Методы управления экономикой региона: планирование как основа создания системы государственного управления России

Назад

XI Международная научно-практическая конференция-семинар "Экономика мегаполисов и регионов", Сеул, 24-27 ноября 2006 г.

Иванов Алексей Дмитриевич Генеральный директор ОАО 'ГУП  Экономика', д.э.н. Иванов Алексей Дмитриевич Генеральный директор ОАО "ГУП Экономика", д.э.н.

Важнейшая проблема, стоящая перед Россией сегодня - проблема устойчивого интенсивного развития, ориентированного на повышение качества жизни населения и обеспечения достойного положения страны в мировой экономике.

Россия или начнет переход от нефтесырьевой экономики 90-х годов и войдет в группу бурно развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Республика Корея и Бразилия или останется на позициях сырьевой базы, в роли вечно догоняющей лидеров мировой экономики.

Политическое руководство страны в полной мере осознает это. На прошедшем саммите большой "восьмерки" в Санкт-Петербурге Президент Российской Федерации поставил вопрос об энергетическом лидерстве России в современном мире.

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков в изданной в 2005 году книге "Развитие капитализма в России" проблему прорыва России на новые технологические рубежи сформулировал следующим образом: "Не догонять Запад, а модернизировать экономику и социальную сферу в русле управления тенденциями мирового развития".

Возможен ли такой путь для России? На этот вопрос безусловно можно ответить утвердительно.

Мы располагаем мощным научно-производственным потенциалом и огромным опытом реализации масштабных проектов общественного преобразования. Возможности роста российской экономики обеспечиваются на редкость благоприятной конъюнктурой мировых рынков энергоносителей и внутренней политической стабильностью.

Наряду с широким кругом других вопросов совершенно очевидно, что решение этой проблемы потребует глубокого реформирования системы управления российской экономикой.

Реформы должны затронуть практически все функции управления, включая целеполагание, анализ, прогнозирование, организацию, контроль и, конечно же, планирование.

Поставленная Президентом России задача превращения страны в энергетическую сверхдержаву и одновременно реализуемые в социальной сфере амбициозные национальные проекты выдвигают на повестку дня необходимость формирования четкой долгосрочной макроэкономической стратегии.

Только при условии перевода системы управления по всей вертикали власти на качественно новый уровень, обеспечивающий выработку и реализацию государственной программы действий на длительную перспективу позволит России выйти на уровень принципиально иной социально-экономической и производственной системы постиндустриального характера.

Нам представляется, что осуществление подобного преобразования управления возможно только на основе государственной системы планирования.

Конечно же, речь не идет о полномасштабном возврате к системе планирования советского периода истории нашей страны.

Следует помнить, что жесткая критика централизованного планирования оказалась во многом справедлива. Советская экономическая система страдала постоянными недугами, которые определяли растущее отставание СССР в темпах научно-технического прогресса и развитии социальной сферы от передовых стран мира.

В тоже время очевидная справедливость данных положений не дает достаточных оснований отвергнуть идею планового управления экономикой в целом. Даже в гипертрофированном виде планирование позволяло СССР добиваться огромных экономических и социальных достижений.

Тем не менее, рыночные реформы управления в России прошли под флагом полной ликвидации всей системы государственного планирования.

Совершенно игнорировался тот факт, что ряд стран такие как Франция, Япония, Индия обладают системой общегосударственного индикативного планирования и сохраняют в структурах государственного управления центральные плановые органы.

Не был принят во внимание и опыт рыночных преобразований в Китае, где плановая система управления экономикой органично встроена в рыночные отношения и который демонстрирует миру великолепные достижения в экономическом и научно-техническом развитии.

Переход России к рыночной экономике - свершившийся факт и возврат к прежней экономической системе не только нецелесообразен, но и невозможен. Жесткость противопоставления плана и рынка, характерная для начального периода реформ социально-политической системы в настоящее время потеряла политическую остроту. На наш взгляд, есть все предпосылки для формирования современной эффективной системы управления на основе понимания единства плана и рынка. Тем более, что решать эти проблемы предстоит не на пустом месте. В своей практике Правительство Москвы активно использует ряд элементов системы планирования. Весьма широкое использование в качестве главной формы реализации целенаправленной социально-экономической политики получили целевые комплексные программы. По своей природе это тоже плановые документы, хотя возможности их воздействия на развитие экономики носят ограниченный характер, так как имеют своей задачей реализацию отдельных целевых установок. Поэтому даже совокупность программ не обеспечивает реализации системы взаимосвязанных целей, не достигает сбалансированности развития экономики, не решает структурообразующих задач.

Обеспечение сбалансированного развития городского хозяйства, требует формирования системы плановых документов, реализация которых способствует развитию городского хозяйства как единого целого.

Принципиальное отличие предлагаемой системы планирования заключается, прежде всего, в ее ориентации на многоукладную экономику, в которой роль локомотива отводится корпоративному сектору.

Этим диктуются отличия в структуре планов, системе плановых показателей, порядке разработки планов и, главное, в механизмах и инструментах их реализации.

Планирование при таком подходе должно опираться на механизмы рынка, воспринимать его сигналы, а рыночные отношения на стабильность планомерной организации экономики.

Целью современной новой системы управления должно стать достижение максимально высоких долгосрочных темпов роста при объективно существующих экономических ограничениях. Для этого необходимо обеспечить оптимальное сочетание индивидуальных стимулов, предпринимательской инициативы и общественных интересов.

Основой системы управления, главным содержанием планирования должно стать согласование экономической, социальной и технической политики корпоративного сектора экономики с государственными интересами.

Мы в Москве в полной мере осознаем необходимость и актуальность разработки и реализации долгосрочной стратегии развития.

Важность формирования долгосрочной стратегии развития Москвы диктуется сложностью решаемых в городе социально-экономических задач, масштабностью реализуемых градостроительных и инфраструктурных проектов. При этом неизмеримо возрастает цена ошибок при принятии стратегических решений в области долгосрочных перспектив развития Москвы. Уровень обоснованности этих решений связан не только с опытом кадров управленцев города, не только с их знанием и пониманием глубины и масштабов протекающих в городе процессов жизнедеятельности, но и в определяющей степени зависит от имеющихся в их распоряжении методов и способов прогнозирования развития города, механизмов и инструментов планирования и реализации управленческих воздействий.

Мэрией Москвы поставлена задача разработать стратегическую перспективу развития города до 2030 года.

На наш взгляд, целесообразно осуществить разработку и реализацию стратегии развития Москвы до 2030 года в виде системы планов.

При предлагаемом подходе формирование и осуществление стратегических целей развития города будет реализована в виде единого планового процесса, включающего разработку долгосрочной перспективы, среднесрочных и годовых планов. Тем самым обеспечивается конкретизация долгосрочных целей социально-экономического развития города в виде плановых проектировок среднесрочного характера и детальных плановых решений годового плана.

Предлагаемая система планов должна включать:

  • план-прогноз стратегического развития города на период до 2030 года с разбивкой на среднесрочные этапы;
  • среднесрочные планы с годовой разбивкой;
  • текущие планы.

Разработка долгосрочной перспективы в форме плана-прогноза позволит обеспечить большую гибкость при формировании долгосрочных целевых ориентировок при одновременном обеспечении возможности активного воздействия на процессы реализации стратегических целей. Данный подход позволит реализовать принцип скользящего планирования, при котором по результатам разработки каждого среднесрочного плана вносятся необходимые коррективы в основные долгосрочные плановые ориентировки, обеспечивая тем самым заданный временной горизонт стратегии развития Москвы.

Хотя показатели и ориентировки, определяющие основные параметры народнохозяйственного комплекса Москвы к 2030 году и его социальной составляющей, будут иметь выраженный прогнозный характер, это не помешает им выполнять функцию целевых ориентиров для компаний, предпринимателей, отечественных и зарубежных инвесторов и других агентов хозяйствования.

Для Правительства Москвы они послужат основой для формирования экономической, социальной, научно-технической и промышленной политики в планах среднесрочного характера.

По замыслу долгосрочный (стратегический) план-прогноз должен быть нацелен на модернизацию экономики города и качественное преобразование социальной сферы. Это означает, что долгосрочные решения должны обеспечить сдвиги в народно-хозяйственном комплексе Москвы, которые существенно меняют технологическую структуру экономики, определяя тем самым характер и темпы долгосрочного экономического роста, главного условия коренных социальных преобразований.

Среднесрочный план является этапом осуществления целей долгосрочного планирования. Его временной горизонт определяется сроком реализации крупных экономических, градостроительных и социальных проектов.

Основное содержание среднесрочного плана - программа инвестиций, поэтому главная цель среднесрочного плана стимулирование роста объемов капитальных вложений в корпоративном секторе и формирование оптимальной отраслевой структуры хозяйства города.

Краткосрочный (годовой) план подчинен задаче реализации целей среднесрочного плана. В ходе текущего планирования уточняются и корректируются задачи соответствующего года среднесрочного плана на основе вскрывшихся, неучтенных прежде обстоятельств.

На стадии годового плана предлагается осуществить увязку экономического и бюджетного планирования и представлять в городскую Думу проект бюджета вместе с проектом годового плана.

Переход на новые принципы планового управления социально-экономическим развитием города потребует решения целого ряда важнейших задач научно-методического характера.

К числу таких задач, прежде всего, следует отнести:

  • создание модели управления социально-экономическим развитием Москвы, оптимально сочетающей механизмы плана и рынка;
  • разработку методических основ системы планов, с обоснованием временных горизонтов каждого из них, структуры и системы показателей;
  • совершенствование методов, способов и инструментов воздействия планов на хозяйственные процессы применительно к разным секторам рыночной экономики и разным группам бизнеса;
  • формирование системы прогнозов, как основы для оценки мирохозяйственных, социально-экономических, научно-технических, демографических и экологических перспектив;
  • дальнейшее развитие информационных технологий, обеспечивающих широкое использование современных экономико-математических методов и моделей процессов обоснования и принятия решений.

Не менее важный аспект совершенствования управления социально-экономическим развитием страны заключается в создании механизмов, обеспечивающих разработку и проведение эффективной политики регионального развития.

Решить эту задачу можно лишь на основе четкого определения и согласования стратегических приоритетов государства с долгосрочными целями и интересами конкретных субъектов Федерации.

Наряду с этим должны быть решены проблемы развития межрегионального взаимодействия.

Для этого необходимо укрепление горизонтальных экономических связей, развитие сотрудничества между регионами по решению конкретных социальных и экономических проблем, реализации программ и проектов, представляющих взаимный интерес, развитие новых форм и механизмов экономического взаимодействия, в частности основанных на формировании межрегиональных кластеров.

Разрабатываемая стратегия развития Москвы на период до 2030 года не рассматривается Правительством Москвы как некая автономная акция. Самое серьезное внимание обращается на социально-экономическую интеграцию не только с Московской областью, но и с другими регионами Российской Федерации.

В заключение считаю необходимым изложить следующие соображения.

Регионам необходимо разработать и на практике реализовать схему координации и согласования основных документов системы стратегического планирования регионального уровня.

Особо важно при этом обеспечить согласование систем долгосрочных целевых установок и ориентиров и среднесрочных инвестиционных программ.

Для этого необходима единая методология регионального стратегического планирования, обеспечивающая стандартный состав планово-прогнозных документов, единство их структуры и содержания, общий порядок и методику их разработки1.

В свете изложенных положений и суждений правомерно поднят вопрос о восстановлении в своих правах государственного планирования в России. В стране, в которой были впервые в мире разработаны и практически реализованы принципы народнохозяйственного планирования.

Перестроенная на рыночных принципах система планирования должна стать главной формой воздействия государства на развитие экономики и обеспечить достижение целевых рубежей самого амбициозного характера.

1В качестве исторического примера хочу привести малоизвестную, но очень важную деталь плана Маршалла - плана восстановления послевоенной Европы. В качестве обязательного условия предоставления кредитов Соединенными Штатами было согласование каждой страной своей инвестиционной программы с соседями. Таким образом основы интеграции Европы были заложены уже тогда.

Все доклады »