Психоинформационные войны: пресс на свободу, или «свободная» пресса

Назад

Психоинформационные войны: пресс на свободу, или «свободная» пресса

Российское дипломатическое ведомство обнародовало информацию о беспрецедентно жёстком прессинге американских спецслужб в отношении российских СМИ, о попытках вербовки журналистов. Интересно, а какого отношения от оплота глобальной демократии ожидал МИД? Или, может быть, там забыли, что психоинформационная война к предстоящим выборам будет лишь набирать обороты? Скорее всего, взята на вооружение тактика стражей толерантности и суверенитета индивидуума: использовать любой повод для того, чтобы сообщить всем о происках оппонентов, не брезгующих ничем для достижения своих низких целей.

Конечно же, Захарова в курсе, что для описания ремесла журналиста чаще, чем других, применяются числительные. Здесь, помимо «четвёртой власти» употребляется и «вторая из древнейших профессий». Безусловно, МИД уже сталкивался с «неожиданной» переменой позиций некоторых газетчиков, объяснить которые можно лишь той самой вербовкой или просто получением представителем СМИ определённой денежной суммы. Возможно даже предположить, что в критической ситуации и сами наши дипломаты для продвижения своей позиции пользовались услугами западной продажной прессы. Но поднять шум вокруг «бесчестной игры партнёров» — святое дело.

Сейчас хозяев-учредителей выставлять не принято

Напоминать всем о западном давлении на наши институты и граждан — верная тактика. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Конечно, вряд ли кого-то удивит декларация официальной представительницы МИД о беспрецедентном натиске на русскую прессу в США, но напоминать об этом с высоких трибун надо. Был живописно изображен напор штатовских спецслужб, «многочисленность и многоступенчатость» их подходов. Пусть хоть кто-то в мире услышит драматический рассказ о грязной игре тайных агентов с Града на Холме с российскими журналистами: от попыток подкупа и психологического давления до угроз им и близким. ☆★ Стоило напомнить всем и о том, «вторая древнейшая» может быть опасным делом.

То, что США преследуют в Европе конкретные цели, в числе которых — развязывание Холодной войны-2.0, написал в бестселлере «Продажные журналисты» репортёр из ФРГ Ульфкотте. Он утверждает, что из казны Пентагона уже не первый год уходят миллиарды «вечнозелёных» на «агентов влияния». Он рассказал, как работают в оплоте либерализма с представителями медиа. Даже из стран-союзников, чтобы с их помощью целенаправленно воздействовать на содержание и характер статей, «правильность» преподнесения своей точки зрения. Ульфкотте рассекретил имена свыше трёхсот «коллег», исполнявших заказы американцев.

В принципе, о том, что журналисты могут распространять идеи определённых организаций, продвигать интересы не всегда дружественных государств видно из последнего великого советского телесериала, выпущенного в 1984-м, «ТАСС уполномочен заявить». Там, едва не в центре событий, — состязание двух «акул пера»: нашего и американского обозревателей. Вообще, человек, вхожий во многие кабинеты и влияющий на мнение других, — лакомый кусочек для любого «центра силы».

Естественно, переманить на свою сторону вражеского солдата информационного фронта — большая удача. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Во многом именно с работой местных репортёров на RT связана шумиха вокруг телеканала, закончившаяся его «баном» на вершине Града на Холме. Ещё до запрета, Госдеп отслеживал американских медийщиков, даже не сотрудничавших с русским каналом, а просто задававших «неудобные вопросы». Несколько удивила поддержка международной журналистской федерации наших СМИ. ☆★ Но это объяснимо. Ведь многие из неё оказывались под американским прессом.

Воительница информационно-внешнеполитического фронта

Рекрутирование спецслужбами под свои знамёна представителей медиа — вряд ли из ряда вон выходящее событие. «Внутренние резервы» многих репортёров весьма широки. Помимо воздействия на умы тысяч людей, это — и получение нужной информации под видом сбора материала для статьи, и общение с людьми из истеблишмента, бизнеса, и возможность донести до них какое-то послание, передать нужную информацию. Представьте себе конспирологическую ситуацию: кому-то необходимо передать представителю не слишком дружественной державы (конкурирующей фирмы) конфиденциальную информацию. Кто, не вызвав подозрений, сделает это лучше папарацци, прилюдно подошедшего «взять комментарий»?

Интересное расследование по продажности СМИ провел «Лайф». Там указаны приблизительные цены на «правильные» неполитические статьи, через коммерческий отдел или по личной договорённости, названа величина оплаты заметки в зависимости от объёма, популярности и направленности издания, появления её на сайте и в бумажной версии, отсутствия метки «на правах рекламы». Отслежена зависимость СМИ от рекламодателей, — причём, не только в России, а вплоть до крупнейших глобальных медиахолдингов, — стоимость пиар-услуг, другие способы монетизации веса издания в информационном пространстве. Влияют на политику издания и хозяин. Это сейчас вышло из моды указывать его, а в 1990-е, времена «абсолютной свободы прессы» многие свежесозданные издания с гордостью оповещали всех об имени содержателя.

Ну, а самый сильный актив в политической журналистике, — «профильный»: представители прессы держат в руках инструмент внушения нужных умонастроений людям, рычаги (пере)формирования общественного сознания. Потому любой завербованный из профессионально владеющих пером, может превратиться в универсального солдата всемирной психоинформационной войны.

«Четвёртая власть», или «Вторая древнейшая»?

Если в среднем гражданин РФ «смотрит в ящик» около четырёх часов ежедневно, то этого времени квалифицированным специалистам хватит, чтобы выковать в сознании некоторой части зрителей мнения, необходимые заказчику, даже если данные представления противоречат действительности. И для этого можно и не прибегать к нейро-лингвистическому программированию. Порой достаточно одного грамотного «вброса».

Некоторые, наверное, помнят ток-шоу в федеральном эфире с разоблачением «преступного бездействия властей, способного привести к гибели в корчах сотен миллионов россиян и казахов от рутениевого Чернобыля», сделанного неполживой телеведущей и кандидаткой в кандидатки Собчак. С опровержениями, что «Росатом», МАГАТЭ и Минэнерго Казахстана назвали это не то, что «уткой», — в том регионе никто с подобными материалами не работает, — ознакомилось меньшее число потребителей информации.

Написаны научные, — или околонаучные, — работы о политической манипуляции как технологии управления поведением избирателей. Так что внимание спецслужб партнёров к российским СМИ понятно. Вести информационно-политические боевые действия, постоянно набирающие обороты, сподручней, когда под рукой — универсальный арсенал. И вряд ли противники отказались бы от того, чтобы их агенты в наших изданиях производили бы соответствующий их желаниям контент, направленный на русскую аудиторию.

Напоминать о беспределе толерантных медиа надо постоянно. Но при этом не забывать заповеди прессы. Недаром же говорят, что порядочного журналиста отличает то, что он, взяв деньги, напишет правду. Добросовестный корреспондент всегда соблюдает закон СМИ: ниже пояса — не бить и… не целовать.