Ещё одно предложение по возведению преграды на пути потоков преступных доходов сделано Росфинмониторингом. Административный барьер перекроет транспортировку гражданами через границу сумм, превышающих €15 000. Причём, планируется, что плотина эта перекроет финансовые потоки в обоих направлениях: и ввоза и вывоза капиталов. Они служат существенной поддержкой для повышения доли теневого сегмента отечественной экономики. Но остановят ли такие действия тех правонарушителей, которые переправляют деньги в режиме грузоперевозок для инвестиций в «мутный бизнес»?
Заявление главы РФМ гласит, что возглавляемая им служба отстаивает ограничение перевозки наличных денег через нашу границу. Юрий Чиханчин попросил членов верхней палаты законодательно ограничить «чёрную инкассацию» наличных денег. На взгляд руководителя, границу следует установить на уровне €15 000.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2012-м объём трансграничных перевозок достиг $10 млрд. Инициатива по ограничению вывоза наличности рассматривается госслужбой в переговорах с другими профильными ведомствами. Предложения РФМ нашли понимание силовиков и Минфина. В МВД поддержали эту позицию, обозначив, что вопросы контроля, а также санкций в настоящее время не проработаны. ☆★
При этом в Росфинмониторинге понимают, что инфраструктура отечественной внешнеэкономической деятельности в целом развита достаточно, и транспортировка значительных объёмов наличности экономической целесообразности не имеет. Там не могут объяснить подобные действия ничем иным, кроме того, что получена эта наличность в результате незаконной деятельности. По меньшей мере, подобные действия вызывают серьёзные подозрения в том, что они связаны с прибылью от наёмничества, торговли наркотиками, или используются для финансирования терроризма.
Следует отметить, что неконтролируемый вывоз «кэша» тревожит Росфинмониторинг значительно в меньшей степени, чем импорт. Вывод капиталов, считают в Службе, не является прямым свидетельством отмыва. Он может свидетельствовать о том, что экспортируются из России деньги для инвестирования в западные предприятия.
С другой стороны, ввоз наличности, кроме опасности финансирования терроризма или указания на то, что это — наркоденьги, несёт с собой риски дестабилизации экономики. Эти капиталы могут быть использованы для накачки фирм-однодневок, для отработанных отмывочных схем, «откатов» и «распилов», для спекуляций с различными ценными бумагами.
В настоящее время по закону физлица обязаны декларировать перевозку бумажных денег, только в случае, когда сумма превосходит $10 000. Но данный барьер к непреодолимым отнести нельзя. Сама процедура декларирования не подразумевает указания происхождения средств. Это означает, что сотрудники таможни лишены формальных оснований классифицировать деньги как нелегальные, и, соответственно, воспрепятствовать их ввозу.
И пограничники, и таможенники не раз сталкивались с тем, что деньги импортируются контейнерами. Несмотря на то, что они декларируются. Правоохранители понимают, что этим потоком «кэша» можно оперировать не только в «теневой», но и в «чёрной» сферах. А для облегчения работы с ввозом/вывозом денежной массы имеется немало сайтов-советчиков, как избежать проблем с таможней.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Действующее законодательство предусматривает санкции только за недекларирование перевозки наличных денег, либо денежных инструментов свыше $10 000. К последним УК РФ относит дорожные, банковские чеки, векселя, ценные бумаги. Денежное наказание для нарушителей — 3-10 сумм контрабанды или ограничение свободы сроком до двух лет. ☆★
В ряде случаев, — особо крупный размер преступления или его групповой характер, — штраф и срок увеличиваются. Но санкции действуют лишь за контрабанду через границы стран Таможенного союза. Теперь предполагается введение аналогичных санкций для всех, перемещающих наличность, сумма которой превышает €15 000, через любую из границ РФ или ТС.
Меры, предложенные РФМ в общем укладываются в рамки рекомендаций ФАТФ. У данной организации имеется отдельное назначение, которое направлено на противодействие транспортировкам наличных «курьерами». Схемы эксперты приводят разнообразные. К примеру, большая часть нечестных денег из нашей страны была выведена официально и безналично. За рубежом их превратили в бумажную форму и теперь пытаются ввезти в Россию обратно. В этом случае соответствующие службы следует наделить правовыми полномочиями, как для приостановки, так и для ограничения перемещения подобной наличности.
Однако, такого рода подход, несмотря на одобрение на международном уровне, не всем по нраву. Не все эксперты могут найти объяснение, против кого направлены такие меры. Ведь «серые траспортировщики», специализирующиеся на перевозке денег контейнерами, — узкие профессионалы именно в этом секторе «извоза», и готовы к дополнительным расходам, к тому, чтобы разработать «инновационные» более сложные схемы ввоза/вывоза финансов.
Ещё один вопрос: «стоит ли выделки овчинка»? Следует ли тратиться, и весьма значительно, для того, чтобы лимитировать трансграничное перемещение денег? Надо ли менять нормы закона, которые предпишут всем доказывать «незамутнённость источника» происхождения средств? Окупятся ли немалые расходы на разработку и переоборудование, ведь злоумышленники не пожалеют финансовых и мозговых усилий на отшлифовку финансовых полулегальных схем, позволяющих обойти вновь появляющиеся преграды.
Ещё одно препятствие стоит на пути борцов с «чёрными перевозками». Для осуществления предложений Росфинмониторинга необходима полная согласованность в данных вопросах всех государств ТС. Партнёры не отвергают инициативы российских коллег, но обычно такие переговоры проходят непросто и небыстро из-за необходимости всё согласовать «в верхах».
Работники РФМ надеются, что года будет достаточно, чтобы решить все вопросы, а вот перед теми, кто «грузит апельсины бочками» (возит деньги контейнерами) бюрократических и правовых ограничений для продолжения своего дела пока нет. И насколько серьёзные барьеры могут перед ними возникнуть после реализации предложений РФМ, до конца не понятно.