Россия — США: геоэкономическое сражение за Венесуэлу

Назад

Россия — США: геоэкономическое сражение за Венесуэлу

Стоит России объявить о реструктуризации госдолга какой-либо страны, как на власть следуют нападки даже со стороны экспертов, отстаивающих то, что надо было заручиться какими-то гарантиями, если уж не удалось вернуть деньги. Будто бы «секретные протоколы» к таким соглашениям публикуют все и всегда. Не слишком корректно и другое обвинение, что, мол, «раздача слонов» оставила голодными пенсионеров. Идеологии в России нет, а долги прощаются тем, получить деньги с кого — совсем уж нереально. Похоже, не было простой «братской помощи» и в последнем случае с Венесуэлой, где у власти — социалисты.

Прежде всего, четыре миллиарда Москва в 2011-м выделила Каракасу вовсе не в виде денежного кредита. Эти средства были предназначены для финансирования поставок нашей промышленной продукции. То есть, заработали, — из казны РФ, — русские рабочие и инженеры. В основном, — ВПК. Другое дело, что Боливарианской Республике никак не удаётся возместить затраты наших властей, но то, что подписан реструктурирующий договор, а не дарственная, наводит на некоторые оптимистичные мысли.

Заключение соглашения произошло после недавней личной встречи президентов стран в Москве, где глава Венесуэлы поблагодарил коллегу за политическую, — ну, и финансовую, естественно, — поддержку в нелёгкие дни. Американцы наблюдали за переговорами «авторитарного» Мадуро и «символа борьбы за многополярный мир» (так называют Путина в Южной Америке). Встретились лидеры и в Боливии на недавнем Форуме стран-газоэкспортёров. Серьёзные американские СМИ отслеживают не только перемещения хозяина Белого дома на различных саммитах.

«Роснефть» вооружила своего партнёра Мадуро

В Вашингтоне считать деньги умеют и понимают, что ситуация с этой задолженностью — далеко не филантропия. Стратегия России и Китая — всесторонняя поддержка осуждаемого коллегами за недемократичность Мадуро. Пекин вкладывает серьёзные деньги в южноамериканскую «Маленькую Венецию», Москва также помогает, и на госуровне, и руками «Роснефти». Расчёт инвесторов прост: спасти государство с крупнейшими планетарными запасами нефти, — газ также имеется, — от «дружественной помощи» МВФ, прочих глобальных структур, чьи займы обусловлены политически.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Глобальные финансисты анализируют, как Венесуэла, — с валютным фондом страна разорвала все отношения в 2007-м, — будет отдавать долги. Но так ли безнадёжно положение Караскаса? Предоставлены предоплаты по контрактам. Инвестиции «Роснефти» — порядка $14 млрд. Дело вовсе не том, чтобы вытащить из трясины социалистическое правительство. Доля России в венесуэльских нефтяных активах растёт. С подобным ходом дел, естественно, не может согласиться Вашингтон, пытающийся заблокировать контроль нашей компании южноамериканских нефтеперерабатывающих заводов. ☆★ Удастся ли, ведь это, среди прочего, — спасение нефтедоллара?

Американские «экономические убийцы» начали рейдерскую атаку на Венесуэлу, стараясь довести страну до банкротства, всячески раздувая недовольство граждан. Положение в стране сложное, что не мешало довольно долго стабильно платить по долгам. И тут в своём стиле решил помочь Вашингтон. В конце августа Трамп подписал новый пакет санкций против южноафриканской страны. Там предусмотрено наказание фирмам США, связанным с венесуэльскими госпредприятиями, запрет на покупку ценных бумаг, выпущенных там.

В Венесуэле любят американский империализм

Но санкции — относительно честный способ экономической войны. А когда ставки столь высоки — не до порядочности. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Облигации Венесуэлы на $1,2 миллиарда, предназначенные для очередного платежа, были «непредвиденно» задержаны фирмой «Евроклир», — кто ж из «цивилизованных» захочет связываться с Уолл-стрит. На Западе заговорили о дефолте Венесуэлы. Кредиторы страны предвкушали смену власти в «Маленькой Венеции». Это ударило бы по интересам РФ. Мадуро обратился за помощью к Путину. Но обязательства страны — не только перед Россией, и оппозиция уверена, что расплатиться не получится. ☆★

Одновременно получена поддержка из КНР. Венесуэла перешла на торговлю нефтью в юанях. Но цивилизованная операция против венесуэльских активов продолжается, западные инвесторы почти доведены до паники, которую пытаются погасить Россия и Китай. Москва реструктурировала долг, к Пекину, — а там величина непогашенных кредитов — 23 миллиарда вечнозелёных, — Каракас пока не обращался. Однако китайские финансисты спокойно заявили о том, что полностью уверены в кредитоспособности партнёров. Пока вспышку биржевых страхов погасить удалось: сброса венесуэльских облигаций их держателями не замечено, переговоры по реструктуризации долгов идут.

Но сможет ли Мадуро обеспечить продолжение платежей, ведь получатели могут оказаться под санкциями? Хватит ли опыта борьбы по чужим правилам? Впрочем, «цивилизованный» — далеко не весь мир, да и вряд ли все проводники демократии плюнут на потенциальную выгоду отношений с венесуэльскими контрагентами. Первая атака Вашингтона, в том числе, политическая в ООН благодаря РФ и КНР, отбита. Но венесуэльский кризис не окончен, правда, ситуация в стране и вокруг медленно улучшается, да и опасность «цветной революции», снижена.

Оставить Дядю Сэма вне игры и без нефтедоллара

После выборов в стране заработала новая структура — Конституционная ассамблея, лояльная Мадуро. Даже западные критики «режима» признают стабилизацию власти. Да и нефть стала подрастать. Главная задача — сохранение возможности получения денег за нефть и совершения внешних платежей. В этом заинтересованы и контрагенты Каракаса, и не только русские и китайские. Хотя им проще: «Роснефть» может получать свою часть нефтяными активами (интересно, глобальные финансисты рискнут на арест танкера под флагом РФ?), Китай — в обход доллара.

У Мадуро, несмотря на многие сложности, есть шанс устоять. Благодаря хорошему вооружению, приобретённому, в том числе, на российский кредит. Безусловно, России выгодно иметь союзника в «подбрюшье» изрядно расслабившихся за последние годы США. Тем более, не сторонника, содержание которого убыточно, а партнёра, приносящего, — скорее, пока, способного принести, — немало дивидендов. Серьёзный американский журнал «Нэшнл интерес» увидел в этой комбинации Путина ещё одно доказательство того, что Россия остаётся сверхдержавой, нанося оппоненту укол за уколом.

Несомненно, подобная геополитическая и экономическая игра сопряжена с определёнными угрозами, но, как говорится, кто не рискует… за океаном осознали, что измерение величия страны размером её ВВП даёт несколько однобокую картину. Трудно сказать, верили ли серьёзныё люди в Штатах в «региональность бензоколонки». Если да, то пора менять веру. Раньше за американскими пушками шли американские деньги. Теперь этой стратегией воспользовалась Россия. «Роснефть» весьма серьёзно обосновалась в Новом Свете, ежедневно получая более 220 тысяч баррелей «чёрного золота». «Рейтер» уже называет южноамериканскую страну «Венесуэлой Владимира».

Подсчёт доли «Роснефти» в профильной отрасли этой Боливарианской республики не слишком порадовал американских экономических экспертов. 14% «чёрного золота» оказываются в российских танкерах. В четырёх из пяти крупнейших месторождений русская доля — 40%, в пятом — 32. Характерно, что нашему бизнесу удалось нарушить американскую схему: по миру сеять демократию, пожинать деньги, бомбить всевозможные страны ради добра, чтобы потом это добро вывезти на танкерах.