Источник: "Главбух" № 20, 2005О.А. Колеватова
Поправки в главу 26.2 Налогового кодекса РФ породили массу вопросов. Например, кто может со следующего года поменять объект налогообложения? Каков порог выручки, позволяющей использовать упрощенную систему в 2006 году? Могут ли предприниматели уже в 2005 году заявить о своем намерении перейти на патент? Справедливости ради надо сказать, что чиновники постарались осветить эти переходные проблемы "упрощенщиков" в своих письмах - Минфин выпустил сразу несколько посланий к налогоплательщикам. Но многие нюансы так и не рассмотрены. Поэтому мы представляем спецрубрику, в которой расскажем и о новых разъяснениях специалистов Минфина, и о том, как восполнить оставленные ими пробелы.
Существует два законных способа не платить НДС. Во-первых, можно получить освобождение от обязанностей плательщика этого налога. Такое право предоставлено статьей 145 Налогового кодекса РФ. А во-вторых, от уплаты НДС освобождаются фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Оба способа имеют свои достоинства и свои недостатки. Их мы свели воедино в таблице. Выбрать же вариант, подходящий именно для вашей фирмы, поможет наш материал.
Условия | Упрощенная система налогообложения | Освобождение от обязанностей плательщика НДС |
---|---|---|
Возможность перехода | Существует множество ограничений, не позволяющих предприятиям применять упрощенную систему | Основное ограничение, не позволяющее воспользоваться освобождением, заключается в предельном размере выручки за три последовательных месяца |
Документы, необходимые для перехода | Достаточно один раз представить в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему | Необходимо ежегодно представлять в налоговую инспекцию обширный перечень документов |
Оперативность перехода | Применять упрощенную систему можно только с начала года | Получить освобождение можно с любого месяца |
Учет НДС при переходе на льготную систему | Необходимо восстановить "входной" НДС по имуществу, которое числится на балансе на момент перехода | Необходимо восстановить "входной" НДС по имуществу, которое числится на балансе на момент перехода |
Экономия на налогах | Помимо НДС не уплачиваются налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН | Уплачиваются все "общие" налоги, кроме НДС |
Отчетность по НДС | Отчитываться по НДС нужно только по импортным операциям, при исполнении обязанностей налогового агента, а также в том случае, когда покупателю выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога | Отчитываться по НДС нужно только по импортным операциям, при исполнении обязанностей налогового агента, а также в том случае, когда покупателю выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога |
Вероятность потери права на льготную систему | Потерять право на применение упрощенной системы можно по множеству причин, включая превышенный лимит дохода | Лишиться освобождения можно: превысив максимально допустимый размер выручки, не организовав раздельный учет при торговле подакцизными товарами, а также, не представив документы, подтверждающие право на освобождение |
Учет НДС при потере права на применение льготной системы | Нельзя принять к вычету "входной" НДС по основным средствам, купленным до перехода на упрощенную систему и во время ее применения | Можно принять к вычету "входной" НДС по всему имуществу, купленному до утраты права на освобождение |
Далеко не каждая фирма вправе применять "упрощенку" или воспользоваться освобождением от обязанностей плательщика НДС. И в первом, и во втором случае Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд ограничений. Рассмотрим их.
Ситуации, при которых организация не имеет права применять упрощенную систему, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. В частности, "упрощенка" недоступна для фирм, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек. Невозможен переход на упрощенную систему и для организаций, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета превышает 100 000 000 руб. Подробнее об условиях перехода на упрощенную систему читайте на странице 60.
Но предположим, что ни одно из ограничений, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, вашу фирму не затрагивает. Тогда остается единственный критерий: доход от реализации за 9 месяцев года, предшествующего переходу на "упрощенку". Если компания решила применять упрощенную систему с 2006 года, сумма такого дохода не должна быть больше 11 000 000 руб. Соответственно среднемесячный предельный размер дохода в 2005 году составляет 1 222 222,22 руб. (11 000 000 руб./ 9 мес.). При этом к доходам относятся те поступления, которые названы в статье 249 Налогового кодекса РФ.
Чтобы получить освобождение от обязанностей плательщика НДС, достаточно выполнить два условия. Во-первых, в течение трех предшествующих освобождению календарных месяцев нельзя торговать только подакцизными товарами. Если же компания продает как подакцизные, так и неподакцизные товары, освобождение получить можно. Но распространяться оно будет только на товары, которые не облагаются акцизами. На это указал Конституционный суд РФ в определении от 10 ноября 2002 г. № 313-О.
Второе условие, которое нужно выполнить, чтобы получить освобождение от обязанностей плательщика НДС, - это размер выручки, полученной за три предшествующих последовательных месяца. Выручка без учета НДС, не должна превышать 1 000 000 руб. в 2005 году и 2 000 000 руб., чтобы получить освобождение с января 2006 года и позже. Иными словами, максимальный среднемесячный размер выручки для получения освобождения составляет:
Итак, по количеству ограничений "упрощенка" проигрывает освобождению по статье 145 Налогового кодекса РФ. Единственное "но" - это лимиты дохода для упрощенной системы и выручки для освобождения. На первый взгляд по этим показателям упрощенная система доступнее. Однако на деле среднемесячный доход, который рассчитывают при переходе на "упрощенку", может оказаться больше выручки, учитываемой при получении освобождения по статье 145 Налогового кодекса РФ. И в результате фирма, имеющая право на освобождение, на упрощенную систему перейти не сможет.
Причина в следующем. В 2005 году в доход, который служит критерием перехода на упрощенную систему, надо включать суммы, облагаемые ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ в редакции, которая действует до 1 января 2006 года). В выручке же, которая учитывается при освобождении от обязанностей плательщика НДС, доходы по "вмененной" деятельности не учитываются. Кроме того, в такую выручку не включают авансы. А в доход, учитываемый при переходе на упрощенную систему, авансы придется включать фирмам, которые исчисляют налог на прибыль кассовым методом.
Пример 1
Один из видов деятельности ООО "Сатурн" облагается единым налогом на вмененный доход. ООО "Сатурн" за 9 месяцев 2005 года выручило от реализации товаров (работ, услуг) 12 000 000 руб. (в том числе 4 000 000 руб. - доход по деятельности, облагаемой ЕНВД). При этом выручка за июль-сентябрь 2005 года составила 1 500 000 руб. (в том числе 600 000 руб. - доход по деятельности, облагаемой ЕНВД).
Перейти на упрощенную систему налогообложения ООО "Сатурн" не может, поскольку его доход за 9 месяцев 2005 года с учетом поступлений по "вмененной" деятельности превышает допустимый лимит (12 000 000 руб. > 11 000 000 руб.).
Однако ООО "Сатурн" вправе не платить НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ. Ведь из выручки, которая учитывается при получении такого освобождения, вычитаются доходы, полученные по деятельности, которая облагается ЕНВД. Результат равен 900 000 руб. (1 500 000 - - 600 000). А предельный размер выручки, служащий критерием при получении освобождения, в 2005 году составляет 1 000 000 руб.
Единственный документ, который надо составить для перехода на "упрощенку", - это заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 17 августа 2005 г. № ММ-3-22/395@.
А вот для того чтобы получить освобождение от обязанностей плательщика НДС, в инспекцию надо представить следующие документы:
Как видите, подготовка к освобождению по статье 145 Налогового кодекса РФ потребует от бухгалтера больших усилий. Более того, аналогичный пакет документов придется представлять налоговикам ежегодно. Это необходимо, чтобы продлить освобождение от уплаты НДС. Для перехода же на "упрощенку" достаточно одного заявления. И представить его в инспекцию нужно всего один раз.
На упрощенную систему можно перейти только с начала года. При этом заявить о переходе на "упрощенку" надо заранее: с 1 октября по 30 ноября предшествующего года. Исключение сделано только для вновь созданных фирм и организаций, которые перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход. В первом случае "упрощенку" можно применять со дня, в который фирма встала на учет в налоговой инспекции, а во втором случае - с того месяца, в котором организация перестала платить ЕНВД.
Обратите внимание: если фирма по какой-либо причине потеряла право на применение упрощенной системы, вернуться к ней вновь можно только спустя год.
Получить освобождение от обязанностей плательщика НДС можно с любого месяца. Уведомить же налоговиков об этом надо не позднее 20-го числа месяца, с которого ваша фирма решила не платить НДС. Фирма, потерявшая право на освобождение, может вновь его получить, как только будет отвечать всем необходимым для этого условиям.
Получается, что с точки зрения оперативности отказа от уплаты НДС освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ намного предпочтительнее "упрощенки". Ведь им можно воспользоваться даже задним числом, не планируя это заранее.
Пример 2
По состоянию на 1 октября 2005 года ООО "Мастер" отвечает всем условиям для перехода на упрощенную систему и для получения освобождения по статье 145 Налогового кодекса РФ. Однако применять "упрощенку" ООО "Мастер" вправе только с 1 января 2006 года. Воспользоваться же правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС предприятие может с 1 октября 2005 года.
Когда предприятие переходит на упрощенную систему, бухгалтер обязан предпринять следующие шаги. Во-первых, надо восстановить "входной" НДС по имуществу, которое числится в учете на момент перехода. А во-вторых, нужно перечислять в бюджет НДС по товарам, отгруженным до, а оплаченным после перехода на упрощенную систему. Само собой, это необходимо делать, если до перехода предприятие начисляло НДС "по оплате".
Организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, также обязана восстановить "входной" налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. Этого требует пункт 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Восстановить налог надо в конце месяца, предшествующего получению освобождения. Также фирма, работавшая "по оплате", обязана перечислять в бюджет НДС по товарам, отгруженным до, а оплаченным после перехода на льготную систему. И конечно, фирме, которая собирается воспользоваться освобождением, имеет смысл вернуть покупателям авансы, в состав которых входит НДС.
Таким образом, правила уплаты НДС при переходе на упрощенную систему и при получении освобождения аналогичны.
При упрощенной системе фирма помимо НДС не платит налог на прибыль, налог на имущество и единый социальный налог. Получив же освобождение от обязанностей плательщика НДС, предприятие все перечисленные выше налоги продолжает уплачивать.
Таким образом, практически во всех случаях "упрощенка" с точки зрения экономии на налогах выгоднее освобождения по статье 145 Налогового кодекса РФ. Исключение возможно лишь в той ситуации, когда предприятие имеет льготы по налогу на имущество, уплачивает незначительные суммы ЕСН и работает с убытком.
Фирмы, работающие по упрощенной системе налогообложения, по НДС не отчитываются. Исключение составляют лишь те случаи, когда "упрощенщик" занимается импортом или исполняет обязанности налогового агента. Кроме того, "упрощенщику" придется сдать декларацию по НДС, если он выставит покупателю счет-фактуру с выделенным налогом. Этого требует пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
Все вышесказанное о декларировании НДС распространяется и на фирмы, воспользовавшиеся освобождением по статье 145 Налогового кодекса РФ. Ведь исполнять обязанности налогового агента, а также платить НДС по импортным товарам обязаны как "упрощенщики", так и фирмы, получившие освобождение от обязанностей плательщика этого налога. Поэтому никаких отличий между упрощенной системой и освобождением применительно к отчетности по НДС нет.
Потерять право на применение упрощенной системы можно по многим причинам. В частности, фирме придется расстаться с "упрощенкой", если:
В любой из перечисленных выше ситуаций организация обязана уведомить налоговых инспекторов о потере права на "упрощенку". На это отводится 15 дней месяца, следующего за истекшим отчетным или налоговым периодом.
Лишиться возможности не платить НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ фирма может в следующих случаях:
Казалось бы, у фирмы больше шансов лишиться права на "упрощенку", чем потерять освобождение от обязанностей плательщика НДС. Но отдавать по этой причине предпочтение освобождению все же не стоит. Ведь и в первом, и во втором случае многое зависит от размера полученного дохода (выручки). Начиная с 2006 года в максимальный доход, позволяющий работать по упрощенной системе, - 20 000 000 руб. - уже не придется включать поступления по "вмененной" деятельности (п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 1 января 2006 года). А значит, "упрощенный" доход будет вполне сопоставим с выручкой, по размеру которой определяется право на освобождение. По итогам 2006 года среднемесячный максимальный доход "упрощенщика" не должен превышать 1 666 666,66 руб. (20 000 000 руб. : 12 мес.). Максимальная же среднемесячная выручка, позволяющая пользоваться освобождением, будет равна 666 666,66 руб. Таким образом, фирма, ежемесячный доход которой в 2006 году составит, скажем, 1 000 000 руб., сможет работать по упрощенной системе, но лишится права на освобождение по статье 145.
Таким образом, с точки зрения перспектив фирмы помимо своей воли вновь стать плательщиком НДС упрощенная система все же предпочтительнее освобождения.
Фирма, потерявшая право на упрощенную систему, вновь становится плательщиком НДС. Налог нужно начислять по всем товарам, отгруженным в том квартале, когда было нарушено одно из условий применения "упрощенки".
НДС по товарам, купленным до перехода на упрощенную систему или в период ее применения, а реализованным после перехода на общий режим, можно принять к вычету. Минфиновцы против этого не возражают (см. письма Минфина России от 26 апреля 2004 г. № 04-03-11/62 и от 5 мая 2005 г. № 03-04-11/97).
В то же время чиновники запрещают принимать к вычету НДС по основным средствам, купленным как до перехода на упрощенную систему, так и в период ее применения (см. письма ФНС России от 24 ноября 2004 г. № 03-1-08/2367/45@ и Минфина России от 21 февраля 2005 г. № 03-04-11/37).
Когда фирма лишается права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, проблем с вычетом "входного" налога не возникает. НДС по имуществу, использованному после потери льготы в операциях, облагаемых этим налогом, можно принять к вычету. На это указано в пункте 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем фирма обязана начислить НДС по всем товарам, работам и услугам, реализованным в том месяце, когда было нарушено одно из условий, позволяющих пользоваться освобождением.
Итак, при переходе на общий режим налогообложения небольшое преимущество имеет освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ. Оно состоит в том, что в такой ситуации предприятие имеет полное право принять к вычету "входной" НДС по имуществу, купленному до утраты права на освобождение.