Источник: Журнал ''Главбух'' № 15, 2004Рубрика: Что изменилось в учете и налогообложении
20 июля 2004 года Президент РФ подписал два федеральных закона - № 65-ФЗ и № 66-ФЗ, которые вносят изменения в порядок исчисления и уплаты ЕНВД. В чем суть нововведений?
Закон № 65-ФЗ дополнил перечень услуг, подпадающих под ЕНВД. Теперь на этот налог переводятся платные автостоянки. Физический показатель для них - площадь стоянки в квадратных метрах. А базовая доходность - 50 руб. за квадратный метр. Закон вступает в силу через один месяц с того дня, когда его официально опубликуют, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. По ЕНВД этот период равен кварталу. Закон был обнародован 28 июля 2004 года. То есть действует он с 1 октября 2004 года.
Однако ЕНВД - региональный налог. Поэтому чтобы данные изменения заработали, власти субъектов Российской Федерации должны внести их в свои законы.
Справедливости ради надо отметить, что платить ЕНВД автостоянки могут уже сейчас.
Дело в том, что совсем недавно к такому выводу пришел ВАС РФ в своем решении от 20 мая 2004 г. № 4719/04. Судьи сочли, что содержание транспорта на автостоянках может быть переведено на вмененный налог, так как является разновидностью бытовых услуг (код по ОКУН 017608). Физический показатель для бытовых услуг - количество работников. Отсюда такой вывод. Пока региональные власти не внесли изменения в законы о ЕНВД, автостоянки могут платить этот налог исходя из количества работников. Ну а когда законы будут поправлены, платить вмененный налог придется исходя из площади стоянки.
Второй документ вносит поправки в статьи 346.27 и 346.29 Налогового кодекса РФ. Новый закон № 66-ФЗ уточнил, что для целей налогообложения ЕНВД считать транспортными средствами. Это легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. А вот прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски не относятся к транспортным средствам.
Данная поправка устраняет неясность, которая возникла в Налоговом кодексе РФ из-за того, что в главе 26.3 не было понятия "транспортные средства". Дело в том, что перевозчики подпадают под ЕНВД, если количество их транспорта не превышает 20 штук. При этом до сих пор было непонятно, считать тут прицепы или нет. Ведь в Правилах дорожного движения прицепы считаются транспортными средствами.
Сейчас коллизия устранена. Но обратите внимание: данные поправки введены в действие с 1 января 2004 года, то есть задним числом. И возможно, что в этом году какие-то фирмы не были переведены на ЕНВД именно из-за того, что в количестве транспортных средств были учтены прицепы.
Сейчас получается, что они должны платить с начала года ЕНВД, а общие налоги могут вернуть из бюджета. Естественно, что тут возникает такой вопрос: будут ли начисляться пени за опоздание с уплатой "вмененного" налога? Нет, пеней здесь быть не должно, ведь организация лишь выполняла указания налоговиков. А в налоговом ведомстве по этому поводу вообще считают, что такая проблема маловероятна. Объясняется это тем, что есть внутренние методички по ЕНВД, которые доведены до налоговых инспекторов. А в этом документе уже давно прописано, что при переводе на ЕНВД прицепы брать в расчет не надо.
Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 65-ФЗ и Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 66-ФЗ опубликованы в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" № 28, 2004. Глава 26.3 в редакции этих законов опубликована в журнале "Документы и комментарии" № 15, 2004.