Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Одним из видов деятельности предприятий, осуществляющих издательскую деятельность, являются услуги по размещению рекламы и информационных сообщений граждан и организаций в своих изданиях.
С точки зрения бухгалтерского учета выручка, полученная за оказанные услуги, относится к доходам от обычных видов деятельности в соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (далее ПБУ 9/99).
Сумма выручки отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-3 "Расчеты по услугам".
Если производится предварительная оплата услуг по размещению рекламы, то следует руководствоваться пунктом 3 ПБУ 9/99, согласно которому не признаются доходами организации денежные средства, поступившие в качестве авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг.
Суммы авансов учитываются по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные".
Выручка может быть признана в бухгалтерском учете только после фактического оказания услуги, то есть после опубликования рекламного объявления. В этот момент отражается выручка по кредиту счета 90 "Продажи".
Одновременно делается запись по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-3 "Расчеты по услугам" на всю сумму предоплаты, если она носила разовый характер и обязательства по размещению рекламы выполнены полностью.
Если договор предусматривает публикации в нескольких номерах издания, то по мере опубликования объявлений отражается выручка от оказания услуг и делается зачет суммы предоплаты в части оказанных услуг.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг включаются в налоговую базу по НДС. В соответствии с пунктом 4 статьи 164 налогообложение этих сумм производится по расчетной ставке 18/118.
В соответствии с пунктом 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", при получении авансового платежа издательство выписывает счет-фактуру в одном экземпляре с указанием расчетной ставки НДС.
Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж. Начисление НДС с суммы аванса производится по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
После фактического опубликования рекламы в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ в течение пяти дней со дня оказания услуги издательство обязано выставить счет-фактуру в двух экземплярах, который регистрируется в книге продаж. Исчисление налога производится по ставке 10 или 18 процентов по дебету счета 90 "Продажи", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Сумма НДС, исчисленная и уплаченная с суммы аванса, принимается к вычету после фактического оказания услуг.
На суммы НДС, начисленные с сумм авансов, делается проводка по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 62-2 "Авансы полученные".
Счет-фактура, ранее составленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и, таким образом, является основанием для предъявления НДС к вычету.
Пример 1
Издательство заключило договор с организацией на публикацию рекламного объявления в четырех номерах рекламного еженедельника. Стоимость размещения одного рекламного объявления составляет 1800 рублей (в том числе НДС 18% - 274 рубля). Организация перечислила издательству аванс в сумме 7200 рублей.
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
---|---|---|---|
Дебет | Кредит | ||
51 | 62-2 | 7200 | Получена предоплата |
62-2 | 68 | 1098 | Начислен НДС с предоплаты (7200 : 118 х 18) |
62-3 | 90-1 | 1800 | Отражена выручка за публикацию одного объявления |
90-3 | 68 | 274 | Начислен НДС со стоимости объявления (1800 : 118 х 18) |
62-2 | 62-3 | 1800 | Частично зачтена полученная предоплата |
68 | 62-2 | 274 | Предъявлена к вычету часть НДС, уплаченного с аванса (1098 : 4) |
Окончание примера.
При размещении рекламы в печатных изданиях нужно помнить, что ставка НДС, применяемая к данной операции, а, следовательно, и сумма, подлежащая уплате, зависят от характера издания.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, подлежат обложению НДС по ставке 18%.
Реклама в периодических печатных изданиях.
В современных условиях реклама является одним из важных факторов для продвижения на рынке продукции или услуг организации, поэтому важно правильно отразить эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической уплаты денежных средств в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99. При размещении рекламы в периодических печатных изданиях расходы признаются по мере опубликования объявлений.
Если производится предварительная оплата услуг по размещению рекламы, то следует руководствоваться пунктом 3 ПБУ 10/99, согласно которому не признаются расходами организации денежные средства, выплаченные в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, а также в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.
Сумма перечисленной предоплаты отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет".
Расходы на рекламу могут учитываться на счете 26 "Общехозяйственные расходы" или на счете 44 "Расходы на продажу" в зависимости от характера деятельности организации. По мере опубликования рекламных объявлений и получения счетов-фактур от издательства делается запись по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" (по дебету счета 44 "Расходы на продажу") и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на сумму, относящуюся к опубликованным объявлениям.
Сумма НДС, указанная в счете-фактуре, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
При приобретении рекламных услуг на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик может предъявить к вычету суммы уплаченного НДС после принятия услуг к учету при условии их фактической оплаты и наличия соответствующих первичных документов для отражения услуг в бухгалтерском учете.
Эта операция отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу в печатных изданиях признаются в размере фактически произведенных расходов. Поэтому сумма НДС по таким расходам также принимается к вычету в полном объеме.
В налоговом учете рекламные расходы также признаются по мере публикации в печати. Согласно пункту 1 статьи 318 НК РФ расходы на рекламу относятся к косвенным расходам и учитываются в полном объеме в составе расходов того отчетного периода, в котором они осуществлены.
В налоговом учете суммы налога на прибыль относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и в составе косвенных расходов полностью учитываются в составе расходов текущего месяца.
Пример 2
Организация заключила договор с издательством на публикацию рекламных объявлений в трех номерах специализированного журнала, выходящего один раз в месяц. Стоимость одного рекламного объявления составляет 1320 рублей (в том числе НДС 201 рубль). Организацией перечислена предоплата в сумме 3960 рублей.
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
---|---|---|---|
Дебет | Кредит | ||
60 | 51 | 3960 | Перечислена предоплата за рекламные услуги |
26 (44) | 60 | 1119 | Отражены расходы на публикацию одного объявления |
19 | 60 | 201 | Отражена сумма НДС по оказанным рекламным услугам (1200 х 10%) |
68 | 19 | 201 | Предъявлена к вычету сумма уплаченного НДС |
Окончание примера.
Более подробно с вопросами, касающимися деятельности средств массовой информации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Средства массовой информации".