Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Стоит отдельно рассмотреть вопрос учета авторских гонораров и расходов на предпечатную подготовку в том случае, если издательство распространяет одну и ту же информацию на разных носителях: издает периодическое печатное издание и размещает информацию в сети Internet.
Первый подход заключается в том, что электронный вариант издания рассматривается не как самостоятельный издательский продукт, а как реклама печатного издания. В этом случае затраты на создание web-сайта относятся в себестоимость печатного издания по статье "Расходы на рекламу".
Однако, электронное издание может считаться самостоятельным изданием, так как имеет свою читательскую аудиторию, в нем содержатся полные тексты статей и материалов, опубликованных и в печатном варианте, и оно способно приносить доход (в частности, от размещения рекламы, а также от стоимости подписки на электронное издание или на право посещения его отдельных страниц). Поэтому, в том случае, если такое электронное средство массовой информации зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации по делам печати и средствам массовой информации, то возможен другой подход к распределению затрат.
Печатное и электронное издание рассматриваются как два самостоятельных объекта. Выделяются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость каждого из них. Затраты по предпечатной подготовке, относящиеся к обоим изданиям, распределяются между ними пропорционально авторскому вознаграждению. Для этого в авторском договоре предусматриваются отдельно сумма вознаграждения за право распространения информации на бумажном носителе и в сети Internet.
Пример
Издательство издает журнал, а также размещает его электронную версию в сети Internet. Сумма авторских гонораров составила 110 000 рублей, в том числе за право размещения информации в сети Internet - 11 000 рублей. Затраты по предпечатной подготовке составили 175 000 рублей, в том числе относящиеся:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
---|---|---|---|
Дебет | Кредит | ||
20-1 | 76 | 99 000 | Начислены авторские гонорары по печатному изданию (110 000 - 11 000) |
20-2 | 76 | 11 000 | Начислены авторские гонорары по электронному изданию |
20-1 | 25 | 45 000 | Учтены затраты по предпечатной подготовке непосредственно по печатному изданию |
20-2 | 25 | 8000 | Учтены затраты по предпечатной подготовке непосредственно по электронному изданию |
20-1 | 25 | 109 800 | Часть расходов по предпечатной подготовке распределена на печатное издание (122 000 / 110 000 х 99 000) |
20-2 | 25 | 12 200 | Часть расходов по предпечатной подготовке распределена на электронное издание (122 000 / 110 000 х 11 000) |
Таким образом, расходы на авторское вознаграждение и предпечатную подготовку составили:
Окончание примера.
Более подробно с вопросами, касающимися деятельности средств массовой информации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Средства массовой информации".