Тезисы экономической программы "Развитие внутреннего рынка"

Назад

Источник: Современная Россия. Информационно-аналитический портал от 13.10.2004Проф. Строков В.А.

Экономическая программа "Развитие внутреннего рынка" основана на рассмотрении ряда принципиально новых теоретических положений, позволяющих говорить о новом направлении развития экономики.

Обосновывается двухэтапное экономическое развитие, первый этап которого характеризуется увеличением производственного основного и оборотного капитала. Этап базируется на создании условий ценовой конкуренции, которая определяется формированием товаропроизводителями эффективного совокупного предложения, состоящего в предложении предприятиями известных потребителям товаров и услуг по сниженным ценам при одновременном увеличении их количества. Эффективное предложение стимулирует увеличение объемов совокупного спроса. Объемы спроса дополнительно регулируются путем распределения и перераспределения национального дохода между субъектами экономической системы. Эффективное предложение увеличивает товарооборот и прибыль предприятий и создает условия для валового накопления. Этап характеризуется снижением цен и увеличением концентрации рынков. На втором этапе экономическое развитие создается через качественную конкуренцию товаров и услуг и связано с представлением потребителям товаров и услуг более высокого качества.

Разработаны направления развития внутреннего рынка путем изменения денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной, налоговой, валютной, социальной политик.

Денежно-кредитная политика основывается на проведении стимулирующей кредитной политики путем существенного снижения учетной ставки с переходом с авансовых на дисконтные ссуды, при которых Центральный банк переучитывает долговые обязательства производственных предприятий. При этом денежные ресурсы направляются в реальный сектор экономики и используются как часть оборотного капитала, что исключает возникновение инфляционных процессов, связанных с наращиванием денежной массы.

Финансовая политика строится на недопустимости бюджетного дефицита и связанного с ним открытого рынка как фактора непроизводительного движения финансовых потоков и оттока денежных средств из реального сектора экономики. Предлагается политика производственных финансов как основного средства для капитальных вложений, обеспечивающего беспроцентное финансирование производственных предприятий, независимое от банковской системы и от внешних инвестиций. Производственные финансы образуются из валовой прибыли экономики (составляющей около 40% ВВП) в виде нераспределенной прибыли, получаемой каждым из предприятий производственной системы, и предполагают конкурентное развитие в условиях рынка всех (а не выборочных, как при внешних инвестициях) предприятий.

Политика капиталовложений, определяемая распределением доходов между субъектами экономической системы, предполагает

  • капиталообразование за счет нераспределенной прибыли и резкого повышение её доли в валовой прибыли экономики,
  • создание внутреннего источника финансирования производственных капитальных вложений и капитальных вложений в социальную сферу,
  • накопления собственности путём капитализации средств самими предприятиями через использование права пользования собственностью (её функции накопления) и способности производственной собственности в рыночных условиях увеличивать свою стоимость.

Валютная политика строится на основе

  • рыночного валютного курса рубля, привязанного к соотношению между стоимостями экспорта и импорта товаров и услуг и снятием государственных ограничений (связанных с ограничениями не продажи валюты);
  • поддержания динамики повышения экспорта и снижения импорта (задаваемой снижением внутренних цен) путём импортозамещения как товаров и услуг, так и рабочей силы;
  • перевод экспорта (в первую очередь сырьевого) в расчет на рубли.

Политика налогообложения строится на основе принципов

  • снижения налогового пресса на предприятия, прежде всего, путем упрощения системы налогообложения предприятий;
  • налогообложения населения в соответствие с "уплатой по возможностям" (большие налоги на большие доходы).

Для исключения пирамиды двойного или иного многократного налогообложения, осуществления действенного государственного контроля за начислением и уплатой налогов, сокращения расходов на содержание налогового аппарата, упрощения отчетности предприятий и организаций предлагается установить четыре налога, имеющие разные налогооблагаемые базы: социальный налог; налог на добавленную стоимость, который должен входить в издержки; налог на имущество, который должен составлять внереализационные расходы предприятия; налог на прибыль (порядка 80 -90% при ее некапитализации).

Изменяются принципы проведения социальной политики, которые основываются на следующих базовых моментах:

  • развитии внутреннего рынка как фактора социального развития, когда одновременно с ростом ВВП решаются как экономические цели, так и социальные цели: снижение цен и связанный с ним рост потребления населением известных товаров и услуг (на первом этапе развития) и рост заработной платы и потребления населением товаров более высокого качества (на втором этапе развития).
  • осуществление концепции социального согласия между наемными работниками и владельцами капитала при производстве товаров и услуг при согласовании их экономических интересов - наемных работников в увеличении личных доходов, частных владельцев в производственном развитии их капитала за счёт валовой прибыли;
  • стимулировании путем производственного финансирования непроизводственных капитальных вложений и образования товаров "коллективного пользования" (поликлиник, домов отдыха, детсадов, яслей, клубов и пр., принадлежащих коллективам предприятий), значительно дополняющих государственные расходы в социальной сфере.

Государственное управление экономикой направлено на формирование конкурентной рыночной среды и стимулирование производственного развития и базируется на следующих положениях.

  1. Стимулирование создания производственной системой эффективного совокупного предложения (производства увеличенного количества товаров по пониженным ценам) путем
    • увеличения денежной массы и снижения процентной ставки через государственное эмиссионное безинфляционное финансирование товарооборота производственных предприятий;
    • сокращения налогового бремени на стоимость рабочей силы;
    • снижения производственных издержек через устранение многократного налогообложения.
  2. Стимулирование увеличения объемов спроса товаров массового потребления путем
    • отмены налогов с оборота, перераспределяющих чистые доходы домохозяйств в пользу государства,
    • масштабное перераспределение доходов физических лиц и установления прогрессивного подоходного налога.
  3. Стимулирование инвестиционного спроса и создание системы производственного финансирования капитальных вложений путем первичного распределения (через налоговую систему) значительной доли валового дохода экономики товаропроизводителям в виде нераспределенной прибыли и создания условий для её накопления. Государственная политика производственного финансирования должна быть связана со стимулированием образования (через регулирование ставки налога на прибыль), накопления (через фонды развития предприятий) и расходования (например, через внешнеторговые организации для закупки импортного оборудования) производственных финансов.
  4. Установление рыночного курса рубля, привязанного к экспортно-импортным товарным потокам.
  5. Освобождение рынка от беспрецедентного государственного вмешательства в рыночный механизм путём совершенствования ряда законов (таких как "О несостоятельности (банкротстве)", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" и пр.), подавляющих конкуренцию между производителями и узаконивающих уничтожение отечественного товаропроизводителя.

Экономика должна опираться на разные формы собственности и многоукладную экономику с повышенной долей государственного сектора в топливно-энергетическом комплексе, военно-промышленном комплексе, воздушном транспорте, железных дорогах, средствах связи и телекоммуникаций, что позволит регулировать цены на энергоносители и сырьевые товары и сделает отечественные товары конкурентоспособными. Так же должен существовать законодательный механизм ренационализации (наравне с приватизацией) собственности неэффективного пользователя.

В результате такой государственной экономической политики осуществляются рыночные преобразования и создается конкурентная рыночная среда, основанная на ценовой конкуренции, созданной эффективным совокупным предложением и увеличением объемов совокупного спроса; конкуренции товаров и услуг по качеству через производственное финансирование и рост капитальных вложений.