Америка Трампа: сбитая система, или Системный сбой?

Назад

Америка Трампа: сбитая система, или Системный сбой?

Непросто отремонтировать на ходу работающий механизм. Тем более, когда окружающие тебя специалисты не просто пытаются помочь советом, но и, время от времени — отобрать инструмент. «Бомбист» Ким-Третий не наказан, рассыпалась не возведённая мексиканская стена, отменены запреты: мусульманам в США въезжать, трансгендерам — в армии служить. «Основное достижение» Трампа за год — налоговая реформа существует в виде проекта, обсуждаемого сенатом. Только ли это вина несистемного президента или, наоборот, проявление глубоких системных сбоев, пронизывающих американскую политику и экономику?

Трамп, показывающий, что никакой российской угрозы для него не существует, она — лишь пугало для «болота», как политик, обещавший сосредоточиться на внутренних делах Штатов для возвращения им величия, своей главной удачей считает начало работы над налоговой реформой. Но до того, чтобы хоть краешком глаза увидеть её плоды, должно пройти немало времени. Так что, похоже, на самом деле, единственный успех, одно из немногочисленных исполнений предвыборных обещаний — возвращение на обложки полностью обнажённых моделей «мужскими журналами». Это для обращённых внутрь страны граждан и «типичных избирателей» Дональда, — белых рабочих, — поважнее роспуска трансокеанских партнёрств и переноса посольства в Иерусалим.

По большому счёту, глобализация была свёрнута ещё до выборов. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Голосование за Трампа во-многом было попыткой закрыть проект геоэкономического экспансионизма. Это было осознано более года назад. Теперь сенат не спешит дать дорогу главному детищу 45-го президента — изменению фискальной системы. Законодатели не хотят полностью рвать отношения с глобалистами-европейцами, с опаской отнёсшимися к преобразованиям. Не говоря уж об американском бизнесе, ожидавшем другой налоговой концепции. ☆★ Видимо, там не поверили в возможность восстановления именно предпринимателями-промышленниками конкурентоспособности благодаря преобразованию порядка налоговых сборов.

Реакция на перенос посольства в Иерусалим

Но инициативы президента — не причина, скорей, следствие неидеальной работы американского политико-экономического механизма. Вашингтоном утеряны многие рычаги влияния на него, на саму ту модель развития, опиравшуюся на более или менее стабильно шедшие финансово-хозяйственные и социальные процессы в мире. Одним из результатов стало заявление Берлина о необходимости странам Европы проводить суверенный политический курс, не жертвуя национальными интересами в угоду заокеанскому покровителю.

Старый Свет можно понять и в самом деле ожидать принятия решений властями США — дело хлопотное: законодательные согласования, исполнительные утверждения. Оттого — сравнительно большая, невиданная в последние годы независимость ЕС, его стремление автономно формировать позицию, очерчивая свои границы суверенитета и внутриевропейской солидарности. Неужели на корабле, летевшем к светлому демократическому будущему, возник бунт, и команда теперь неподвластна капитану? Вполне возможно. И объяснимо.

Пожалуй, главное качество лидера — уверенность в себе и своих решениях. Даже ошибочных. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Пример — полуотстранение России от Олимпиады после гневных «хоровых» требований привлечь к ответственности. Убеждённому русофобу или распропагандированному обывателю трудно понять, почему после мощнейшей кампании против РФ всё ограничилось штрафом в $15 млн. А НОК, посчитав недополученные деньги от спонсоров, допустил русских хоккеистов к турниру. ☆★ Политически мотивированный вердикт с любой точки зрения выглядел половинчатым.

Запад: бунт на толерантной эскадре

Из той же категории вашингтонских сомнений и колебаний эпопея с другой Кореей — северной. После «замаха на сотню долларов» с Града на Холме вообще не последовало никакого удара. Видимо, такого не позволил бы себе Обама, по словам Дональда, «слабак, раздавленный Россией». Но мачо-Трамп унаследовал от предшественника «процессор с системными сбоями», ему практически приходится трудитmся без помощи аналитики, над которой в прошлом качественно работали авторитетные институты.

Судя по всему, разрушение многих исследовательских, — а, вслед за этим, и мозговых, — центров, стартовало 28 лет назад, после того, как в декабре 1989-го состоялся саммит на Мальте. Он ознаменовал не только конец Холодной войны и начало развала социалистического блока и СССР как такового, ухода с арены «противника демократии». Выяснилось, что относительно ненадолго, и теперь, наверное, многие жалеют, что добивать нашу страну не стали. Пришлось возвращаться в окопы, но некоторые боевые навыки политико-идеологической и агентурной верхушкой цитадели либерализма были утрачены. Это признают американские ветераны политических баталий.

Теоретики и стратеги не боевого противостояния настолько уверовали в победу свобод личности и расслабились на лаврах транспарентности, что не без удивления обнаружили, что отработанные когда-то методы не работают. Если раньше Кремль назначал лидеров «подшефных» стран, то теперь уже выбирает президентов и в США. Но, если серьёзно, настоящий ветеран первой психоинформационной конфронтации, бывший босс «Голоса Америки» призвал руководство к мобилизации и реконструкции ресурсов для победы в «сражении идей». Предложена «пошаговая стратегия.

Старая гвардия считает, что ныне возможности Штатов по ведению психологической битвы мировоззрений ослабли из-за закрытия в 1999-м Информационного агентства США. Очень пострадала сама модель прогнозирования, в том числе, геополитического и макроэкономического. С креативом напряг. Многие считают, — и почему бы не поверить? — что Россия, напротив, усилила интенсивность атак: активизировала вербовку сторонников в Сети вместе с интенсификацией потока предвзято подаваемой информации на пропагандистских телевизионных и сетевых ресурсах.

Силы, поддерживающие Трампа глазами бразильца Латуффа

Но, возможно, психоинформационный фронт — лишь воплощение глобальности тенденции, что вся конструкция американской власти, сама политическая система пошла ходуном: на каждом из уровней «слоёного пирога» свои противоречия. Нет субъекта, способного вести самостоятельную политику. Президент, поглощающее его «вашингтонское болото» не могут не видеть неудач, но признать их — непозволительно. А поражения весьма серьёзны. В первую очередь, в борьбе с «глобальными угрозами»: Россией, Ираном, Кореей многое идёт не так. Никто из них не захотел самоуничтожаться. Даже ИГИЛ не выполняет своих задач, что привело к неудачам на Ближнем Востоке.

Конечно, у стран-изгоев — мизерный ВВП, а Белый дом играет по-крупному. Вот как с Китаем, который инвестирует огромные суммы в Штаты. И не важно, какова цель этих вложений. Пусть скупаются земли, — сельскохозяйственные, нефтеносные, под застройку, — инновационные лаборатории. Не стоит называть это приватизацией США, это — взаимодействие-2.0.

А между тем у Трампа нет команды, в Госдепе работают люди Обамы. Впрочем, плевать, зато визит хозяина Овального кабинета в любую страну приносит ему многомиллиардные контракты. Разве имеет значение, что бюджет не получает денег, всё это списывается с американских долгов?

США всё реже удаётся причинять миру добро, неся ему свет свободы. Даже если робкие попытки этого делаются в отдалении от американских берегов с высоты в 5000 метров или с бортов авианосцев. Характерно, что сейчас фраза: «любая страна заслуживает своего лидера», по непонятным причинам, вызывает раздражение у американцев, всё чаще сожалеющих о том, что Трамп — не агент Госдепа.