго Москвы? Трудно сказать, но, например, у тысяч итальянских пейзан — противоположное мнение. Так что прислушиваться к мнению аграрных спецслужб противника, безусловно, стоит, а трепетать от их всеобъемлющих знаний, наверное, нет.

Поднимем пломбиры, содвинем их разом

В арсенале американских сельхозстатистиков имеются интересные наблюдения. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: К множеству индикаторов экономического состояния страны они добавили свой признак. Это — производство молока. Так вот, по одним данным этот показатель в РФ за год упадёт на 2% (USDA), по другим — не изменится. На Украине показатель молочного спада двузначный, изготовление сыров упало и вовсе на 19%. Специалисты признают и острые проблемы в США. Каждое 25-е домохозяйство в Штатах временами голодает. Не мудрено, если 43% граждан тратят больше заработанного. Конечно, их кормят с помощью продуктовых талонов. Но эта программа постоянно сокращается. ☆★ Между тем, пока кто-то недоедает, кто-то — выбрасывает продукты. Порядка 40% пригодного провианта в США попадает на свалки.

Но вот только согласен ли мир питаться изделиями продовольственных компаний, чьи усилия направлены лишь на снижение себестоимости при игнорировании потребительских качеств продуктов? Между тем, китайский импорт продовольствия в целом увеличивается. Но если в Поднебесную ввозят всё больше провианта из Европы и Южной Америки (прирост более двадцати процентов с каждого континента), то из США этот плюс — лишь 0,2%. В Поднебесной нормально относятся к «промышленным связям» со Штатами. Но вот подсесть на кормёжку из «страны фаст-фуда»… Россия входит в «азиатский сегмент» импорта провианта КНР, откуда ввозится почти половина продовольствия.

Пищевые стандарты США не пройдут

Уже ни для кого не секрет, что значительная часть изделий продовольственных транснациональных корпораций привлекают покупателя не естественным запахом еды, а особыми «духами». Американские продовольственно-экологические эксперты предлагают попробовать съесть биг-маг через полчаса после его приобретения, когда краски померкнут, пьянящие запахи вместе со вкусом выветрятся. Наверное, эта пища и идёт в помойку вместе с почти половиной всей американской еды, которая в основном производится из промышленных компонентов, искусственных ароматизаторов. подвергается глубокой переработке.

Граждане Поднебесной, наверное, кушать хотят, но уже не так, как в старом анекдоте, когда выкапывали рис на третий день после его посадки. На прошедшей в октябре очередной международной ярмарке «малосредних» предприятий наибольшей популярностью пользовались российские продукты питания и косметическая продукция. Ситуация с этими изделиями схожая: минимум порой вредных отдушек и ароматзаторов, максимум натуральных компонентов. Ещё один плюс — отсутствие маркетинговой наценки.

Безусловно, нельзя оценивать ситуацию в розовых очках: интерес к русским харчам вызван далеко не только их «кипельно-белым цветом и повышенной пушистостью». Подъём интереса обусловлен заметной девальвацией рубля. И, вместе с тем достаточно быстрой переориентацией нашей промышленности на несырьевой экспорт. Эти меры, особенно касающиеся сельхозпроизводителя, позволили не просто наращивать экспорт в Китай, но и обойти экспорт в Турцию: $753 миллиона против 727-ти. Интересно, что эти поставки пока «нецентрализованные». Чтобы закупать наш провиант в полном объёме на государственном уровне, Китай должен снять все ограничения по поставкам. Эта мера была введена в 1997-м из-за обнаружения заболевания в зерновых, делающего культуру непригодной для хознужд.

Впрочем, уже известно, какая фирма займётся экспортом: это — Интернет-компания «Алибаба». Потребитель из Поднебесной постоянно сталкивался с проблемами качества местной продукции. Именно этим объясняется большая популярность импорта. Американской продукцией китайцы, похоже, наелись. Покупатель просчитал всё, и уверен, что русские продукты займут среднюю нишу. Они превосходят местные товары, но пока не достигли уровня европейских. Дело, видимо, не столько в усиленной деликатесности еды из ЕС, сколько в её грамотном продвижении, промоушене. Так что, ассортимент импорта из РФ постепенно расширится.