Курс на цифровизацию экономики делает электронные документы неотъемлемой частью функционирования бизнеса. Чем больше компании отказываются от бумаги, тем острее встает вопрос безопасного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости. О том, какие задачи решают современные системы архивного хранения, и как это реализовано в программе «Баланс-2: Архив ЭДО», читайте в интервью с директором по прикладному программному обеспечению АО «ОВИОНТ ИНФОРМ» Владимиром Виноградовым.
— Какие функции должна обязательно выполнять система хранения электронных документов (СХЭД) согласно действующему законодательству. Какие технические решения сегодня есть?
— В России, согласно принятым правилам, система хранения электронных документов (СХЭД) должна выполнять несколько функций.
- Принимать электронные документы на хранение и верифицировать их при поступлении в архив.
- Хранить документы вместе с их метаданными, и иметь возможность упорядочивать их по датам, типам и другим метаданным.
- Вести специальные журналы и списки для учета документов, включая книги поступления, выбытия, описи и другие реестры.
- Дополнять метаинформацию о хранимых документах специализированными атрибутами, добавляемыми по желанию пользователя.
- Предоставлять гибкие средства поиска, такие как атрибутный, полнотекстовый, интеллектуальный.
- Предоставлять возможность продлевать срок действительности электронных подписей для обеспечения юридической значимости документов в течение всего срока хранения.
- Автоматизировать работу с документами в соответствии с утвержденной в организации номенклатурой дел.
- Осуществлять резервное копирование документов архива.
- Проверять доступность и воспроизводимость документов в архиве.
- Преобразовывать документы в другие форматы, например, PDF/A, ZIP-контейнеры с метаданными, или переносить их на другие носители, при необходимости.
- Контролировать истечение сроков хранения документов и осуществлять их документированное уничтожение. СХЭД должна представлять собой комплексное решение, которое не только сохраняет документы, но и обеспечивает их юридическую значимость и оперативный доступ к документации в течение всего срока хранения. При этом решение должно соответствовать нормативным требованиям российского законодательства.
— Какие преимущества и недостатки вы видите в сравнении локального (on-premise) архива и облачного хранения?
— У каждого способа есть свои плюсы и минусы. У локального хранения — то есть хранения на компьютере или сервере пользователя — преимущества таковы:
- Больше возможностей настройки автоматизации бизнес-процессов работы с документами, интеграции и оптимизации доступа к данным.
- Возможность работать без интернета. Доступ к архиву возможен, даже если нет подключения к сети.
- Контроль над обеспечением безопасности данных в соответствии с корпоративной политикой, в том числе с ограничением физического доступа.
- Независимость от внешних сервисов и провайдеров. Это уменьшает риски простоев, связанных с отсутствием доступа к интернету или сторонним сервисам.
Решение подходит как малому бизнесу, так и крупным холдингам, особенно если им важен физический контроль над данными. Крупным холдингам особенно удобно такое решение, так как им часто важен физический контроль над данными. Минусы on-premise решения такие:
- Нужны дополнительные затраты на оборудование и обслуживание компьютеров, оплату работы IT-специалистов и специалистов по информационной безопасности.
- Приходится самостоятельно обеспечивать безопасность и резервное копирование, а это требует достаточного уровня экспертизы.
- Ограниченная масштабируемость и гибкость — при росте объема данных нужно физически расширять инфраструктуру.
Второй вариант хранения данных — в облаке. Среди плюсов можно отметить, главным образом, минимизацию затрат на развертывание и поддержку работы архива.
Минусов больше:
- Работа зависит от качества и стабильности интернета. Проблемы с подключением могут мешать работе.
- Могут возникнуть дополнительные ограничения на размер и условия хранения данных.
- Возможные юридические и регуляторные сложности, связанные с хранением данных за пределами компании.
- Некоторые компании испытывают недостаток контроля над инфраструктурой и процессами.
- Могут возникать скрытые или непредвиденные расходы при масштабировании или дополнительном использовании услуг.
— Когда стоит выбрать решение on-premise, а когда можно остановиться на облачном варианте хранения?
— Выбор между локальным архивом и облачным хранением зависит от специфики бизнеса, требований к безопасности и доступности данных, бюджета и готовности к управлению IT-инфраструктурой.
Локальный архив лучше подходит организациям с высокими требованиями к безопасности, которые готовы инвестировать в свою инфраструктуру и хотят полностью контролировать данные.
Облачное хранение оптимально для компаний, которые нуждаются в масштабируемом и доступном из любой точки решении с минимальными затратами на обслуживание.
В ряде случаев целесообразно использовать гибридный подход. Он сочетает преимущества двух моделей для разных категорий документов и задач.
Продолжение интервью читайте на Клерк.ру