Компаниям запретили принимать к вычету весь НДС по рекламе

Назад

Источник: Журнал ''Главбух'' № 24, 2004Рубрика: Что изменилось в учете и налогообложении

НДС по нормируемым расходам принимают к вычету лишь в той части, которая приходится на затраты, укладывающиеся в норматив (п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Это касается и тех рекламных расходов, по которым установлен норматив 1 процент от выручки. По мнению Минфина России, НДС следует принять к вычету исходя из норматива, рассчитанного в том периоде, в котором были произведены рекламные расходы, и в дальнейшем корректировать этот вычет нельзя (письмо Минфина России от 9 ноября 2004 г. № 03-04-11/201). По сути, это означает, что чиновники запрещают фирме принять к вычету весь "входной" налог даже в том случае, если к концу года рекламные расходы полностью уложатся в норматив.

Между тем данный вывод из Налогового кодекса РФ отнюдь не следует. Норматив по рекламным расходам рассчитывается нарастающим итогом в течение года. И вполне возможно, что, не уложившись в него, скажем, в сентябре, к концу года фирме удастся списать все расходы на рекламу в уменьшение налогооблагаемого дохода. Принять же при этом к вычету весь "входной" НДС предприятию Налоговый кодекс РФ не запрещает. Просто до этого весь сверхнормативный налог должен числиться на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Пример

ЗАО "Восток" в сентябре 2004 года закупило призы для того, чтобы их разыграть среди своих покупателей. Покупка обошлась фирме в 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Розыгрыш состоялся в том же месяце.

Выручка ЗАО "Восток" за 9 месяцев 2004 года составила 40 000 000 руб., а за весь 2004 год - 65 000 000 руб.

Средства, истраченные на такие рекламные акции, можно исключать из налогооблагаемого дохода лишь в пределах 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Таким образом, по итогам 9 месяцев ЗАО "Восток" может списать на рекламные расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, лишь 400 000 руб. (40 000 000 руб. x 1%). "Входной" НДС, приходящийся на эту сумму, составляет:

90 000 руб. x 400 000 руб. : (590 000 руб. - 90 000 руб.) = 72 000 руб.

К концу года норматив рекламных расходов - 650 000 руб. (65 000 000 руб. x 1%) превысил сумму, уплаченную за сувениры (без НДС) - 500 000 руб. (590 000 - 90 000). Это позволило бухгалтеру в декабре списать в уменьшение налогооблагаемого дохода остаток рекламных расходов - 100 000 руб. (500 000 - 400 000). С НДС же, приходящимся на эту сумму, бухгалтер может поступить одним из следующих способов.

1-й способ. Последовав разъяснениям чиновников из Минфина России, бухгалтер ЗАО "Восток" в сентябре сделает такие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 19

- 18 000 руб. (90 000 - 72 000) - списан НДС, приходящийся на сверхнормативную часть рекламных расходов;

ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 4320 руб. (18 000 руб. x 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство по НДС, который нельзя принять к вычету.

В дальнейшем никаких корректировок НДС бухгалтер делать не будет.

2-й способ. Не согласившись с мнением Минфина России, бухгалтер ЗАО "Восток" в сентябре не списал сверхнормативный НДС со счета 19. В декабре же он сделал такую проводку:

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 18 000 руб. - принят к вычету НДС, приходящийся на рекламные расходы, которые уложились в норматив по итогам года.

Как видите, фирме совершенно невыгодно следовать разъяснениям Минфина России. Однако оспаривать их скорее всего придется в арбитражном суде. В этом вам помогут те аргументы, которые мы привели выше.

Письмо Минфина России от 9 ноября 2004 г. № 03-04-11/201 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" № 47, 2004.