Источник: "Главбух" № 9, 2008
В частности, так следует поступать, если компания раздавала товары в рекламных целях. А если стоимость этих товаров превысила норматив, то придется восстановить сумму налога, ранее излишне принятую к вычету.
{$var.external}Письмо Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 03-07-11/134
Розничная компания приобрела товар для перепродажи. НДС по нему был принят к вычету. Затем предприятие решило провести рекламную акцию, в рамках которой приобретенный товар был бесплатно распространен среди покупателей. В этой ситуации Минфин потребовал, чтобы компания восстановила часть НДС, которая ранее была принята к вычету.
Аргументы у чиновников были такие. Вычет НДС по рекламным расходам надо нормировать. Основание — пункт 7 статьи 171 Налогового кодекса. Там сказано: по нормируемым расходам вычет возможен только в той части, в которой данные затраты были учтены для налогообложения прибыли. Затраты на рекламную кампанию относятся как раз к нормируемым расходам. Норматив для них составляет 1 процент от выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса). Из этого чиновники сделали следующий вывод: если стоимость товаров, использованных в рекламной акции, превысила лимит, компания должна восстановить сумму налога, ранее излишне принятую к вычету.
В данном случае с чиновниками можно не согласиться. Ведь кодекс четко называет те ситуации, когда НДС необходимо восстановить (п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Во-первых, это случай, когда имущество передано в уставный капитал другой организации. А во-вторых, ситуации, когда имущество было использовано в деятельности, не облагаемой НДС. Между тем распространение товара в рамках рекламной акции облагается НДС как безвозмездная передача (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Исключение тут только одно — раздача рекламного товара, который стоит не дороже 100 руб. за штуку (подп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Кстати, этот факт Минфин России недавно подтвердил в своем письме от 14 апреля 2008 г. № 03-07-11/144.
Таким образом, компания должна восстановить (причем целиком) НДС только по тем рекламным товарам, цена которых не превышала 100 руб. Если же компания раздала своим покупателям более дорогой товар, то на эту операцию нужно начислить налог. А восстанавливать ранее принятый к вычету НДС не нужно.
Отметим, что арбитражная практика по данному вопросу еще не сложилась. Однако, на наш взгляд, у компании, которая решится оспорить мнение Минфина, есть все шансы выиграть спор с налоговиками. Для этого нужно воспользоваться аргументами, которые мы привели выше.