Источник: Журнал "Российский налоговый курьер" №8, 2006 г. Автор: Г.А. Суворова, государственный советник налоговой службы РФ III ранга, заместитель руководителя Управления ФНС России по г. Москве
Москва — особый регион России. Здесь сосредоточены огромные финансовые и людские ресурсы. Ежегодно столица обеспечивает рост поступлений в доходную часть федерального бюджета. В общем объеме собираемых в Москве налогов значительную долю составляет налог на прибыль. О том, как налоговые органы столицы администрируют этот налог, читайте в статье.
Начиная с 2002 года в связи с вступлением в действие 25-й главы Налогового кодекса организация процессов администрирования налога на прибыль является приоритетным направлением работы УФНС России по г. Москве и подведомственных инспекций.
В последние годы в столице обеспечивается ежегодный прирост объемов поступлений налога на прибыль. Это наглядно подтверждают итоги 2005 года. Сборы налога на прибыль составили 193,5 млрд. руб., или в 1,5 раза больше, чем в 2004 году, что также превышает уровень 2003 года в 1,9 раза.
Налог на прибыль занимает прочные позиции в общей массе собираемых московскими налоговыми органами средств федерального бюджета. На долю данного налога приходится 20% этих поступлений, или 67,6 млрд. руб. Индикативные показатели выполнены на 113,6%.
При формировании бюджетных ресурсов Москвы — крупнейшего субъекта Российской Федерации налогу на прибыль отводится особая роль. Около 40% (125,9 млрд. руб.) всех средств, поступающих в столичный бюджет, составляют платежи, перечисленные плательщиками налога на прибыль.
Москва как налоговый регион имеет ряд особенностей, без учета которых сегодня невозможно эффективное администрирование налога на прибыль.
В столице России представлено широкое многообразие плательщиков налога на прибыль. Все вместе они обладают значительным налоговым потенциалом. В числе активных плательщиков — организации традиционно преуспевающих и развивающихся отраслей экономики. Это торговля, строительство, издательская деятельность, пищевая промышленность и транспортное обслуживание. Наиболее весомый вклад налоговых поступлений обеспечивают организации банковско-финансовой сферы.
В Москве много организаций, осуществляющих однородные виды деятельности. В связи с этим возрастает потребность проведения целевого налогового контроля, которая и обусловила избранные управлением подходы системного администрирования.
В этих целях в столице создано пять специализированных межрайонных инспекций. Они решают задачи по налоговому администрированию с учетом отраслевой специфики и других особенностей деятельности организаций.
Специализированные межрайонные инспекции контролируют:
Огромное значение придается организации работы по администрированию налога на прибыль в отношении 515 крупнейших налогоплательщиков. Дело в том, что именно эти организации вносят в федеральный бюджет около половины общей суммы поступлений налога.
В 2005 году работа по переводу крупнейших налогоплательщиков в специализированные межрайонные инспекции была практически завершена.
Одной из задач, решаемых налоговыми органами Москвы в целях повышения эффективности администрирования налога, является проведение мероприятий массового информирования налогоплательщиков. В 2006 году организована информационная кампания по разъяснению налогоплательщикам сути изменений, внесенных в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ. Исключительная актуальность этой работы во многом определяется значительным числом налогоплательщиков, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений, которые получили возможность перейти с 2006 года на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет Москвы.
Итоги контрольных мероприятий по налогу на прибыль являются отражением принципиальных изменений в содержании и методах организации и проведения налогового контроля. Введение с 2002 года нового порядка исчисления и уплаты налога на прибыль обусловило необходимость усиления камерального контроля. Этот вид контроля позволяет уже на этапе представления налоговой отчетности оперативно выявлять нарушения законодательства.
В связи с этим была проведена переориентация в выборе объектов камеральной проверки. До 2002 года результативность камерального контроля в основном обеспечивалась доначислением налога в случаях неправомерного заявления налогоплательщиками налоговых льгот, которые составляли до 30% налогооблагаемой базы. А сегодня контроль ориентирован на вопросы правильности формирования налоговой базы, соблюдения порядка исчисления налога и заполнения налоговой декларации.
Современные требования по качеству и объемам проводимых камеральных проверок остро обозначили необходимость учета ряда факторов, а именно: жесткое соблюдение сроков всех ее технологических этапов начиная с регистрации, ввода данных налоговых деклараций, начисления налога на прибыль в информационную систему «Расчеты с бюджетом», собственно проведения камеральной проверки и оформления результатов контрольных мероприятий.
В сегодняшних условиях действия сложного налогового законодательства и регулярно меняющейся отчетности по налогу на прибыль управлению необходимо было решить проблему постоянного повышения уровня профессиональной компетентности руководящего и инспекторского состава налоговых органов. Для реализации этой задачи проводится обучение инспекторов непосредственно на рабочих местах, управление организует общие и выездные совещания. Практикуются совместные контрольные мероприятия, разрабатываются рекомендации по наиболее сложным вопросам администрирования налога на прибыль, характерным для московских налогоплательщиков. Начиная с 2002 года проблемные вопросы, связанные с организацией контрольных мероприятий по налогу на прибыль, рассматриваются на расширенных совещаниях управления с подведомственными инспекциями.
Учитывая большое количество деклараций, представляемых в Москве плательщиками налога на прибыль, сегодня наиболее эффективной формой контрольных мероприятий является проверка отчетности на основе использования возможностей средств автоматизированного контроля.
Для повышения результативности контроля управление дополнительно к формируемым протоколам ошибок разработало методы целевого отбора объектов для проверки показателей деклараций по налогу на прибыль посредством использования ресурсов АИС «Налог 2 Москва». В систему вводятся данные налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.
В результате целевого отбора в автоматизированном режиме формируются списки организаций, в декларациях которых есть нарушения. Например, несоответствие определенных показателей по сравнению с бухгалтерской отчетностью, нарушение порядка заполнения деклараций, ошибки арифметического и логического характера, неточности в определении налоговой базы. Кроме того, на практике при осуществлении контроля нередко используется информация из внешних источников, полученная по материалам встречных проверок, от сторонних организаций, из государственных органов.
При использовании указанных методов можно выявить до 80% от общего числа устанавливаемых нарушений. Таким образом, повышается общая результативность контроля. В частности, в 2005 году абсолютный прирост доначисленных сумм налога на прибыль по результатам камеральных проверок составил 1,7 млрд. руб., что в 1,4 раза превысило показатели 2004 года. Это стало возможным при увеличении в 3,4 раза количества решений, вынесенных налоговыми органами. Также наряду с ростом числа организаций, охваченных выездными налоговыми проверками, улучшились и показатели результативности этих мероприятий. Одновременно был усилен контроль за недобросовестными налогоплательщиками, применяющими схемы ухода от налогообложения.
Кроме того, управление на региональном уровне с помощью АИС «Налог 2 Москва» проводит в режиме реального времени мониторинг выполнения налоговыми органами Москвы технологических этапов работы с налоговой отчетностью. Это позволяет своевременно выявлять проблемные вопросы администрирования налога на прибыль, в первую очередь по крупнейшим налогоплательщикам.
В целях повышения эффективности представления налоговыми органами интересов государства при рассмотрении споров в судах в управлении создана рабочая группа. Она осуществляет анализ материалов налоговых проверок, сумма доначислений по которым превышает 50 млн. руб. Работа группы направлена также на усиление аргументированности выносимых решений и сокращение количества налоговых споров.
С 2003 года Законом г. Москвы от 05.03.2003 № 12 введена пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города. Возможность применения пониженной ставки, составляющей в 2005—2006 годах 13,5%, предоставлена общественным организациям инвалидов, предприятиям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, а также предприятиям, которые используют труд инвалидов при соблюдении условий, установленных указанным законом. В 2005 году таким правом воспользовались 50 организаций.
Кроме того, готовится проект столичного закона, в соответствии с которым предполагается снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемого в московский бюджет, для организаций, которые ведут деятельность в особой экономической зоне технико-внедренческого типа «Зеленоград».
Сегодня у управления есть резервы для повышения уровня эффективности администрирования налога на прибыль. К ним можно отнести следующее:
В настоящее время налоговые органы Москвы предпринимают меры по реализации этих направлений.