Думский портфель: депутаты уже выбрали "мишени" в Кодексе

Назад

Журнал "Российский налоговый курьер" №19' 2006Е.А. Тишина, эксперт журнала "Российский налоговый курьер"

6 сентября состоялось открытие осенней сессии Государственной Думы. На первом заседании депутаты одобрили примерную программу законотворческой деятельности на период с сентября по декабрь 2006 года. Хотя основной блок налоговых законов был принят Госдумой еще в весеннюю сессию и подписан президентом в конце июля[1], осенью депутаты планируют принять еще десяток налоговых законопроектов. Мы расскажем о наиболее важных изменениях, причем не только в налоговой, но и в социальной сфере.

В осеннюю сессию депутатам предстоит обсудить множество законопроектов, затрагивающих практически все отрасли права. Достаточно сказать, что в примерной программе сессии значится порядка 500 законопроектов, 50 из которых относятся к приоритетным.

Как и всегда, одним из важнейших вопросов осенней сессии является утверждение главного финансового документа страны - федерального бюджета на 2007 год, а также бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Что касается налогового законодательства, то особое значение депутаты придают проекту об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами, который они не успели принять в весеннюю сессию. Кроме того, в планах законодателей предусмотрены точечные поправки к различным главам Налогового кодекса. Изменения, в частности, затронут главы о НДФЛ, ЕСН, НДС, налоге на прибыль, налоге на имущество организаций, земельном налоге, ЕНВД и ЕСХН.

Одним из приоритетных направлений законодательной деятельности Госдумы этой осенью станет также реализация социальных программ. В частности, будут рассмотрены законопроекты, которые вносят изменения в Закон о пособиях гражданам, имеющим детей, и Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Но обо всем по порядку.

Налоговая амнистия

Напомним, что идею проведения упрощенного порядка декларирования доходов граждан сформулировал Президент РФ еще весной 2005 года в Послании Федеральному Собранию. По мнению главы государства, такой порядок должен сопровождаться двумя условиями: гражданин вносит декларируемые суммы на счет в российском банке и платит с них налог по ставке 13%.

Отметим, что законопроект, разработанный правительством, не в полной мере отвечает предложению президента. Так, единственным условием для упрощенного декларирования доходов является уплата так называемого декларационного платежа в размере 13%. По сути, это эквивалент неуплаченного налога на доходы физических лиц. Зачислять свои средства на счета в российские банки гражданам не придется. Никаких ограничений по размеру сумм и видам валют, которые можно задекларировать в упрощенном порядке, проект не устанавливает.

Согласно этому документу граждане смогут задекларировать доходы, полученные до 1 января 2005 года, в период с начала действия закона и до 1 апреля 2007 года. Для этого в налоговую инспекцию по месту жительства необходимо представить специальную декларацию о доходах (ее форму будет утверждать Минфин России) и квитанцию об уплате декларационного платежа. Налоговая инспекция должна выслать налогоплательщику специальное свидетельство, после получения которого обязанность по уплате НДФЛ в отношении задекларированных доходов считается исполненной. Индивидуальным предпринимателям помимо налога на доходы физических лиц, возможно, зачтут обязанность по уплате и декларированию единого социального налога.

Кроме того, законопроект предусматривает, что налоговым органам при проведении мероприятий налогового контроля запрещается использовать информацию, содержащуюся в специальной декларации.

Стоит отметить, что сроки проведения кампании по упрощенному декларированию доходов могут быть изменены. Как нам недавно сообщил замминистра финансов С.Д. Шаталов, речь идет о том, что граждане смогут задекларировать доходы, полученные до 1 января 2006 года. Соответствующим образом изменятся и остальные сроки, установленные в законопроекте.

Вместе с законопроектом о налоговой амнистии депутаты рассмотрят поправки в первую часть Налогового кодекса, которые уточняют, что обязанность по уплате налога и представлению налоговой декларации считается исполненной с даты выдачи свидетельства о декларировании доходов в упрощенном порядке.

Пять в одном

В октябре 2006 года депутаты должны рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект, который вносит поправки сразу в пять глав Налогового кодекса, посвященных налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и земельному налогу. Отдельные изменения по НДФЛ и налогу на прибыль организаций, предусмотренные этим законопроектом, уже учтены в Федеральном законе от 27.07.2006 № 144-ФЗ и начнут действовать с 2007 года. В частности, будет увеличен максимальный размер социальных налоговых вычетов, а право на получение имущественных вычетов будет распространено и на покупателей комнат. Изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" позволяют налогоплательщикам включать в состав прочих расходов затраты на НИОКР в течение одного года. Сейчас, как известно, этот период составляет два года.

Рассмотрим наиболее интересные поправки, которые предлагает Правительство РФ.

Налог на доходы физических лиц

Поправки к главе 23 "Налог на доходы физических лиц" направлены в первую очередь на то, чтобы упростить механизм исчисления и уплаты этого налога. Например, предлагается не учитывать при формировании налоговой базы доходы и расходы в виде средств, полученных (переданных) по договорам кредита или займа, а также полученных (направленных) в счет погашения таких заимствований.

Затронут изменения и статью 211 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме". Так, к доходам в натуральной форме предлагается относить товары (работы, услуги), которые налогоплательщик получает, оплатив только часть их стоимости. А при исчислении налоговой базы предполагается учитывать стоимость товаров (работ, услуг) за минусом суммы, оплаченной налогоплательщиком.

КСТАТИ

Итоги весенней сессии

Основной объем поправок в Налоговый кодекс депутаты успели принять весной 2006 года. Наиболее значимым документом, принятым Госдумой в весеннюю сессию, стал Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ о мерах по совершенствованию налогового администрирования. Он вносит изменения почти во все статьи первой части Налогового кодекса. Из второй части Кодекса изменениям подверглись главы о НДС и акцизах. Технические поправки внесены и в другие главы.

Поправки в четыре главы Налогового кодекса - о ЕСН, НДФЛ, налоге на прибыль и сборах за пользование объектами животного мира - вносит Федеральный закон от 27.07.2006 № 144-ФЗ. Основные поправки в главы о ЕСН и налоге на прибыль касаются компаний, работающих в сфере информационных технологий (льготная шкала ставок ЕСН и льготы при учете расходов на покупку вычислительной техники).

Значительные коррективы внесены в главы Налогового кодекса об акцизах, о НДФЛ и НДПИ еще тремя федеральными законами от 18.07.2006 № 119-ФЗ, 26.07.2006 № 134-ФЗ и 27.07.2006 № 151-ФЗ.

Уточняется порядок определения норм расходов, в пределах которых суточные, выплачиваемые работнику за время командировки, не облагаются НДФЛ. Согласно поправкам к 217-й статье Налогового кодекса в отношении налога на доходы физических лиц предлагается использовать нормы, утвержденные Правительством РФ для исчисления налога на прибыль[2].

Специальная норма вводится для определения даты фактического получения дохода при прекращении трудовых отношений до истечения календарного месяца. Датой фактического получения дохода в этом случае предлагается считать последний день работы, за который был начислен доход.

Поправки к 228-й статье Кодекса устраняют пробел в законодательстве в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения[3]. За налогоплательщиками, которые получили имущество в наследство или дар, закрепляется обязанность декларировать стоимость полученного в наследство имущества и уплачивать НДФЛ.

Единый социальный налог

Существенные изменения планируется внести в главу 24 "Единый социальный налог". В частности, объектом налогообложения не будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые работодатели начисляют в пользу работников - иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с ведением деятельности за пределами России. Освобождаются от налогообложения и суммы компенсации издержек физического лица в связи с выполнением работ и оказанием услуг по договорам подряда и возмездного оказания услуг.

При исчислении ЕСН будут действовать нормы суточных, установленные Правительством РФ для налога на прибыль. Напомним, что сейчас согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 10 суточные, которые работодатель выплачивает работнику за время его служебной командировки в размере, установленном в коллективном договоре или локальном акте организации, не облагаются ЕСН.

Законопроект уточняет порядок подачи деклараций и уплаты налога обособленными подразделениями российских организаций, расположенными за пределами Российской Федерации. Предполагается, что головной офис организации будет по месту своего нахождения уплачивать ЕСН и представлять налоговые декларации за такие подразделения.

Кроме того, документ определяет порядок исчисления и уплаты налога адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты. В действующей редакции Налогового кодекса такой порядок отсутствует.

Налог на прибыль организаций

Наиболее значимая поправка по налогу на прибыль состоит в следующем. Организация, которая приняла решение уплачивать налог на прибыль по обособленным подразделениям, расположенным в одном регионе, через ответственное подразделение, должна будет уведомить об этом налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Кроме того, уточняется порядок определения налоговой базы организациями, получающими прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.

Налог на имущество организаций и земельный налог

Главу 30 НК РФ предлагается дополнить новой статьей. В ней планируется прописать порядок исчисления налога по имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд.

Кроме того, разработчики проекта предлагают уточнить порядок определения среднегодовой стоимости имущества и увязать его с налоговым периодом.

Так, в налоговую базу войдут данные о балансовой стоимости имущества не на 1 января года, следующего за налоговым периодом, а на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного налога поправки предусматривают, что отчетными периодами будут признаваться I, II и III кварталы календарного года (сейчас - I квартал, полугодие и 9 месяцев).

В статью 391 включено положение о порядке определения налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований. Налоговая база по таким участкам формируется отдельно по каждому муниципальному образованию. Доля земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, - это не что иное, как доля кадастровой стоимости всего участка, пропорциональная указанной доле участка.

Согласно поправкам налоговая ставка 0,3% распространяется не только на участки, предоставленные для жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, но и на приобретенные в собственность для этих целей.

Законопроект также устанавливает, что граждане и организации, которые приобрели или получили в собственность земельные участки для жилищного строительства, должны применять повышающие коэффициенты и исчислять налог с момента государственной регистрации прав на эти участки.

Точечные поправки

Помимо уже перечисленных депутаты планируют принять в осеннюю сессию ряд отдельных проектов, которые были рассмотрены в первом чтении в весеннюю сессию. Как ожидается, эти новшества вступят в силу с 1 января 2007 года.

В частности, в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса предлагается ввести статью 264.1 "Расходы на приобретение права на земельные участки". В ней будет подробно прописан порядок признания указанных расходов для целей налогообложения прибыли и порядок определения размера прибыли (убытка) при продаже земельного участка и зданий (строений, сооружений), находящихся на нем.

Еще два законопроекта вносят изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость". Первый касается освобождения от обложения НДС операций по ввозу на территорию Российской Федерации товаров в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. Второй освобождает от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз.

В планах Госдумы также стоит законопроект, который включает в перечень налогоплательщиков, имеющих право перейти на уплату ЕСХН, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Правда, при условии, что такие кооперативы отвечают требованиям, установленным Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Кроме того, доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, а также от выполненных работ (услуг) у членов данных кооперативов должна составлять в общем объеме доходов не менее 70%.

Новшества в социальной сфере

Большое внимание в осеннюю сессию депутаты уделят вопросам социальной политики. Как ожидается, уже в сентябре Госдума примет в окончательном чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Этот законопроект был внесен в Госдуму правительством и прошел второе чтение в начале сентября.

Документ, в частности, вводит новый порядок расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для работающих женщин. Пособие будет уплачиваться в размере 40% от среднемесячного дохода за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом максимальный размер пособия не может превышать 6000 руб. за полный календарный месяц. Для неработающих женщин ежемесячные выплаты на первого ребенка составят 1500 руб., на второго и последующих - 3000 руб. Поправки также предусматривают введение нового вида выплат - пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Оно составит 8000 руб. в месяц и будет выплачиваться усыновителям ребенка.

В октябре Государственная Дума рассмотрит еще один правительственный законопроект об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Согласно этому документу с 1 января 2007 года размер пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от продолжительности общего трудового стажа, а не от непрерывного стажа.

Как и прежде, лица, имеющие общий трудовой стаж 8 и более лет, будут иметь право на пособия в размере 100% от среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет - 80%. Тем, у кого стаж менее 5 лет, пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться в размере 60% от среднего заработка.

Стоит отметить, что общим трудовым стажем будет признаваться не только период работы по трудовому договору, но и периоды иной деятельности, если за них уплачивались налоги и (или) страховые взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством.

С 1 января 2007 года отменяется льгота по выплате больничных в размере 100% заработка для отдельных категорий граждан. Но она будет сохранена для льготников, поступивших на работу до 1 января 2007 года.

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будут выплачиваться лицам, имеющим трудовой стаж менее 6 месяцев, в сумме, не превышающей одного МРОТ. Вводится новое правило в отношении совместителей: теперь пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам они будут получать по каждому месту работы.

Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам установлен в том же размере, что и сегодня, - 15 000 руб. за полный календарный месяц. Пособия исчисляются исходя из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев. При этом выплата пособий не зависит от режима работы застрахованного лица за календарные дни нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам). Сохраняется также правило об оплате первых двух дней больничного за счет средств работодателя.

[1] Подробнее о поправках, внесенных в Налоговый кодекс этими законами, см. в таблице "Что изменилось в налоговом законодательстве"// РНК, 2006, № 16-19. - Примеч. ред.

[2] См. постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

[3] Этот налог отменен с 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 № 78-ФЗ.