Запад — Восток: Мультики и комиксы в борьбе за будущее

Назад

Запад — Восток: Мультики и комиксы в борьбе за будущее

Именно захват рынков детской индустрии развлечений при игре «в долгую» ведёт к победе в борьбе за умы. А эти торговые площадки чуть не во всём мире почти всецело оккупированы западными брендами. У нас с этим борются рыночными методами, компартия Китая объявила поход за отвоевание своего места для традиционных национальных ценностей. Раскрученными персонажами «увеселительной промышленности», востребованными производителями товаров, поставщиками услуг для детворы украшается продукция для её «пущей продаваемости». При этом Россия мультиндустрию унаследовала от Союза, КНР создаёт её почти с нуля.

Но могут ли Маша с медведем, зайцем, волком, леопольдами да матроскиными, даже при мощной поддержке трёх богатырей биться на равных с ордой разрекламированных голливудских героев? Тем более, все эти персонажи заокеанской интеллектуальной собственности предельно распиарены, разлицензированы, забрендированы. Узнаваемые, превращенные СМИ в кумиров мультяшные и киногерои весьма успешно продвигают любую продукцию.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Выставки «Лайсензинг ворлд Раша» проводятся у нас не первый год. К счастью, среди глобальных развлекательных брендов место заняла и продукция отечественных умельцев. И не только мультипликаторов, продаются «торговые знаки» советской эпохи, включая автомобильные. Правда, здесь до полного импортозамещения далековато. Но наши производители интеллектуальной собственности бьются, чтобы их персонажи и образы украсили продукцию для детей. ☆★ Достижим ли по-настоящему новый, незамутнённый Голливудом и локализованный взгляд на продвижение продукции для детишек?

Сон разума рождает… ну, вы видите (рис — Чебурашка)

Наверное, может помочь то, что западоцентризм в России ныне переживает довольно сильный кризис. По крайней мере, цивилизованный мир права на монопольное влияние на мировые события, однозначную их трактовку лишился. Но инерция у этого набравшего хорошую скорость «лайнера» высока. Денег, мощи пропагандистской машины, — она объявляет любого, противодействующего её политике, нарушителем прав, свобод институтов, суверенитетов, — для распространения демократических идеалов хватает. А потому, у Запада, по его мнению, — полный набор привилегий диктовать остальному миру свои условия игры, собственные правила жизни.

В Поднебесной решили противостоять западной экспансии на высшем уровне. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В Китае поняли, что уже во многом разрушена традиционная культура. Чтобы Запад не довёл до конца начатое в Культурную революцию, за дело взялось госуправление, ведающее делами печати, издательств, радиовещания, телевидения, кинематографии КНР. Оно потребовало ввести квоты для китайских художников, в широком смысле этого слова. Цель — ограничить проникновение в Срединную империю иностранной культуры через детскую продукцию. И начать свою экспансию. ☆★

В попытке перекрыть западный идеологический поток, было ограничено издательство, а некоторым Интернет-платформам и вовсе запрещена торговля любой иностранной литературой. До этого вузам КНР было указано максимально, но не в ущерб процессу, лимитировать использование зарубежных учебных пособий.

«Капитан Китай» спешит на помощь

Борьбу с цивилизованной культурной экспансией китайские власти ведут десятилетия. Но ни кампания противодействия «духовному загрязнению» 1980-х, ни противостояние «международному заговору, направленному на вестернизацию и разделению КНР» начала XXI века искомых результатов не дали. Враждебные силы продолжали попытки оккупировать ключевые области — идеологию и культуру Поднебесной, а власти страны — предельно сократить западное влияние на китайское образование. Уже провозглашено, что западное культурное засилье — прямая угроза безопасности государства.

Так как многие родители начинаю процесс образования детей чуть не с пеленок, полем битвы с Западом становятся мультики, игрушки, книжки. Битва за детские умы ведётся в СМИ. Разлагающее воздействие на малышей многие видят в голливудских мультфильмах. Но кампания борьбы с неправильными книжками и кинокартинами вызывает неприятие многих. Власти обвиняются в возврате в эпоху осуждённой ими «культурной революции», а западные книги пользуются спросом, идейно невыдержанные фильмы обеспечивают огромные сборы, свои — проваливаются.

То же самое — на книжном рынке. Западные персонажи покоряют души, произведения же китайских авторов, весьма плотно опекаемых управлением по делам печати, «слишком нравоучительны». Идеологическая обработка по нраву не всем, требования охранителей национальной культуры у власти слишком жестки. Кроме того, выращенный КПК средний класс как потребитель хочет импорта, брендов, и не желает достигать цели, поставленной перед ним партией: потреблять идеологически выверенные товары КНР.

Основная же цель китайской экономики — переориентация промышленности на внутреннее потребление. В противном случае, в мире, который начал перестраивать Трамп с повышенными таможенными пошлинами, выжить индустрии страны будет непросто. Так же сложно повернуть взоры среднего класса, из всего китайского отдающего предпочтение лишь недвижимости, что перегревает рынок, на национальную продукцию. И тогда, в противовес «Капитану Америка» появляется «Капитан Китай».

«Охранитель традиционных ценностей – 2.0» (рис — Чебурашка)

В Поднебесной вовсю идут процессы «низкопоклонства перед Западом» (последняя мода — при помощи «пластики» стать копией дочери Трампа), и обуржуазивания. Приобретённая вещь должна быть статусной. Это подогревается отменённым недавно предписанием о единственном наследнике: как не купить чаду игрушку/одежду, если похожие — у всех друзей. Что-то это сильно напоминает процессы в СССР в 1970-80-х, когда вырос уровень жизни советского человека.

Китайский рынок информационных продуктов для детей, — книжек и мультфильмов, — огромен. Потребителей в возрасте до 14-ти лет — свыше 220-ти миллионов. Но, что характерно, несмотря на такое количество читателей и зрителей, обеспечивающее постоянный рост доходов издателей и киношников, столь же стабильно доля местной продукции на этих торговых площадках снижается, уступая импорту. Издателям/прокатчикам выгоднее, да и проще купить лицензию на уже известную продукцию, чем раскручивать своего автора, что долго и хлопотно. Помогут ли квоты для китайских творцов воспитать их для создания конкуренции?

Впрочем, долгосрочная стратегия по становлению и раскручиванию местной мультиндустрии, господдержка создателей приносит небольшие успехи. Но школу анимации, как в СССР, надо создавать годами. Политика Поднебесной обычно продумана. Видимо, это можно отнести и к культуре, тогда китайские авторы вернутся на детские информационные рынки, «приручат» привередливого потребителя.