Особенности учета затрат по авторским гонорарам и предпечатной подготовке при издании печатных и электронных СМИ

Назад

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Стоит отдельно рассмотреть вопрос учета авторских гонораров и расходов на предпечатную подготовку в том случае, если издательство распространяет одну и ту же информацию на разных носителях: издает периодическое печатное издание и размещает информацию в сети Internet.

Первый подход заключается в том, что электронный вариант издания рассматривается не как самостоятельный издательский продукт, а как реклама печатного издания. В этом случае затраты на создание web-сайта относятся в себестоимость печатного издания по статье "Расходы на рекламу".

Однако, электронное издание может считаться самостоятельным изданием, так как имеет свою читательскую аудиторию, в нем содержатся полные тексты статей и материалов, опубликованных и в печатном варианте, и оно способно приносить доход (в частности, от размещения рекламы, а также от стоимости подписки на электронное издание или на право посещения его отдельных страниц). Поэтому, в том случае, если такое электронное средство массовой информации зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации по делам печати и средствам массовой информации, то возможен другой подход к распределению затрат.

Печатное и электронное издание рассматриваются как два самостоятельных объекта. Выделяются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость каждого из них. Затраты по предпечатной подготовке, относящиеся к обоим изданиям, распределяются между ними пропорционально авторскому вознаграждению. Для этого в авторском договоре предусматриваются отдельно сумма вознаграждения за право распространения информации на бумажном носителе и в сети Internet.

Пример

Издательство издает журнал, а также размещает его электронную версию в сети Internet. Сумма авторских гонораров составила 110 000 рублей, в том числе за право размещения информации в сети Internet - 11 000 рублей. Затраты по предпечатной подготовке составили 175 000 рублей, в том числе относящиеся:

  • непосредственно к печатному изданию - 45 000 рублей;
  • непосредственно к электронному изданию - 8 000 рублей;
  • к обоим изданиям - 122 000 рублей.

Корреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операции
ДебетКредит
20-17699 000Начислены авторские гонорары по печатному изданию (110 000 - 11 000)
20-27611 000Начислены авторские гонорары по электронному изданию
20-12545 000Учтены затраты по предпечатной подготовке непосредственно по печатному изданию
20-2258000Учтены затраты по предпечатной подготовке непосредственно по электронному изданию
20-125109 800Часть расходов по предпечатной подготовке распределена на печатное издание (122 000 / 110 000 х 99 000)
20-22512 200Часть расходов по предпечатной подготовке распределена на электронное издание (122 000 / 110 000 х 11 000)

Таким образом, расходы на авторское вознаграждение и предпечатную подготовку составили:

  • по печатному изданию - 253 800 рублей (99 000 + 45 000 + 109 800),
  • по электронному изданию - 31 200 рублей (11 000 + 8 000 + 12 200).

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности средств массовой информации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Средства массовой информации".