Социально-экономическое развитие Москвы: итоги и перспективы

Назад

XI Международная научно-практическая конференция-семинар "Экономика мегаполисов и регионов", Сеул, 24-27 ноября 2006 г.

Оглоблина Марина Евгеньевна Руководитель Департамента Экономической политики и развития г. Москвы, к.э.н. Оглоблина Марина Евгеньевна, Руководитель Департамента Экономической политики и развития г. Москвы, к.э.н.

Прогноз социально-экономического развития Москвы строился на основе всестороннего анализа макроэкономических тенденций в предшествующие годы, а также с учетом направлений кредитно-финансовой, бюджетной, налоговой и тарифной политики Правительства РФ на среднесрочную перспективу.

В январе-сентябре 2006 года производство промышленной продукции увеличилось на 23,7%, оборот розничной торговли - на 6,6%, объем платных услуг населению - на 9,7%, на 3,8% выросли инвестиции в основной капитал. Эти отрасли экономики играют значительную роль в производстве валового регионального продукта. Сохранение среднегодовых темпов роста на уровне 8% позволит, по нашим расчетам, решить задачу удвоения ВРП, поставленную Президентом РФ, в 2009 году по сравнению с 2000 годом.

Наиболее высокие темпы роста в промышленности в январе-сентябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдались в Москве в производстве транспортных средств и оборудования - 167,2%; электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 139,9%, машин и оборудования - 124,9%.

Занятость населения сохранена на высоком уровне, численность безработных не превысила 0,5% от экономически активного населения при общероссийском показателе - 2,3%. Среднемесячная заработная плата в городе выросла на 26,9% при инфляции на потребительском рынке 9,4%. В городской системе образования, здравоохранения и других отраслях социальной сферы зарплата выросла в 1,5 раза. В 2006 году ставка 1 разряда городской тарифной сетки повышена с 2000 рублей на начало года до 2530 - с 1 сентября, а городской минимум оплаты - с 3600 до 4900 рублей.

Бюджет города на протяжении ряда лет имеет четкую социальную направленность. Ежегодно порядка 40% расходов городского бюджета направляются на финансовую поддержку граждан, которые по объективным причинам нуждаются в помощи государства, а также на содержание социальных учреждений - школ, больниц, библиотек, театров и т.д.

Реализуется Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы, на финансирование которой в бюджете предусмотрено 173,9 млрд. рублей.

Около 2268,7 тыс. человек за счет бюджета города предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; 281 тыс. человек - льготы по оплате услуг связи (радиоточка, телеантенна), 787,6 тыс. человек получают денежную компенсацию на абонентскую плату за телефон. Более 2721 тыс. москвичей бесплатно пользуются городским пассажирским транспортом и метро. Также, в рамках мероприятий по поддержке пенсионеров более 1970 тыс. пенсионеров получают "московские" доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума.

Улучшается демографическая ситуация в городе. Если в 2001 году на 1000 человек населения приходилось 7,5 рождений, то в 2006 году - 9,0. Уровень смертности за этот период снизился с 13,2 умерших на 1000 человек до 12,2. В 2004-2005 годах наблюдалась тенденция роста числа родившихся и сокращение числа умерших.

И это тоже результаты целенаправленной социальной политики московских властей. Оздоровление и улучшение качества жизни пенсионеров, внимательное отношение к их насущным проблемам - основные приоритеты города. И хотя вследствие возрастной структуры населения смертность, как и ранее, будет превышать рождаемость, благодаря миграции общая численность населения столицы в 2009 году вырастет по сравнению с 2005 годом на 50-60 тыс. человек.

Учитывая вышеперечисленные тенденции, а также, принимая во внимание данные Минэкономразвития РФ, Комплекс экономической политики и развития и Департамент финансов города разработали прогноз социально-экономического развития Москвы до 2010 года и перспективный финансовый план на 2007-2009 гг.

Основное внимание в 2007 году Правительство Москвы сосредоточит на реализации мероприятий в целях выполнения четырех национальных проектов: в области здравоохранения, образования, обеспечения населения доступным жильем, развития агропромышленного комплекса.

Вместе с тем сохраняются основные целевые установки, которыми Правительство Москвы руководствовалось в предыдущие годы: повышение оплаты труда работников образования и здравоохранения, социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, пенсионеров, инвалидов и семей с детьми, развитие реального сектора экономики, транспортной инфраструктуры, улучшение экологического состояния окружающей среды и др.

В 2007 году продолжится реализация мер по дальнейшему росту благосостояния жителей города. Предусматривается увеличение на 40% расходов на оплату труда работников социальной сферы города против 24% роста заработной платы в целом по городу, повышение тарифной ставки 1 разряда городской тарифной сетки до 3640 рублей в месяц, городского минимума оплаты труда до 6100 рублей.

Предполагается сохранение комплекса мероприятий социальной поддержки малообеспеченных граждан. В частности предусматривается сохранение городских доплат до прожиточного минимума к пенсиям неработающего населения, увеличение на 75% против уровня 2006 года размера единовременных пособий на рождение ребенка в молодых семьях, повышение в два раза размера пособий гражданам, имеющим детей, увеличение размера ежемесячных городских денежных выплат ветеранам труда, реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий, а также другие меры социальной поддержки.

Сохраняются высокие темпы жилищного строительства на территории города. С начала 2006 года в Москве введены в эксплуатацию 3548 тыс.кв.м. общей площади жилых домов (13,7% от общего числа построенных в России жилых домов).

Из введенных в эксплуатацию на территории России объектов социальной сферы на долю Москвы приходится 55,7% мест в дошкольных учреждениях; 29,4% учебных мест в общеобразовательных школах; 11% больничных коек; 6,8% посещений в смену в поликлиниках.

Из 4,7 млн. кв. метров жилья, которые будут построены в 2006 году, не менее 1,87 млн.кв. метров (профинансированных из городского бюджета), предполагается направить на городские социальные программы - для предоставления жилья очередникам, жителям, расселяемым из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, молодым семьям. Для продажи очередникам с использованием механизма ипотечного кредитования, бюджетных субсидий предполагается направить 200 тыс. кв. метров. Получит дальнейшее развитие социальная ипотека.

Принципиальное отличие социальной ипотеки состоит в том, что люди получают возможность приобретать жилье практически по себестоимости. Семья платит 30 процентов от стоимости квартиры и получает рассрочку на 10, 15 и даже 30 лет. Стоимость ипотечного кредита составляет сейчас 10,5 процента годовых, что уже вполне приемлемо для многих семей, которые хотят улучшить свои жилищные условия.

Другое крупное направление городских инвестиций - совершенствование транспортной инфраструктуры города. Адресная инвестиционная программа на 2007 год предусматривает продолжение строительства Звенигородского проспекта, реконструкции Ленинградского проспекта и других магистралей города, ввод гаражей на 110 тыс. машино-мест. На 50% повышается финансирование строительства метрополитена.

Одной из важнейших задач, которые предстоит решить в ходе реализации ежегодных программ Правительства Москвы, является задача повышения результативности бюджетных расходов.

На конкретный результат должна быть переориентирована политика бюджетной поддержки крупных и малых предприятий, научных организаций. Для повышения эффективности вложенных городом в поддержку науки средств (затраты города за десятилетний период в сопоставимых ценах составили более 4,4 млрд. руб.), предлагается в новых редакциях программ инноваций, промышленной деятельности, поддержки и развития малого предпринимательства увеличить объемы финансирования проектов, завершающихся созданием конструкторской документации и опытных образцов. Доля последних в общем объеме расходов на науку должна составлять около 60%.

Приоритет должен отдаваться работам, в которых востребованность новых видов технологий и изделий подтверждена конкретным предприятием, готовым внедрить технологию или организовать производство изделия.

Задания Программы Правительства Москвы на 2006 год разработаны с учетом обязательств городских властей перед жителями города Москвы, мероприятий, предусмотренных городскими целевыми программами и Генеральным планом города Москвы, положений Послания Президента Российской Федерации" и состоят в следующем.

В ближайшей перспективе необходимо обеспечить экономическую и финансовую базу для реализации социальных и инвестиционных программ путем создания условий для устойчивого роста экономики Москвы, в первую очередь промышленности, торговли, строительства, которые формируют более половины валового регионального продукта столицы.

Правительство Москвы должно содействовать развитию малого бизнеса, в том числе путем строительства технопарков и создания фондов содействия кредитования малого бизнеса и развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.

В целях выполнения задач, поставленных президентом России В.В.Путиным по реализации национальных проектов: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" Правительству Москвы будет необходимо разработать и начать внедрять в жизнь систему конкретных мероприятий.

Городским властям и в дальнейшем будет необходимо продолжать реализацию программ социальной поддержки инвалидов, пенсионеров, семей с детьми и малообеспеченных граждан. Содействовать развитию массовой физической культуры и спорта, в первую очередь детско-юношеского, создавать условия для занятий населения физкультурой и спортом по месту жительства.

Большую роль при этом играет оздоровление окружающей среды, исполнительные органы власти столицы должны всемерно способствовать этому. Не теряет актуальности потребность столичного мегаполиса развивать магистральную дорожную сеть, улучшать организацию движения, постоянно модернизировать городской общественный транспорт.

Весь комплекс запланированных мероприятий социально-экономического развития города Москвы на период до 2010 года невозможно осуществить без повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и результативности бюджетных расходов.

Стратегической целью деятельности Правительства Москвы является повышение благосостояния москвичей на основе динамичного и устойчивого роста экономики города, реализации национальных приоритетных проектов.

Все доклады »