Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ

Назад

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" предусматривает специальную статью, благодаря которой налогоплательщики имеют возможность использовать в своей хозяйственной деятельности ряд льгот. Это статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Фактически все льготы, которые устанавливаются данной статьей, можно разделить на три группы:

  1. льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);
  2. льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков;
  3. льготы, предоставляемые при осуществлении отдельных операций.

Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров:

  • реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;
  • реализация лотерейных билетов;
  • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • реализация некоторых медицинских товаров;
  • реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);
  • услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;
  • ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;
  • реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;
  • реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок;
  • производство продуктов питания для учебных и медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений;
  • медицинские услуги;
  • услуги по перевозке пассажиров;
  • проведение работ по тушению лесных пожаров;
  • услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
  • работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;
  • услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий.

Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:

  • услуги в сфере образования;
  • реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
  • услуги учреждений культуры и искусства, реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;
  • работы организаций кинематографии по производству кинопродукции;
  • реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
  • реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;
  • реализация продукции сельскохозяйственными производителями;
  • архивные услуги;
  • ритуальные услуги;
  • банковские операции;
  • услуги по страхованию;
  • услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;
  • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
  • проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
  • реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;
  • услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;
  • оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина;
  • передача товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.

Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций:

  • услуги по предоставлению в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, имеющим аккредитацию в России;
  • услуги по предоставлению займа в денежной форме;
  • реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;
  • работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;
  • передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
  • реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи;
  • предоставление в пользование жилых помещений.

Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных НК РФ. Предусмотренные НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, то есть условия, распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.

Согласно положениям части второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:

Общими условиями применения льгот являются:

  • ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению. Таково требование пункта 4 статьи 149 НК РФ;
  • наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое требование выдвигает пункт 6 статьи 149 НК РФ.

Иногда возникают ситуации, когда при налоговой проверке выявляются факты неправомерного использования льгот. У налогоплательщика возникает вопрос, каковы последствия неправомерного использования льготы. Необходимо отметить, что специальной ответственности по этому поводу НК РФ не устанавливает.

Однако если налоговый орган при проверке выяснит, что налогоплательщик применил льготу не имея на нее права, а это соответственно привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, то в этом случае налоговый орган наложит штраф на налогоплательщика в размере 20% от неуплаченной суммы налога, в соответствии со статьей 122 НК РФ:

"1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

2. Утратил силу.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога".

Внимание!

Даже при условии того, что налогоплательщик имеет право на льготу, налоговое законодательство не освобождает такого налогоплательщика от следующих обязанностей:

  • при осуществлении "льготных" операций налогоплательщик обязан покупателям выставлять счета-фактуры. При этом счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога, на счете-фактуре ставится штамп "Без налога (НДС)";
  • налогоплательщик обязан вести книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В том случае, если налогоплательщик, осуществляя льготируемую операцию, выставил счет-фактуру и указал в ней сумму налога (такие ситуации на практике встречаются достаточно часто), по данному счету-фактуре налогоплательщик будет обязан заплатить НДС в бюджет. Данное требование закреплено в пункте 5 статьи 173 НК РФ:

"5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)".

Поэтому хочется дать налогоплательщикам один совет:

В том случае, если покупатель отказывается у вас приобретать товары (работы, услуги) по счету-фактуре, не содержащему НДС, не нарушайте налоговое законодательство, оформите документы надлежащим образом. В противном случае, пострадаете "дважды": придется уплатить начисленный НДС, кроме того "входной" НДС по такой операции возместить не удастся, а учесть "входной" налог в стоимости материально-производственных запасов будет рискованно, так как статья 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда НДС учитывается в стоимости и перестает действовать термин "освобожденных от налогообложения" (неоднозначно):

"Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса".

В общеустановленном порядке налогоплательщик обязан сдавать в налоговую инспекцию декларации по НДС. Декларация сдается даже при условии осуществления исключительно "льготных" операций. Подавая декларацию по налогу в налоговый орган, налогоплательщик обязан все "льготные" операции отражать в разделе 5 "Операции, не подлежащие налогообложению". Налогоплательщик должен четко осознавать, что, осуществляя льготируемые операции, он все равно является налогоплательщиком, то есть объекты налогообложения у него присутствуют.

Причем не забывайте, каждой льготируемой операции присвоен свой определенный код, который также отражается в декларации по НДС.

Эти коды приведены в приложении 3 к Инструкции по заполнению деклараций по НДС, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 21 января 2002 года №БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость".

На практике нередки случаи, когда налогоплательщику невыгодно применять льготу. Как в данном случае поступать, имеет ли право "льготник" отказаться?

НК РФ предусмотрена возможность отказа от льготы. Однако чтобы использовать возможность отказа от льготы, налогоплательщик обязан соблюдать следующие условия:

1. Перечень операций, по которым налогоплательщик может отказаться от льготы, закрытый. Данные операции перечислены в пункте 3 статьи 149 НК РФ:

  • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
  • реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
  • банковские операции;
  • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • услуги по страхованию;
  • услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;
  • реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов;
  • передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
  • оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • услуги по предоставлению займа в денежной форме;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;
  • реализация продукции сельскохозяйственными производителями;
  • реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;
  • проведение работ по тушению лесных пожаров;
  • внутрисистемная реализация в организациях уголовно-исполнительной системы.

Таким образом применить отказ от льготы налогоплательщик имеет право только по вышеперечисленным операциям.

Отказаться от использования других льгот налогоплательщик не имеет права.

Второе условие, которое должен выполнить налогоплательщик.

2. Отказаться от льготы можно только по всем осуществляемым "льготным" операциям. Частичный отказ в зависимости от категории покупателей не допускается.

3. Третье условие, заключается в том, что отказаться от использования льготы налогоплательщик имеет право на срок не менее одного года.

Чтобы осуществить отказ от льготы, налогоплательщик должен в налоговый орган предоставить письменное заявление (в произвольной форме). Сделать это нужно до 1-го числа того налогового периода, с которого налогоплательщик хочет отказаться от использования льготы.

Налогоплательщику необходимо обратить внимание и на пункт 8 статьи 149 НК РФ, который устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу в тех случаях, когда на законодательном уровне либо вводятся новые льготы, либо отменяются действующие. В таких ситуациях налогоплательщики должны применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Пример 1

Предположим, что законом установлена новая льгота на товар. Если на момент отгрузки данного товара новая льгота еще не действовала, то даже при условии того, что деньги за данный товар данная организация получит в период действия льготы, НДС придется заплатить в бюджет.

Здесь особых сложностей не возникает. Сложнее выглядит ситуация, когда покупатель за товар перечислил авансовый платеж с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу. Тогда, соответственно на дату отгрузки, новая льгота уже будет действовать, при этом фирма-продавец должна либо вернуть сумму налога покупателю либо изменением к договору пересмотреть ценовую структуру (цена та же, но без НДС). Поставить к вычету НДС с аванса можно пропорционально суммам отгрузки и возврата сумм, а не в момент "возврата суммы налога".

Окончание примера.

Теперь, рассмотрим ситуацию, когда законодательно отменяется льгота.

Пример 2

Предположим, что товар был оплачен авансовым платежом, а отгружен после отмены льготы.

В такой ситуации фирме-продавцу придется уплатить НДС с данной реализации.

Продавец должен выставить счет-фактуру уже с учетом налога, либо увеличив тем самым задолженность покупателя и потребовав доплатить сумму налога (что противоречит ГК РФ), либо пересмотрев структуру цены реализации и не меняя суммы включить в нее НДС.

Окончание примера.

Налогоплательщикам НДС стоит обратить внимание на тот факт, что Федеральным законом от 20 августа 2004 года №109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 149 НК РФ добавлены две новые льготы. Речь идет о подпунктах 22 и 23 пункта 3 указанной статьи. Данные льготы включены в текст налогового законодательства с целью создания условий для формирования в Российской Федерации рынка доступного жилья.

Таким образом, с 1 января 2005 года освобождаются от налогообложения операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подпункт 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Это помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

  • жилой дом либо его часть;
  • квартира либо ее часть;
  • комната.

В указанной статье приведены понятия, что признается жилым домом, квартирой и комнатой:

"2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире".

Поэтому, к реализации указанных помещений с 1 января 2005 года применяется льгота, установленная подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Причем данная льгота распространяется только на операции по их купле-продаже, к строительно-монтажным работам при возведении этих жилых объектов данная льгота отношения не имеет.

Иначе говоря, льгота на этапе передачи законченного строительством жилищного объекта от подрядчика к заказчику-застройщику и от заказчика-застройщика к инвестору не применяется. Они работают с НДС и передают эти объекты инвестору с учетом налога. А вот при дальнейшей реализации этого жилья инвестор осуществляет льготную операцию, причем сумма "входного" налога, полученного им от заказчика-застройщика, должна быть учтена им в стоимости реализуемых жилых помещений на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Логическим "продолжением" данной льготы является предоставление освобождения на передачу доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир (подпункт 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Статьями 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено:

"Статья 289. Квартира как объект права собственности

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме

1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

2. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру".

Данная льгота введена с целью предотвращения конфликтных ситуаций и налоговых споров. Отсутствие льготы при передаче доли в праве на общее имущество, фактически означало бы, что налогоплательщик должен был бы рассчитать данную долю и при ее передаче начислить сумму налога.

Статья 149 НК РФ устанавливает ряд льгот и для инвалидов. В частности, освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года №884 "Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)" утвержден перечень товаров, не освобождаемых от НДС:

  • Шины для автомобилей;
  • Охотничьи ружья;
  • Яхты, катера (кроме специального назначения);
  • Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);
  • Драгоценные камни и драгоценные металлы;
  • Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);
  • Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;
  • Икра осетровых и лососевых рыб;
  • Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Также, согласно статье 149 НК РФ, освобождены от налогообложения операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства".

Более подробно с вопросами, касающимися льгот, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Льготы для юридических лиц".