Тенденции развития в проектировании и эксплуатации финансово-бюджетных систем.

Назад

XI Международная научно-практическая конференция-семинар "Экономика мегаполисов и регионов", Сеул, 24-27 ноября 2006 г.

Карпачев Александр Васильевич, Президент корпорации 'ПАРУС' Карпачев Александр Васильевич Президент корпорации "ПАРУС"

  1. Вступление - текущее положение дел Реализация реформы бюджетной системы (переход на казначейское обслуживание, бюджетная реформа, административная реформа, реформа межбюджетных отношений, реформа местного самоуправления) в Российской Федерации затронула практически все аспекты деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Входе реализации реформ перед всеми органами власти были поставлены новые большие задачи, среди которых особенное значение уделяется решению вопросов эффективного управления бюджетными средствами. "Мы в целом обязаны существенно, в разы повысить эффективность бюджетных расходов, и это должно стать принципом всей современной финансовой политики" - сказал В.В. Путин на заседании президиума Государственного совета РФ 7 июня 2006 года.

Для обеспечения данной задачи была проведена монументальная бюджетная реформа, которая перевела бухгалтерский учет не просто в статус бюджетного учета, а практически сделала его управленческим учетом. В результате потребителями большого объема информации подготавливаемого в системах бюджетного учета стали руководители ведомств и регионов. На основании данных из систем бюджетного учета формируются перспективные финансовые планы развития региона, оценивается эффективность расходования бюджетных средств на реализацию национальных проектов и целевых программ, производится расчет стоимости бюджетных услуг и т.д.

Существующие сейчас схемы построения систем бюджетного учета в отдельных бюджетных учреждениях и у распорядителей бюджетных средств по своевременности, достоверности и глубине предоставляемых данных уже не удовлетворяют руководителей регионов и ведомств и практически сводят на ноль результаты проведенной реформы. Это происходит по ряду вполне объективных причин, среди которых основными являются:

  • Большое разнообразие разноуровневых и разноплатформенных программных продуктов для автоматизации бюджетного учета, используемых в каждом регионе. Общее количество поставщиков решений для бюджетного учета в отдельных регионах может достигать двух-трех десятков. Пытаться построить единую систему бюджетного учета масштаба региона на таком разнообразии программных продуктов практически невозможно.
  • Отсутствие единых стандартов и регламентов обслуживания систем автоматизации бюджетного учета. Обслуживание программных продуктов в регионах в основном осуществляется небольшими и средними фирмами (в ряде регионов количество таких фирм составляет более двух сотен), которые в первую очередь нацелены на удовлетворение потребностей конкретных учреждений и совершенно не учитывают потребности руководителей региона.

Естественно, что такое разнообразие используемых программных продуктов и большое количество участников процесса (каждый из которых в стремится удовлетворить свои потребности) не способствует выработке новых методов построения и эксплуатации единой, прозрачной системы бюджетного учета масштаба региона. Кроме того, в большинстве случаев у региональных руководителей просто нет специалистов способных построить такую систему. Дополнительно усложняет данную задачу существующая ведомственная разобщенность.

  1. Как преодолеть разрыв, который образовался между ожиданиями руководителей регионов и ведомств и тем, что сейчас предлагают фирмы разработчики и поставщики решений для институциональных единиц?

    Для преодоления этого разрыва нужно серьезно менять подходы к построению и эксплуатации систем бюджетного учета, необходимо создавать единую системы бюджетного учета масштаба региона. Поэтому вполне логично, пока у региональных органов власти не появилось своих ресурсов, передать решение данной задачи на аутсорсинг.

    На аутсорсинг должен быть взят весь комплекс работ по созданию и эксплуатации единой системы масштаба региона - управление (объединение и координация), методология, обучение, организация и эксплуатация. При этом необходимо учесть интересы всех участников данного процесса - заказчиков (от правительства до бюджетного учреждения), всех поставщиков программных продуктов для автоматизации бюджетного учета и всех компаний занимающихся обслуживанием программных продуктов у пользователей. Т.е. необходимо выбрать единую эксплуатирующую организацию которая бы взяла на себя функции представления интересов государственного заказчика и осуществлять управление реализацией таких проектов.

    Единая эксплуатирующая организация будет решать следующие задачи:

    • Управление проектом.
    • Обеспечение единой методологией.
    • Обеспечение единых стандартов на выполняемые работы.
    • Обеспечение единых стандартов подготовки и переподготовки бухгалтеров.
    • Обеспечение единых стандартов качества обслуживания.
    • Управление отношениями с производителями программных продуктов (единая методология, стыковки, форматы обмена данными, технология адаптации программных продуктов под требования отраслевой и региональной специфики).
    • Управление отношениями с исполнителями, поддержание единых стандартов обслуживания, создание единого нормированного перечня работ, контроль выполнения работ.
    • Управление отношениями с пользователями.

  2. Экономический эффект от перехода на новую форму работы - Единая эксплуатирующая организация.

    Экономический эффект от перехода на новые технологии достигается за счет:

    • Применение единой методологии, создаваемой в едином центре (не нужно делать индивидуальные настройки для каждого пользователя).
    • Внедрением единой технологии обслуживания.
    • Созданием единого нормированного перечня работ.
    • Переход от услуг к работам, т.е. оплата производится только за результат.
    • Установление единой цены на рабочие места различных программных продуктов.
    • Внедрением новых технологий подготовки и переподготовки бухгалтеров бюджетных учреждений.

    Проведенный расчет по г. Санкт-Петербурге показали, что ожидаемая экономия бюджетных средств в результате внедрения новых технологий и перехода на единую эксплуатирующую организацию составит ~ 300 миллионо рублей.

  3. Совместное предприятие (СП) "1С-Парус" - новая форма работы на рынке.

    Оценив сегодняшние требования рынка и свой накопленный опыт реализации масштабных проектов по созданию систем бюджетного учета в федеральных министерствах, ведомствах и в регионах, Корпорация "Парус" и фирма "1С" решили создать СП "1С-Парус".

    Цель создания СП - разработка стандартов и регламентов для построения и эффективной эксплуатации крупных распределенных систем масштаба федеральных органов власти, субъекта федерации и крупных муниципальных образований на базе существующих решений фирмы "1С" и "Корпорации ПАРУС".

    СП возьмет на себя решение тех задач, которые делегируют ей производители программных продуктов и те функции которые раньше в явном виде никто не осуществлял. Это:

    1. Взаимодействие с территориальными органами законодательной и исполнительной власти - получение разъяснений и консультаций для обеспечения соответствия программных продуктов требованиям региональной и отраслевой специфики.
    2. Разработка стандартизированных и тарифицированных перечней работ для использования всеми партнерами.
    3. Обеспечение создания методических материалов по предметным областям с учетом региональной и отраслевой специфики.
    4. Управления проектами - координация и консолидация усилий по взаимодействию с заказчиком, производителем, партнерами, пользователями.

Все доклады »