Н.В. Синикова: "Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок"

Назад

Журнал "Российский налоговый курьер" №16' 2006Беседовала Татьяна Пономарева

За 1-е полугодие 2006 года столичное налоговое управление мобилизовало в бюджетную систему 503,7 млрд. руб., что почти в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как удалось достичь столь высоких показателей? Какие методы контрольной работы применяют в столице? Об этом рассказывает руководитель Управления ФНС России по г. Москве Надежда Валентиновна СИНИКОВА.

- Надежда Валентиновна, с чем связаны столь высокие темпы роста налоговых поступлений, которые обеспечивает столичное управление?

- Я считаю, что на темпы роста повлияло несколько факторов. И прежде всего высокий уровень развития экономики Москвы. Так, в январе - мае индекс производства в столице составил 121,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если говорить о росте поступлений отдельных налогов, нужно принимать во внимание и другой фактор. Например, рост поступлений налога на прибыль во многом связан с ростом доходности банковского сектора столицы, а также с разовыми платежами при реализации ценных бумаг. А это ни много ни мало 8,8 млрд. руб.

Ну и, наконец, еще один фактор - повышение уровня контрольной работы налоговой службы Москвы.

- Давайте поговорим об администрировании основных налогов. Начнем с НДС. Какова статистика поступлений данного налога?

- Наше управление обеспечивает 60,7% поступлений НДС в федеральный бюджет. Индикативные показатели по мобилизации налога, установленные на 1-е полугодие, выполнены на 104,2%. В абсолютных цифрах это 132,5 млрд. руб., что на 43,8% больше, чем в 1-м полугодии прошлого года.

- С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые органы при администрировании НДС? И как решаются эти проблемы?

- Одна из главных проблем - неправомерное возмещение НДС. Наша задача - полностью исключить такие факты.

- Это касается только экспортеров?

- Нет, не только экспортеров. Мы сталкиваемся и со случаями неправомерного возмещения НДС по операциям, совершаемым на внутреннем рынке.

Если же говорить об экспортерах, то мы администрируем 4,5 тыс. таких налогоплательщиков. По состоянию на 1 июня 2006 года общая сумма НДС, которую налогоплательщики предъявили к возмещению, составила 27,8 млрд. руб. Это на 14% больше аналогичного показателя 2005 года.

Налоговые органы Москвы рассмотрели заявлений на сумму 18,2 млрд. руб. Только 60% этой суммы подтверждено налоговыми органами.

- Какова основная причина отказов?

- Налогоплательщики необоснованно заявляют НДС к вычету или не подтверждают документально право на вычет.

Замечу, что названные мною показатели свидетельствуют о масштабности и трудоемкости той работы, которая связана с рассмотрением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

Нередко нам приходится проводить углубленные проверки поставщиков по цепочке, пока мы не выявим производителя экспортируемого товара. Мы также тщательно изучаем схемы движения товарно-денежных потоков. Обработать вручную такой объем поступающей информации нереально. Поэтому при проведении мероприятий налогового контроля мы используем информационно-поисковую систему "Схемы ухода от налогообложения", а также программно-информационный комплекс "НДС".

- Контролируете ли вы работу инспекций?

- Безусловно. В управлении уже два года работают комиссии по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения инспекциями мероприятий налогового контроля. В текущем году состоялось около 80 заседаний комиссии, рассмотрено 949 налоговых деклараций на общую сумму около 22 млрд. руб.

- Изменились ли методы налогового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ?

- Да, вступление этого закона в силу изменило формы и методы контроля за обоснованностью возмещения НДС. В настоящее время у нас нет возможности подтвердить достоверность сведений, указанных налогоплательщиками в счетах-фактурах, через кредитные учреждения.

Наше управление располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для проверки обоснованности возмещения НДС. Один из них - встречные проверки[1] контрагентов налогоплательщика. В 2006 году отделы встречных проверок созданы во всех инспекциях Москвы.

В контрольной работе мы используем комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой базы данных нам удается предотвращать реализацию криминальных схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС.

- Если можно, расскажите подробнее…

- Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. Так, с помощью КСНП мы устанавливаем факт регистрации партнеров налогоплательщика, соответствие реквизитов (ИНН, фамилии руководителей организации) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируем состояние лицевого счета организации. Проверяем, например, сдает ли она вовремя и в полном объеме налоговую отчетность.

Хочу отметить, что управление в конце прошлого года провело инвентаризацию всей представленной налоговой отчетности. Данные по всем строкам деклараций, полученных от налогоплательщиков, внесены в информационный ресурс "АИС-Налог". Текущую налоговую отчетность инспекции вводят своевременно.

Иными словами, мы поддерживаем базу данных КСНП в актуальном состоянии. Кроме того, мы используем базу данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе проверочной работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков.

- Перейдем к налогу на прибыль организаций. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с администрированием этого налога.

- За 1-е полугодие установленные бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций значительно перевыполнены: в федеральный бюджет - на 26,2%, в бюджет города - на 38,3%. Темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет составил относительно 1-го полугодия 2005 года 182%.

Установленные бюджетные назначения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за полугодие перевыполнены на 10,8 млрд. руб., обеспечен темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 195,4%.

Как я уже говорила, на рост поступлений этого налога помимо макроэкономических факторов повлияло усиление налогового контроля. Так, в результате контрольных мероприятий только за 1-е полугодие 2006 года доначислено 10,4 млрд. руб.

- На что вы ориентируете инспекторов при проведении проверок?

- Если говорить о камеральных проверках, то начиная с 2006 года мы ориентируем инспекторов на уменьшение объемов запрашиваемых документов. Мы считаем, что объекты для камеральной проверки нужно выявлять на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.

Например, с помощью АИС "Налог-2-Москва" были проанализированы показатели налоговых деклараций по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2005 год налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 48. В результате были установлены факты, свидетельствующие о неправильном заполнении деклараций по налогу на прибыль и о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Как показывает практика контрольной работы, схемы минимизации налога на прибыль связаны с необоснованным учетом документально не подтвержденных расходов. Так, зачастую мы устанавливаем факты совершения налогоплательщиками сделок по фиктивным документам.

- Как выявляются такие факты?

- Мы проводим встречные проверки организаций - контрагентов налогоплательщика, в частности поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ, услуг, а также опросы руководителей и учредителей этих организаций.

Кроме того, мы проводим осмотры мест, где организации ведут деятельность. Анализируем информацию из внешних источников.

Все это позволяет установить факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что представленные документы не подтверждают реальных сделок и финансово-хозяйственных операций.

- Такими грубыми способами минимизации налогов пользуются фирмы-однодневки?!

- К сожалению, к подобным методам нередко прибегают и организации с хорошей деловой репутацией, в том числе и крупнейшие налогоплательщики.

- Московский регион от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата - около 17 тыс. руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ. Однако именно ваше управление стало одним из инициаторов активной борьбы с "теневой" зарплатой…

- За год - с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года - удельный вес управления в поступлении ЕСН в федеральный бюджет возрос на 2,5 процентных пункта и составил 18,4%, в государственные внебюджетные фонды - 17,1%. Но эти показатели могут быть выше, если вывести зарплату из "тени". Поэтому проверки налогоплательщиков с признаками ухода от налогообложения путем выплаты "серой" заработной платы - одно из приоритетных направлений нашей работы.

В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях функционируют 42 рабочие группы. Они взаимодействуют с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. Таких организаций насчитывается около 60 тысяч. Мы их распределили на четыре группы в зависимости от средней суммы выплат на одного сотрудника.

- Как вы воздействуете на таких налогоплательщиков?

- Мы проводим углубленный анализ их деятельности, а затем приглашаем их на заседания рабочих групп Комиссии при Управлении ФНС России по г. Москве или на заседания созданных рабочих групп при каждой инспекции.

Всего с апреля 2006 года проведено 536 заседаний рабочих групп и 10 заседаний комиссии, заслушаны представители почти 11 тыс. организаций. Из них примерно 9,5 тыс. согласились с доводами комиссии и рабочих групп и приняли меры для повышения заработной платы. Причем почти каждая вторая фирма сделала это самостоятельно, не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.

- И насколько может увеличиться "белая" зарплата москвичей?

- Организации, которые имели в 2005 году низкий уровень оплаты труда, предполагают в 2006 году повысить заработную плату в среднем в 2,4 раза. Этот показатель рассчитан по 5,5 тыс. налогоплательщикам, которые представили в инспекции письменные подтверждения об увеличении оплаты труда сотрудников.

- А как вы работаете с теми, кто не согласился с доводами комиссии?

- Эти организации мы включили в планы комплексных выездных налоговых проверок на III квартал 2006 года. Кстати, работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании другого "зарплатного" налога - НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет Москвы возросли за 1-е полугодие на 44,7%.

- Надежда Валентиновна, расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к проведению выездных налоговых проверок.

- Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок. Эта концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных проверок, который утвержден в 2006 году. Документ предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. При этом основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ.

Так, мы очень внимательно подходим к выбору объекта проверки, выявляя с помощью программных средств наиболее вероятные "зоны риска". Я имею в виду случаи нарушения налогового законодательства. Во время проверок мы также активно используем специальный программный комплекс. Он позволяет в режиме реального времени контролировать ход проверки и одновременно отслеживать поступления в бюджет доначисленных сумм.

Еще один важный момент: мы уходим от практики проведения проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее.

И, пожалуй, самое главное. Мы установили приоритет качества контрольной работы над количественными показателями.

- Тем не менее можно ли оценить эффективность новых методов на цифрах?

- Конечно. Выбранные нами методы контрольной работы дают весьма ощутимые результаты. Так, за 6 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 35,9 млрд. руб. платежей, что на 9 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 15 млрд. руб., обеспечили выездные налоговые проверки.

- Мы уже касались темы борьбы с фирмами-однодневками. Расскажите о ее основных методах.

- Одной из важных задач организации контрольной работы является работа по пресечению и профилактике деятельности фирм-однодневок в соответствии с Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне формируется Единая база организаций с признаками фирм-однодневок. В перспективе такая база должна быть создана и на федеральном уровне. Это позволит обеспечить комплексный и системный подход к работе с данной категорией налогоплательщиков на всей территории России.

- Какая роль в этой работе отводится правоохранительным органам?

- Достаточно высокая результативность мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными органами, предопределила необходимость дальнейшего расширения форм и методов этого взаимодействия. В июне 2006 года создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД Москвы. В рамках ее деятельности уточнен порядок взаимодействия налоговых инспекций и отделов управления по налоговым преступлениям ГУВД. В частности, мы подготовили план совместных мероприятий.

В ходе его осуществления были проверены 20 фирм-однодневок. Они, как вы понимаете, являются лишь инструментом реализации схем. Объектами совместных проверок стали также девять организаций - фактических исполнителей упомянутых схем.

Дальнейшая работа в данном направлении позволит исключить из экономической деятельности значительное число создаваемых фирм-однодневок, а также разработать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при госрегистрации.

- Вы оценивали, как много создается фирм-однодневок?

- В Москве в 2006 году 40% всех зарегистрированных юридических лиц имеют признаки фирм-однодневок. Сведения о таких фирмах мы направляем в налоговые инспекции и банки для проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок.

- Как часто фирмам с признаками однодневок отказывают в госрегистрации?

- Решения об отказе в госрегистрации выносятся практически по каждой третьей фирме с признаками однодневки.

Кстати, в ходе контрольных мероприятий нам удалось выявить большое число подставных лиц, задействованных при создании фирм-однодневок. В настоящее время мы привлекаем этих лиц к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

- Я знаю, что ваше управление активно участвует в законотворческой деятельности и предлагает способы решения существующих проблем. Расскажите, пожалуйста, о некоторых таких предложениях.

- В 2006 году налоговые органы Москвы принимали активное участие в подготовке поправок в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Специалисты управления неоднократно участвовали в совещаниях по данной тематике, проводимых ФНС России, а также Минэкономразвития России.

Не вдаваясь в детали, скажу только, что все предложения, выдвинутые налоговыми органами г. Москвы по внесению изменений в Закон № 129-ФЗ, направлены на недопущение при государственной регистрации случаев недружественного поглощения организаций и борьбу с фирмами-однодневками.

- Спасибо за интересную беседу.

[1] Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2007 года из Налогового кодекса исключается понятие "встречная проверка". Одновременно в первую часть Кодекса вводится новая статья 93.1. Она дает налоговым органам право истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у его контрагентов и иных лиц при налоговой проверке, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также вне рамок проведения налоговых проверок. - Примеч. ред.