Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Для того чтобы установить контакты с потенциальными клиентами, партнерами, организации участвуют в выставках. Расходы на участие в выставке могут быть самыми разнообразными. Причем, осуществив их, организация - налогоплательщик непременно столкнется с вопросами их классификации. Какие из них относятся к ненормируемым расходам, а какие нормируются?
Поэтому, немного уделим внимания некоторым видам рекламных расходов, в частности рекламным расходам, осуществленным организацией на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Причем, участвуя в таких мероприятиях, организация для поддержания интереса к выпускаемой продукции, продаваемым товарам, оказываемым услугам прибегает к использованию брошюр, буклетов, каталогов.
Пример 1.
Организация заказала дизайнерской фирме буклет с рекламой своих услуг. Можно ли учесть данные расходы на рекламу в полном объеме для целей налогообложения?
Под буклетом понимается произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами, в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма.
В соответствии с налоговым законодательством в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только расходы, предусмотренные абзацами 2-4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
А рассматриваемые нами расходы к вышеперечисленным расходам не относятся, так как перечень ненормируемых расходов является закрытым и буклеты там не указаны.
Следовательно, данные расходы для целей налогообложения могут быть отнесены на прочие виды рекламы, но только в размере 1 процента от выручки (абзац 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ).
Если бы организация заказала изготовление брошюр, то данные расходы можно было отнести в полном объеме на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы по рекламе, согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Данный вид расходов - изготовление рекламных брошюр, относится к ненормируемым расходам.
Окончание примера.
Пример 2.
Организация оптовой торговли изготовила каталоги с реализуемыми ею товарами и через почтовую рассылку разослала потенциальным покупателям данного товара. Как квалифицировать произведенные затраты, связанные с изготовлением данного каталога?
Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ, затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации относятся к расходам организации на рекламу.
Однако в данном примере распространение каталогов произведено потенциальным клиентам, круг которых известен организации. То есть в данном случае у плательщика налога на прибыль не выполняется требование Закона №38-ФЗ о неопределенности круга лиц до которых доводится информация. Следовательно, затраты оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов не могут быть отнесены к расходам на рекламу.
Обратите внимание!
Если бы у организации выполнялось условие о признании данных расходов рекламой (соответствие Закону №38-ФЗ), то до 1 января 2006 года организация могла бы учесть данные расходы на рекламу в размере 1% от выручки, а в условиях после 1 января 2006 года учла бы их в полном объеме.
Окончание примера.
Обратите внимание!
Если к каталогам, которые содержат информацию о номенклатуре и цене товара, предназначенным для определенных потенциальных организаций - покупателей, прилагаются типовые договора поставки, в которых указана информация об условиях поставки данного товара, то данные затраты для целей налогообложения прибыли можно учитывать в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии заключения договора с контрагентом.
Нередко на выставках организации раздают подарки.
Стоимость подарков, раздаваемых покупателям, также может быть включена в состав рекламных расходов. В налоговом учете эти расходы отнесены к нормируемым расходам.
Пример 3.
ООО "Сигма" приняло участие в выставке, в рамках которой проводился конкурс, с вручением призов победителям.
За участие в выставке ООО "Сигма" уплатило 10 620 рублей (в том числе НДС - 1 620 рублей). Общая стоимость приобретенных призов - 76 700 рублей (в том числе НДС - 11 700 рублей). Предположим, что стоимость каждого из призов более 1000 рублей. Выручка от реализации составляет 5 400 000 рублей (без НДС).
В целях бухгалтерского учета все произведенные расходы на рекламу учитываются в полном объеме. Для целей налогового учета полностью принимаются в составе расходов затраты на участие в выставке (пункт 4 статьи 264 НК РФ). Стоимость врученных призов учитывается в сумме, не превышающей 1% суммы выручки от реализации 5 400 000 рублей х 1% = 54 000 рублей. НДС по этим расходам принимается к вычету в сумме, соответствующей этому нормативу.
Рабочим планом счетов организации предусмотрено, что к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" открыты следующие субсчета:
68-1 "Расчеты по налогу на прибыль организаций";
68-2 "Расчеты по НДС".
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операций | |
---|---|---|---|
Дебет | Кредит | ||
60 | 51 | 76 700 | Оплачены призы |
10 | 60 | 65 000 | Приняты к учету подарки, приобретенные для вручения в качестве призов |
19 | 60 | 11 700 | Учтен НДС |
44 | 60 | 9 000 | Отражены расходы на участие в выставке |
19 | 60 | 1 620 | Отражена сумма НДС по расходам на участие в выставке |
68-2 | 19 | 1 620 | Принят к вычету НДС по расходам на участие в выставке |
60 | 51 | 10 620 | Оплачено участие в выставке |
44 | 10 | 65 000 | Списана стоимость врученных призов |
91-2 | 68 | 11 700 | Начислен НДС на безвозмездную передачу призов (65 000 х 18%) |
68-2 | 19 | 9 720 | Принят к вычету НДС в пределах нормируемых рекламных расходов (54 000 рублей х 18%) |
90-2 | 44 | 74 000 | Списаны расходы на продажу (9 000 + 65 000) |
09 | 68-1 | 2 640 | Отражен отложенный налоговый актив (65 000 - 54 000) х 24% |
91-2 | 19 | 1 980 | Списана сумма НДС, не подлежащего возмещению (11 700 - 9720) |
09 | 68-1 | 745,20 | Отражен отложенный налоговый актив (1 980 х 24%) |
Окончание примера.
Более подробно с вопросами, касающимися рекламных расходов организации и учета спонсорской помощи, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "рекламные расходы. Спонсорская помощь"