{$var.external}Письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/74
Чиновники рассмотрели ситуацию, когда предполагалось, что командировка закончится в пятницу, но работник вернулся к месту постоянной работы в воскресенье. Минфин России разъяснил, какие налоговые риски могут возникнуть у компании и как их можно избежать.
Какое число является последним днем командировки, директор компании определяет в приказе по форме № Т-9. В идеале этот день должен совпадать с датой приезда сотрудника.
Если же дата возвращения сотрудника (отражена в обратном билете) не будет совпадать с последним днем командировки (отражен в приказе), у компании возникают следующие риски. Стоимость обратного билета не получится учесть при расчете налога на прибыль. А если организация все-таки оплатила такой билет сотруднику, то данная сумма будет считаться его доходом в натуральной форме и облагаться НДФЛ. Избежать таких рисков можно, если задержка сотрудника в командировке обоснованна. Ведь, как отметили чиновники, затраты на проезд работника компания понесла бы в любом случае. Независимо от того, сколько времени работник фактически находился в служебной поездке. Рассмотрим два случая, когда задержку можно обосновать.
Задержка работника может быть вызвана производственной необходимостью. Тогда, чтобы обосновать возвращение в выходной, директору достаточно издать приказ о продлении командировки. То, что сотрудник работал в выходные, будет подтверждать также дата заполнения графы «Выбыл из…» в командировочном удостоверении.
Предположим, сотруднику пришлось задержаться в командировке по техническим причинам (не было билетов, отменили рейс и т. п.). Обосновать расходы на покупку обратного билета можно опять же в приказе руководителя. Такой вывод подтверждает, например, и постановление ФАС Уральского округа от 19 июня 2007 г. № Ф09-3838/07-С2. Судьи указали, что даже если даты в билете и командировочном удостоверении не совпадают, компания обязана возместить работнику стоимость проезда (ст. 167, 168 Трудового кодекса РФ).