Публикации рекламного характера

Назад

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Отражение операций по размещению рекламы в бухгалтерском учете у издательства

Одним из видов деятельности предприятий, осуществляющих издательскую деятельность, являются услуги по размещению рекламы и информационных сообщений граждан и организаций в своих изданиях.

С точки зрения бухгалтерского учета выручка, полученная за оказанные услуги, относится к доходам от обычных видов деятельности в соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (далее ПБУ 9/99).

Сумма выручки отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-3 "Расчеты по услугам".

Если производится предварительная оплата услуг по размещению рекламы, то следует руководствоваться пунктом 3 ПБУ 9/99, согласно которому не признаются доходами организации денежные средства, поступившие в качестве авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг.

Суммы авансов учитываются по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные".

Выручка может быть признана в бухгалтерском учете только после фактического оказания услуги, то есть после опубликования рекламного объявления. В этот момент отражается выручка по кредиту счета 90 "Продажи".

Одновременно делается запись по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-3 "Расчеты по услугам" на всю сумму предоплаты, если она носила разовый характер и обязательства по размещению рекламы выполнены полностью.

Если договор предусматривает публикации в нескольких номерах издания, то по мере опубликования объявлений отражается выручка от оказания услуг и делается зачет суммы предоплаты в части оказанных услуг.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг включаются в налоговую базу по НДС. В соответствии с пунктом 4 статьи 164 налогообложение этих сумм производится по расчетной ставке 18/118.

В соответствии с пунктом 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", при получении авансового платежа издательство выписывает счет-фактуру в одном экземпляре с указанием расчетной ставки НДС.

Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж. Начисление НДС с суммы аванса производится по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

После фактического опубликования рекламы в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ в течение пяти дней со дня оказания услуги издательство обязано выставить счет-фактуру в двух экземплярах, который регистрируется в книге продаж. Исчисление налога производится по ставке 10 или 18 процентов по дебету счета 90 "Продажи", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Сумма НДС, исчисленная и уплаченная с суммы аванса, принимается к вычету после фактического оказания услуг.

На суммы НДС, начисленные с сумм авансов, делается проводка по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 62-2 "Авансы полученные".

Счет-фактура, ранее составленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и, таким образом, является основанием для предъявления НДС к вычету.

Пример 1

Издательство заключило договор с организацией на публикацию рекламного объявления в четырех номерах рекламного еженедельника. Стоимость размещения одного рекламного объявления составляет 1800 рублей (в том числе НДС 18% - 274 рубля). Организация перечислила издательству аванс в сумме 7200 рублей.

Корреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операции
ДебетКредит
5162-27200Получена предоплата
62-2681098Начислен НДС с предоплаты (7200 : 118 х 18)
62-390-11800Отражена выручка за публикацию одного объявления
90-368274Начислен НДС со стоимости объявления (1800 : 118 х 18)
62-262-31800Частично зачтена полученная предоплата
6862-2274Предъявлена к вычету часть НДС, уплаченного с аванса (1098 : 4)

Окончание примера.

Особенности применения ставок НДС при оказании услуг по размещению рекламы у издательства

При размещении рекламы в печатных изданиях нужно помнить, что ставка НДС, применяемая к данной операции, а, следовательно, и сумма, подлежащая уплате, зависят от характера издания.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, подлежат обложению НДС по ставке 18%.

Учет расходов на рекламу в печатной продукции у рекламодателя

Реклама в периодических печатных изданиях.

В современных условиях реклама является одним из важных факторов для продвижения на рынке продукции или услуг организации, поэтому важно правильно отразить эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической уплаты денежных средств в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99. При размещении рекламы в периодических печатных изданиях расходы признаются по мере опубликования объявлений.

Если производится предварительная оплата услуг по размещению рекламы, то следует руководствоваться пунктом 3 ПБУ 10/99, согласно которому не признаются расходами организации денежные средства, выплаченные в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, а также в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.

Сумма перечисленной предоплаты отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет".

Расходы на рекламу могут учитываться на счете 26 "Общехозяйственные расходы" или на счете 44 "Расходы на продажу" в зависимости от характера деятельности организации. По мере опубликования рекламных объявлений и получения счетов-фактур от издательства делается запись по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" (по дебету счета 44 "Расходы на продажу") и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на сумму, относящуюся к опубликованным объявлениям.

Сумма НДС, указанная в счете-фактуре, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При приобретении рекламных услуг на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик может предъявить к вычету суммы уплаченного НДС после принятия услуг к учету при условии их фактической оплаты и наличия соответствующих первичных документов для отражения услуг в бухгалтерском учете.

Эта операция отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу в печатных изданиях признаются в размере фактически произведенных расходов. Поэтому сумма НДС по таким расходам также принимается к вычету в полном объеме.

В налоговом учете рекламные расходы также признаются по мере публикации в печати. Согласно пункту 1 статьи 318 НК РФ расходы на рекламу относятся к косвенным расходам и учитываются в полном объеме в составе расходов того отчетного периода, в котором они осуществлены.

В налоговом учете суммы налога на прибыль относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и в составе косвенных расходов полностью учитываются в составе расходов текущего месяца.

Пример 2

Организация заключила договор с издательством на публикацию рекламных объявлений в трех номерах специализированного журнала, выходящего один раз в месяц. Стоимость одного рекламного объявления составляет 1320 рублей (в том числе НДС 201 рубль). Организацией перечислена предоплата в сумме 3960 рублей.

Корреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операции
ДебетКредит
60513960Перечислена предоплата за рекламные услуги
26 (44)601119Отражены расходы на публикацию одного объявления
1960201Отражена сумма НДС по оказанным рекламным услугам (1200 х 10%)
6819201Предъявлена к вычету сумма уплаченного НДС

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности средств массовой информации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Средства массовой информации".