Дата празднования 100-летия Военно-воздушных сил России назначена на 12 августа 2012 года. Именно в этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Именно этот день и принято считать началом создания военной авиации России. Хотя первые самолеты у нас появились еще в 1910 году - это были машина профессора Киевского политехнического института князя Кудашева и аэроплан инженера Гаккеля из Санкт-Петербурга. А серийные отечественные машины появились уже в 1913 году - самыми известными были четырехмоторный биплан «Русский витязь» и тяжелый самолет «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Сикорского. Так Россия встала на крыло!
Одна из первых легенд российской авиации - пилот штабс-капитан Петр Нестеров, он первым в мире совершил замкнутую вертикальную петлю в воздухе (мертвая петля), которая получила его имя. И он же первым в мире совершил воздушный таран в 1914 году. Впрочем, российской и советской авиации за минувшие 100 лет есть чем гордиться!
Советские военно-воздушные силы были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от императорской России. К концу 30-х было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.
ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолетов за период с 1929 по 1937 год увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжелых и средних бомбардировщиков - с 48 до 2443, истребителей - с 232 до 2255). К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км - такого воздушного флота не имела ни одна страна мира.
К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производили в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.
За годы войны были подготовлены 44 093 летчика. Погибли в бою 27 600: 11 874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.
В кризис 1990-х боеспособность отечественных ВВС упала до чрезвычайно низкого уровня, но в 2000-е военная авиация прошла через восстановление боеспособности. В настоящее время ВВС России претерпевают значительные изменения, в первую очередь связанные с проведением военной реформы. Большую роль в этих преобразованиях играют модернизация строевых летательных аппаратов ВВС и поставки новой авиатехники. Второе десятилетие XXI века станет периодом переоснащения ВВС новой техникой, что позволит значительно повысить возможности нашей военной авиации и соответствовать современным требованиям.
***
12 августа 2012 г. в России будет торжественно отмечаться столетие отечественных Военно-воздушных сил. Этому событию планируется приурочить грандиозное авиашоу, которое должно состояться в подмосковном Жуковском, на территории ТВК «Россия» – традиционном месте проведения авиасалонов МАКС на базе ЛИИ им. М.М. Громова. Предполагается, что в мероприятии примут участие все авиационные группы высшего пилотажа ВВС России, а также несколько пилотажных групп, приглашенных за рубежом. Предусматривается и наземная выставка современной авиационной техники ВВС России. Рассматривается также вопрос организации демонстрационных полетов исторических самолетов прошлых лет.
Предстоящий юбилей – уже не первое «авиационное» столетие, отмечаемое в России в последние годы. Сначала вековой юбилей российской авиации отпраздновали в 2010 г.: за точку отсчета принято брать 1910 г., когда состоялись первые публичные полеты российских летчиков и в небо поднялись первые аэропланы, разработанные и построенные в России. Под знаком столетия отечественной авиации прошел и 2011 г. – в частности, состоявшийся прошлым летом авиасалон МАКС-2011 также посвящался этому событию. Теперь юбилейную эстафету принимают Военно-воздушные силы.
День Военно-воздушных сил России официально отмечается уже 15-й раз: он «назначен» на 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №949 от 29 августа 1997 г. «Об установлении Дня Военно-воздушных сил» (позднее, эта дата была подтверждена Указом Президента России.№549 от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации», получив статус памятного дня).
В нашей стране День авиации (День Воздушного флота) традиционно отмечался в августе. Сначала дата была фиксированная – 18 августа (т.н. «сталинский» День авиации), потом праздник стал «плавающим» – отмечаться в третье воскресенье августа. В последние два десятилетия он, как правило, попадал на заключительный день проведения Международного авиационно-космического салона МАКС – главного российского авиационного события каждого нечетного года.
С конца 90-х у отечественных военных авиаторов в августе сразу два праздника. Кроме традиционного Дня воздушного флота они получили и свой «специальный» – День ВВС. Дата его определена по найденному в архивах приказу по Военному ведомству России от 12 августа 1912 г., согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Этот день и принято считать отправной точкой в создании военной авиации России.
В предыдущие годы празднование Дня Военно-воздушных сил, находившегося «в тени» Дня Воздушного флота и авиасалона МАКС, редко когда сопровождалось масштабными авиационными мероприятиями – как правило, все ограничивалось локальными «Днями открытых дверей» в авиагарнизонах (в Монино, Кубинке, Липецке и т.п.). Но в этот раз все будет иначе. Инициатива крупного авиашоу в честь столетия российских ВВС исходит лично от министра обороны России. По некоторым данным, идея возникла в прошлом году после грандиозного празднования 100-летия турецких ВВС, в котором приняло участие сразу восемь известнейших зарубежных пилотажных групп. Андрей Фомин
По материалам сайта http://www.stfond.ru