Москва - мегаполис с динамично развивающейся экономикой. Проблемы и решения

Назад

XI Международная научно-практическая конференция-семинар "Экономика мегаполисов и регионов", Сеул, 24-27 ноября 2006 г.

Росляк Юрий Витальевич, Первый Заместитель Мэра Москвы Росляк Юрий Витальевич Первый Заместитель Мэра Москвы

В последние годы основные макроэкономические показатели развития города Москвы демонстрировали устойчивый рост.

В 2001-2005 гг. среднегодовые темпы роста валового регионального продукта составили 107,9%, реальных располагаемых денежных доходов на-селения - 110,1%, инвестиций в основной капитал - 104,9%, оборота роз-ничной торговли - 105,9%.

Наблюдалось снижение темпов инфляции со 123% в 2001 году до 112,1% в 2005 году. Реальная среднемесячная заработная плата в Москве выросла в 2 раза. За этот же период реальная заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась в 2,6 раза.

Итоги девяти месяцев 2006 года свидетельствуют о продолжающей-ся положительной динамике развития столичной экономики.

Промышленное производство увеличилось на 23,7%, прирост оборота розничной торговли составил 6,6%, объема платных услуг населению - 9,7%.

В городе построены жилые дома общей площадью 3,6 млн. кв.м, 16 дошкольных учреждений на 2360 мест, 18 образовательных школ и 3 блока начальных классов на 11065 учебных мест, 1 поликлиника на 500 посещений в смену.

Среднемесячная заработная плата в январе-августе т.г. увеличилась на 26,2%, в отраслях бюджетной сферы более чем в 1,5 раза при инфляции - 9,4%.

Существенно повышена ставка 1 разряда Единой тарифной сетки с 2000 рублей до 2530 рублей, значительно увеличен городской минимум оп-латы - с 3600 рублей до 4900 рублей.

По оперативным данным исполнение доходов консолидированного бюджета города Москвы за 9 месяцев 2006 года составило 534,2 млрд. рублей или 120,3% от плановых назначений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сопоставимые доходы бюджета (с учетом изменения бюджет-ной классификации) увеличились в 1,5 раза.

С начала года налоговые доходы поступили в объеме 476 млрд. руб-лей, в том числе налог на прибыль организаций - 283,5 млрд. рублей, налог на доходы физических лиц - 137,9 млрд. рублей, акцизы по подакцизным то-варам - 14,7млрд. рублей, налог на имущество организаций - 23,9 млрд. рублей.

Расходы консолидированного бюджета города Москвы за три квартала 2006 года исполнены в объеме 419,6 млрд. рублей (84,3 % плана), в том чис-ле за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета 14,2 млрд. руб-лей. Доля собственных доходов в расходах бюджета Москвы составила 96,6%.

Инвестиционные расходы за 9 месяцев т.г. профинансированы в объеме 107,3 млрд. рублей или 25,6% расходов бюджета Москвы.

Бюджет города на протяжении ряда лет имеет четкую социальную направленность. Ежегодно более 40% расходов городского бюджета направляются на финансовую поддержку граждан, которые по объективным причи-нам нуждаются в помощи государства.

Около 2549,7 тыс. человек за счет бюджета города предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, 281 тыс. человек - только услуг связи (радиоточка, телеантенна), 787,6 тыс. человек получают денеж-ную компенсацию на абонентскую плату за телефон. Более 2,7 млн. москви-чей бесплатно пользуются городским пассажирским транспортом и метро. Также, в рамках мероприятий по поддержке пенсионеров более 1970 тыс. пенсионеров получают "московские" доплаты к пенсиям до уровня прожи-точного минимума.

Улучшается демографическая ситуация в городе. Если в 2001 году на 1000 человек населения приходилось 7,5 рождений, то в 2006 году - 8,9. Уровень смертности за этот период снизился с 13,2 умерших на 1000 человек до 12,3. В 2004-2005 годах наблюдалась тенденция роста числа родившихся и сокращение числа умерших.

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития города Москвы за 2001 - 2006гг. в % к предыдущему году
Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 20069 мес.
Валовой региональный продукт 103,1 110,1 108,9 107,3 110,0(оценка) 111,2*
Объем промышленной продукции 107,7 115,3 122,0 107,7 123,6 123,7
Инвестиции в основной капитал 92,9 108,1 107,6 110,6 106,3 102,21)
Розничный товарооборот 107,9 103,0 104,1 108,3 106,2 106,6
Индекс потребительских ценв среднем за год 123,0 119,2 113,0 110,2 112,1 109,4
Индекс оптовых ценв среднем за год 123,5 110,3 112,6 112,0 111,1 109,2
Среднемесячная заработная плата 152,5 129,7 134,8 123,5 135,7 126,21)

* индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономик за 1 полугодие 2006 года.

1) - январь-август 2006г. в % к январю-августу 2005г.

Столица, как и в предыдущие годы, по ряду показателей, превышает среднероссийские темпы развития.

За 2005 год и январь-сентябрь 2006 года индекс промышленного производства в Москве составил соответственно 123,6% и 123,7% к анало-гичному периоду прошлого года против 104,0% и 104,2% по России. При этом рост цен в промышленности столицы составил за этот период соответ-ственно 11,1% и 9,2%, что ниже среднероссийских темпов (18,2% и 13,9% соответственно).

Были ниже темпы роста оборота розничной торговли в Москве (Моск-ва - 6,2% и 6,6%; Россия - 12,8% и 12,3%), и платных услуг, оказываемых населению (Москва - 3,8% и 9,7%; Россия - 7,5% и 7,8%). Однако по-прежнему существенной остается доля города в обороте розничной торговли России (21,2%), в объеме платных услуг (24,9%).

В среднем за 2005 год потребительские цены в России выросли на 12,7%, в Москве - 12,1%. С начала года в Москве введены в эксплуатацию 13,7% от общего числа построенных в России жилых домов, 55,7% детских дошкольных учреждений, 29,4% - общеобразовательных школ, 11,0% - больниц, 6,8% - поликлиник.

За 6 месяцев 2006 года доля Москвы в общем объеме российских ин-вестиций в основной капитал составила 10,6%, доля иностранных инвестиций составила 41,6% от российских и достигла 9730,9 млн. долл. США.

Основные социальные показатели в истекшем году имели устойчивую тенденцию роста. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в столице составила 17,6 тыс. рублей, что в 1,7 раза выше, чем в России, и в 3 раза больше прожиточного минимума трудоспособного москвича. При этом реальная оплата труда в Москве увеличилась на 15,4% против 12,9% - по Российской Федерации.

Проводимая московским правительством социально-экономическая политика позволяет сохранять уровень безработицы в пределах 0,5% от общей численности экономически активного населения, в то время как в России этот показатель составляет 2,3%.

Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2006 - 2010гг. в % к предыдущему году
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой региональный продукт 109,0 107,5 107,5 107,5 107,0
Объем промышленной продукции 115,0 111,0 112,0 112,0 112,0
Инвестиции в основной капитал 105,0 104,5 104,0 104,0 105,0
Розничный товарооборот 105,0 104,0 104,0 104,0 104,0
Индекс потребительских ценв среднем за год 109,1 108,0 106,5 105,5 105,0
Индекс оптовых ценв среднем за год 109,0 107,5 107,0 106,0 107,0
Среднемесячная заработная плата 124,0 122,0 116,5 115,0 114,0

Для стабильности и подъема московской экономики первейшей задачей на перспективу является обеспечение экономического роста вне зависимости от изменения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, то есть за счет наращивании промышленного потенциала и рыночных услуг.

Точки роста базируются на активизации инвестиций в инновации, в производственный капитал и прогрессивные технологии и конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Москва выиграла конкурс и начала работу по созданию особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград". Развитие инновационной деятельности в области высоких технологий ТВЗ "Зеленоград" даст возможность создать благоприятные условия для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств Москвы.

Предполагается реализовать инновационные проекты по созданию базовых технологий, национальной электронной компонентной базы, научно-технологической базы функциональной электроники, инфраструктуры предприятий наноэлектроники, вывести на мировой рынок научно-техническую продукцию электронной отрасли страны. Будут созданы условия для осуществления прорывных разработок и производства на их основе конкурентоспособной научно-технической продукции.

Для создания инфраструктуры ТВЗ "Зеленоград" необходимо 38,4 млрд. рублей. В 2006 году из московского бюджета выделено 1,4 млрд. рублей на эти цели. Однако, за 9 месяцев т.г. освоение лимитов капитальных вложений городского бюджета не превысило 19%.

В целях дальнейшего динамичного развития города требуется решение ряда проблем как на нашем, так и на федеральном уровне.

Восстановление промышленного производства в Московском регионе, рост потребления энергии жилищным фондом и непромышленным сектором экономики при отсутствии необходимого объема капвложений не только в развитие, но и в восстановление существующих основных фондов привели к дефициту в электроснабжении Москвы и Московской области, причем к дефициту и генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства.

Правительством Москвы и Правлением ОАО РАО ЕЭС разработаны мероприятия по ликвидации дефицита. Бюджет Москвы направляет на строительство объектов энергетики более 30 млрд. рублей ежегодно. Однако вопросы финансирования федеральной части программы (генерирующие мощности ОАО "Мосэнерго" и объекты Федеральной сетевой компании) до настоящего времени не решены. Предлагаемые Федеральной службой тарифов размеры повышения тарифов не позволяют сформировать нормальную инвестиционную составляющую для энергокомпаний.

Несмотря на принимаемые Правительством Москвы меры по развитию магистральной дорожной сети транспортная ситуация в городе обостряется.

Растет мобильность населения города и области. С подъемом экономики европейской России увеличивается нагрузка на дорожную сеть Москвы, являющуюся основным распределительным узлом в этой части страны. Из-за перегрузки дорожной сети падают скорости общественного транспорта.

Городской бюджет ежегодно увеличивает затраты на реконструкцию дорог, строительство метрополитена и замену подвижного состава наземного транспорта.

Однако, одновременно, также из года в год сокращаются субвенции федерального бюджета Москве на дорожное строительство, средства, выделяемые федеральным бюджетом на метростроение многократно ниже технически обоснованных минимумов, признаваемых Росстроем.

Идет развитие федеральных трасс, реконструкция магистралей на Волгоград и Ростов. Близки к началу реализации проекты строительства платной дороги на Санкт-Петербург и реконструкции № 1 Москва-Минск (в том числе обход Одинцово).

При этом строительство дальних скоростных обходов Москвы (Питер - Урал, Брянск - Рязань и др.) в реальной перспективе не просматривается также как и строительство ЦКАД в Московской области.

Москва естественный и пока единственный распределительный транспортный узел на направлениях Север-Юг и Запад-Восток. Возможности это-го узла уже исчерпаны в силу роста экономики и мобильности населения.

Нужна согласованная программа действий Москвы, Московской области, Минтранса РФ по реконструкции федеральных дорог на примыканиях к МКАД, вводов новых федеральных магистралей в город и развитию областных дорог дублирующих и связывающих федеральные магистрали.

Идет реконструкция аэропортов Внуково и Домодедово. В 2007 году намечено начать реконструкцию Шереметьево.

Однако для полноценного и эффективного хаба нужна организация скоростного наземного сообщения между аэропортами. Автотранспорт ис-ключается из-за перегрузки дорожной сети.

Единственный вариант, наиболее быстрый и, видимо, наиболее дешевый путь - использование МК МЖД.

Требуется координация планов и действий Москвы, области, Минтранса и ОРАО РЖД.

Вторая проблема будущего хаба - создание (реконструкция, строитель-ство) базовых аэропортов в областях ЦФО.

Миграция трудовых ресурсов между городом и областью уже составляет около 1 млн. человек в сутки. Процесс будет нарастать, так как в пер-спективе все больше москвичей будет переезжать в область.

Отсюда проблемы:

  • развитие транспортной системы,
  • согласованной политики на перевод части рабочих мест из Москвы в область.

Уже возникли проблемы сохранения водных ресурсов, сохранения подмосковного зеленого пояса.

Координации требует организация переработки бытовых и промышленных отходов.

Интенсивно развивающаяся промышленность, направлена на внутреннее потребление города. Наша задача сделать продукцию московских промышленников конкурентоспособной.

Наиболее проблемной отраслью промышленности как на федеральном, так и на региональном уровне, является легкая промышленность.

По целому ряду причин основные виды продукции отрасли по отношению к импорту неконкурентоспособны.

Необходимость принятия на федеральном уровне решений по под-держке данной отрасли особенно актуальна на пороге принятия решения о присоединении России к ВТО, в результате которого низкая конкурентоспособность продукции отечественной легкой промышленности может привести к ее окончательной деградации.

Нам необходимо сосредоточить усилия на повышении темпов роста производства, техническом перевооружении базовых отраслей московской промышленности, развитии высоких технологий (ОЭЗ "Зеленоград", технопарки), информационной инфраструктуры и техническом перевооружении отрасли "Связь".

Адресная инвестиционная программа города является одной из важнейших составляющей расходной части бюджета. В 2007 году на строительство объектов городского заказа в проекте бюджета предусмотрено 190,3 млрд. рублей, по уточненному бюджету текущего года на капитальные вложения будет израсходовано 203,5 млрд. рублей. Кроме того, город предусматривает за счет мобилизации дополнительных доходов в бюджет получить средства в объеме 20 млрд. рублей.

Будут сохранены все существующие приоритеты.

Предусмотрено увеличение объемов строительства жилья для решения общегородских задач и в рамках реализации национальных проектов. В 2007 году за счет средств бюджета будет построено 1 911, 2 тыс. кв. м., в том числе 370 тыс. кв. м. для молодых семей, более 200 тыс. кв. м. для предоставления по социальной ипотеке. Всего город для решения социальных задач с учетом жилой площади, поступившей от инвесторов, получит 2 234 тыс.кв.м.

Предполагается построить 20 общеобразовательных школ на 10 695 мест, 4 пристройки к школам на 1 150 мест, 71 детское дошкольное учреж-дение на 11 480 мест, 2 профтехучилища на 1 050 мест, 2 школьных стадиона.

Проблема ликвидации очереди в детские сады будет практически решена.

Однако необходимо проанализировать существующую сеть школ, так как уже через год-два может появиться проблема с ученическими местами.

Одной из основных проблем отрасли "здравоохранение" является изношенная база детских медицинских учреждений. В рамках "года ребенка" будет начато строительство ЛДК Измайловской детской клинической базы, разработана документация на реконструкцию 14-го и 15-го корпусов Моро-зовской больницы, спального корпуса бронхо-легочного санатория № 23, продолжено строительство роддома № 20 в Восточном административном округе, ряда других объектов здравоохранения.

Получат дальнейшее развитие объекты культуры. Будет завершено строительство театра "Мастерская П. Фоменко", музыкальной школы им. Шапорина, 2-х детских школ искусств: № 13 в Митино и № 1 им. Римского-Корсакова, продолжится строительство и реконструкция музеев-заповедников "Коломенское" и "Царицыно", музыкальной школы им. Гнесиных, начата реконструкция театров "Геликон-опера", "Модерн" и 2-й очереди театра "ET Cetera", 2-х картинных галерей.

Будет завершено строительство 2-ой очереди Ледового дворца спорта на Ходынском поле, 2-ой ледовой площадки и многоэтажной парковки для Ледового дворца спорта, а также горнолыжного склона на Заповедной ул.

Продолжится строительство ФОКов на ул. Вешняковская и ул. Ереванская, развернется строительство горнолыжного склона на ул. Шипиловская и ряда других спортивных объектов.

Недостаточно средств на инженерное и коммунальное строительство, дополнительная потребность составляет 14 млрд. рублей. Наиболее сложным для решения является вопрос обеспечения инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры в районе Щербинки. Предстоит изыскать возможность увеличения средств на строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства, наружного освещения, газопроводов, на строительство транспортных развязок.

Продолжится развитие материально-технической базы городского наземного пассажирского транспорта - строительство троллейбусного парка, тяговых подстанций и троллейбусной линии в Митино, конечных станций городского пассажирского транспорта, закупка подвижного состава, проектирование строительства новых объектов городского пассажирского транспорта.

Метростроение останется одним из основанных направлений крупных капиталовложений сконцентрированных на строительстве объектов с высокой степенью готовности центрального участка Люблинско-Дмитровской линии и двух участков Митинско-Строгинской линий в увязке со строительством Северо-Западного автодорожного тоннеля.

Однако объем средств на метростроение недостаточен для ввода указанных участков.

Учитывая тенденцию к снижению бюджетных средств, направляемых на развитие метрополитена, будут принятя меры по изысканию дополнительных источников финансирования метростроения.

Предусмотрено строительство перехватывающих гаражей-стоянок и гаражей-стоянок в районах застройки жилья социального назначения.

Высокие темпы роста электрических нагрузок и дефицит генерирующей мощности в городе диктуют необходимость неуклонного исполнения Программы комплексного развития электроснабжения города Москвы на 2006-2010 годы.

В 2007 году будет завершено строительство 4-х электроподстанций, газотурбинной электростанции Внуково и 1-го пуского комплекса ПГУ на РТС Строгино.

Будет осуществлено строительство очистных сооружений и мусоро-сжигательных заводов.

Еще задолго до того, как Президент Российской Федерации В.В.Путин определил задачи приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, в Москве велась работа по решению существующих проблем.

Уже несколько лет действуют программы города, целью которых является обеспечение доступности населения к услугам здравоохранения и образования в нужном количестве и качестве. Реализуются программы жилищного строительства, сноса пятиэтажного жилого фонда первого индустриального домостроения и ветхого жилья, предоставления жилья очередникам и молодым семьям.

При реализации национальных проектов возник ряд проблем, которые требуют решения на федеральном уровне.

Приоритетный национальный проект "Образование"

Правительством Российской Федерации поставлена задача по выравниванию уровня информатизации школ различных регионов. Поскольку уровень оснащения московских школ значительно выше, чем в других регионах, вероятнее всего Москва не получит финансовую поддержку из федерального бюджета на внедрение современных образовательных технологий.

На сегодняшний день федеральная нормативная база по предоставле-нию финансовой помощи бюджетам субъектов РФ на внедрение современных образовательных технологий отсутствует, не утверждены критерии отбора образовательных учреждений - получателей комплектов оборудования.

Приоритетный национальный проект "Здоровье"

Для устранения возникшего перекоса по оплате труда ряда категорий врачей и младшего медицинского персонала, работающих по участковому принципу, но неучтенных в повышении оплаты труда по национальному проекту, Правительством Москвы с 1 февраля 2006 года введен повышающий коэффициент к тарифной ставке (окладу) ЕТС медицинским работникам, занятым в сфере здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта в размере 1,2. На эти цели из бюджета Москвы направлено 6,9 млрд. рублей.

Лимиты финансирования, выделенные из федерального бюджета на реализацию данного проекта, не отражают реальную потребность города.

Необходимо увеличение лимитов выделяемого финансирования для субъектов на закупку диагностического оборудования и автомобилей скорой помощи, которые в настоящее время составляют соответственно 4% и 18% от потребности, а также предоставление возможности субъекту указывать в заявке те виды оборудования, оснащение которыми является первоочередным.

Оплата по родовым сертификатам медицинских услуг оказываемых иностранным гражданам во время беременности и родов осуществляется только при наличии медицинского полиса, которых в большинстве случаев нет. Средства за оказание медицинской помощи таким женщинам-иностранкам не поступают. Считаем необходимым упорядочить систему оплаты лечебно-профилактическим учреждениям услуг, оказываемых иностранным гражданам во время беременности и родов.

Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Существуют многочисленные проблемы при реализации национального проекта в части федеральных льготников - ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, военнослужащих, уволенных в запас.

Разработанные федеральными органами исполнительной власти норма-тивы не учитывают специфику различных регионов, реальную региональную стоимость жилья. В результате размер предоставляемых федеральных безвозмездных субсидий по Москве занижен, что может привести к нарастанию социальной напряженности. Растет задолженность федерального бюджета за площадь, выделенную федеральным льготникам. Число государственных сертификатов, выделяемых военнослужащим и чернобыльцам, составляет лишь 2-3% от числа, состоящих на очереди.

Аналогичные проблемы по реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье". Рост цен на московском рынке жилья в течение 2006 года и единые для всех регионов России нормативы, без учета специфических особенностей региона привели к тому, что сегодня размер софинансирования субсидий из федерального бюджета не превышает 3% рыночной стоимости московского жилья.

Все доклады »