Цифровая лихорадка: будет сладко или гадко?

Назад

Цифровая лихорадка: будет сладко или гадко?

Мировые медиа, вслед за ними соцсети усиленно раскручивают сошествие нового технологического уклада. Нанотехнологии — уже не в тренде. На смену им пришли большие данные, всеобщая цифровизация, блокчейн, 3Д-печать. Ретроградная и катастрофически недокапитализированная Россия, как всегда, безнадёжно отстав, лишилась билета в Дивный новый мир и всех биржевых дивидендов от надутых пузырей. А, может быть, просто не стала участницей строительства очередной пирамиды а-ля МММ? Если это действительно так, удастся ли РФ «впасть в ересь», не поддавшись глобальной дигитализации, которая охватывает всё?

Мир модифицировался, и кардинально! Взгляните вокруг: у всех планшеты/смартфоны, фитнес-браслеты, умные термометры и камеры, продвинутые дивайсы и смышлёные гаджеты, помогающие сразу выложить фоточки в модном инстаграмчике. Интернеты, «башковитые» телевизоры с кухнями освоили уже и люди преклонного возраста. Технологии коренным образом неизбежно и постоянно меняют мир, даруя всем адептам удобства. Не те, которые во дворе, а инновационные. Ну, скажите, разве кто-то мыслит сейчас свою жизнь без мобильника?

Правда, кто сейчас, обсуждая проблемы формирования следующего технологического уклада и виртуализации, вспомнит, когда и где был изготовлен первый в мире мобильный телефон. Наверняка придут на память 1970-е, США, но без детализации. Эрудиты вспомнят, что после испытания прототипов, в коммерческой продаже первый сотовый появился в 1983-м. Изменивший весь мир гаджет работать автономно мог час, весил — под килограмм, стоил как бюджетный автомобиль, подарен человечеству был исключительной нацией, сейчас крушащей памятники. Или всё-таки было немного не так?

Первые мобильники в мире от Леонида Куприяновича

Почти век назад американской полицией был совершён прорыв. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 1921-м году в Детройте диспетчерской связью с «центром» были оснащены полицейские автомобили. Затем пришла очередь других экстренных служб. Но пока эта связь была однонаправленной, передавались распоряжения без возможности ответа. Для двухсторонней связи «в поле» ещё долго приходилось тянуть провода, хотя наши войска связи были основаны в 1919-м. А вот первый мобильник в нашем понимании был изготовлен в 1957-м, в СССР радиоинженером Леонидом Куприяновичем. Через четыре года он обрёл карманный формат. При весе в 70 грамм умещался на ладони. ☆★ Русские могут сделать всё, но… не запустить изделие в производство.

Правда, с помощью «ЛК-1» селфи сделать было нельзя — соответствующую палку для любителей самолюбования и запечатления себя в веках изобрели десятилетиями позже. Но «шпиёнские» фотоаппараты, сокрытые в пуговицах, многие помнят ещё по чёрно-белым фильмам. И отнюдь на фантастическим, а детективным. В арсенале КГБ они — с 1970-х. Так чего же достигло человечество за последние полсотни лет, кроме минимизации и планшетизации компьютеров, а также вступлении в «эпоху блокчейна»?

Важнейшие открытия XXI века — в генной инженерии, но что ещё? Айпэды? Лайки в социальных сетях? Поделки Маска? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2017-м году первому Спутнику — 60 лет. Самолёты, перевёзшие наибольшее число пассажиров и продолжающие вахту, «Боинги» за номерами 737 и 747 встали на крыло в 1960-х. Вызывающие множество скандалов технологии ГМО постоянно дорабатываются с середины прошлого века, да и массовому выращиванию трансгенных растений более 20-ти лет. Последняя столичная транспортная инновация — монорельс. Только вот запущена «дорога на столбах» в Российской империи была в 1820-м. ☆★ Что говорить о постоянно растущем интеллекте человечества, если любимая игрушка 1970-х — кубик Рубика, а сегодняшняя — спиннер? Скоро разучимся завтрак готовить, зато с помощью мобильного приложения будем заказывать доставку на дом яичницы по…

Мальчик тычет пальчик гордо в виртуальный мир комфорта

«Бородаты» и предшественники всех биткоинов/блокчейнов. Менялы были изгнаны из храма Христом, фьючерсы несколько «моложе». Первая профильная биржа по торговле предстоящим урожаем риса возникла в Осаке, древней столице Страны, где восходит солнце, в средние века, старт «сегодняшней» торговли финансовыми производными — Чикаго, 1840-е. Давайте ещё горячее спорить, в положительную ли сторону, или наоборот, кардинально и неизбежно меняется мир, обсуждать, лучше становится, хуже? Похоже, всё движется в сторону всеобщей миниатюризации и комфортизации.

При этом снисхождение инновационной воспроизводственной системы, базирующейся на научных наработках, готовой определить развитие глобальной экономики на ближайшие десятилетия, ждут со дня на день. Уже лет 10-15. Но следующий технологический уклад наступает не по щелчку выключателя. Над безшофёрными автомобилями работают, но и появление новой технологии не означает моментальный переход на неё всех от Сингапура до Киева. Да и кому-то статус не позволит выйти из «Роллс-Ройса» самому, чтобы выскочивший из-за руля «лиловый негр» не обежал машину, не открыл дверь и подал руку. Может робот не просто вежливо помочь выйти, а сделать это подобострастно?

Технологические переходы сопровождаются и социально-политическими встрясками, которые во многом предопределялись высвобождением большого числа рабочих, занятых в предыдущем цикле. Такой случился с изобретением двигателя внутреннего сгорания в начале прошлого века, и сталинский СССР семимильными шагами ликвидировал отставание. Видимо, некоторые помнят утёсовскую песню извозчика, добиравшегося к месту запрягания «средства производства» на метро. И коллективизация — отнюдь не произвол кровавого тирана, а смена уклада, когда трактор пришёл на смену крестьянской лошадке. Сельхозмашину, заместившую десятки людей и тягловых животных, приобрести мог даже не каждый кулак. А высвободившиеся крестьяне «бесправно и беспаспортно» отправились в города на стройки социализма.

Это ещё что? Я на дивайсе могу. И на гаджете

И вновь перед предстоящим переходом в новую жизнь Россия — в роли отстающего. Глобальные СМИ уже вовсю начали раскрутку (и это слово — ключевое) нового уклада и виртуальную войну с ретроградами, не желающими становиться частичкой малой глобальных больших данных. Наверное, нашими успехами в информационной войне можно гордиться лишь на определённом участке. И пока триста спартанцев из МИА «Россия сегодня» на своём участке достойно противодействуют, переходя в контратаки, эшелонированные силы противника обошли передовые отряды сопротивления по узким дорожкам.

При этом ряд общественных организаций считает «тотальную цифровизация общества угрозой государственности, национальной идентичности», а цель проекта цифровой экономики РФ — превращение нашей страны в простое территориальное объединение с компактным проживанием на нём некоего количества человек, которые будут рассортированы по уровню овладения цифровыми технологиями. Сам же проект не содержит данных об экономике, а предполагает лишь кардинальную трансформацию российского социума с переходом к кардинально новой модели общественного устройства, изменяющей ключевые сферы современной конструкции России, включая госуправление, науку, образование, здравоохранение информационную безопасность. Компетентным органам предлагается проанализировать и оценить угрозы, содержащиеся в проекте. А их, думается, не мало. Правда, здесь наше «варварство» может спасти.

Но, всё же, цифровые, информационные технологии прекрасны! Дал журналисту интервью — уже через пару часов предстаёшь на первой странице СМИ. Правда, назавтра ты годен лишь на то, чтобы в тебя завернули рыбу. Да и то, если издание бумажное.