Налоговая преступность без границ и национальностей

Назад

В конце июля в ФСНП России состоялось заседание коллегии, на котором отмечалось, что одним из приоритетных направлений работы федеральных органов налоговой полиции становится борьба с налоговыми и другими связанными с ними преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также пресечение незаконного вывоза капиталов за рубеж. Чем же вызвано столь пристальное внимание налоговой полиции именно к внешнеэкономической сфере? Сейчас наше Главное оперативное управление совместно с территориальными органами налоговой полиции, другими правоохранительными органами проводит 14 комплексных всероссийских операций в конкретных отраслях экономики. Это ТЭК, лесопромышленный комплекс, рыбная отрасль и другие валютоемкие сферы деятельности. Все они имеют выход на внешний рынок. И получается так, что внешнеэкономическая деятельность является как бы замыкающим звеном при совершении экономических, в том числе налоговых, преступлений в других отраслях.

Ведь какие виды хозяйственной деятельности являются наиболее криминализованными? Те, в которых себестоимость продукции низкая, а уровень налогооблагаемой базы высокий. То есть в случае ухода от налогов появляется реальная возможность для получения сверхприбылей. Внешняя торговля здесь не исключение.

В 2000 году количество всех выявленных экономических преступлений по сравнению с 1999 годом возросло почти на четверть. В то же время число преступлений, выявленных в сфере внешнеэкономической деятельности, за этот же период возросло почти на 70 процентов. Эта тенденция сохраняется и в нынешнем году.

А наиболее часто встречающимися способами совершения преступлений в этой сфере являются использование трансфертного ценообразования, незаконный вывоз капитала по притворным сделкам, а также сокрытие доходов, полученных в России иностранными юридическими и физическими лицами.

Есть мнение, что если капиталы бегут из страны, значит, за кордоном им лучше. Действительно, перемещение капитала за рубеж - это в основном чисто экономический вопрос, который зависит от деловой и финансовой конъюнктуры в данной стране. Нет ничего противозаконного в том, что владелец капитала хочет использовать его там, где ему это выгодно. Но если нарушается законодательство страны, касающееся вывоза капитала, если его хотят укрыть от налогового контроля, если этот капитал нажит преступным путем, то это уже преступление.

Ясно, что эффективная борьба с этими преступлениями невозможна без тесного сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами. В ФСНП России наработана солидная договорно-правовая база международного сотрудничества. Подписано около 40 международных договоров. В этом направлении необходимо двигаться и дальше. На июльском заседании коллегии ФСНП России было решено до 1 января 2002 года разработать концепцию международного сотрудничества ФСНП России на период до 2005 года.

Бытует мнение, что преступники, в том числе налоговые, никаких международных договоров не заключают, концепций сотрудничества не разрабатывают, а действуют между тем достаточно организованно, изобретательно, нередко опережая правоохранителей.

Сегодня вполне очевидно: налоговая преступность стала не только организованной, но и не признающей ни границ, ни национальностей. Однако мы не можем действовать теми же методами, что и наши оппоненты. Для нас в отличие от них нормы закона святы. А то, что зачастую не удается нам действовать на опережение, - это верно. Поэтому и развиваем свои аналитические службы, укрепляем наше Управление международного сотрудничества. Недавно мы повысили его статус, теперь оно стало главным. Аналогичные подразделения, кстати, уже созданы в 42 территориальных управлениях налоговой полиции. Предъявляем более высокие требования к подразделениям нашего Главного оперативного управления, занимающегося розыском и репатриацией "беглых" капиталов.

Да и расширение нормативно-правовой базы - это не просто дань протоколу. Главная цель любого международного соглашения - наладить более тесный информационный обмен с зарубежными коллегами, упростить его процедуру, до минимума сократить время прохождения наших запросов.

В рамках конкретных уголовных дел мы взаимодействуем с ФБР и службой внутренних доходов министерства финансов США, с королевской конной полицией и службой внутренних доходов Канады, с криминальной полицией Германии, правоохранительными органами Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля, Словакии, Польши.

Прочно вошли в практику выезды за рубеж наших оперативно-следственных групп для реализации оперативных материалов. Так, в результате выезда в Латвию сотрудников УФСНП по Ростовской области была раскрыта схема необоснованного возмещения НДС несколькими крупными российскими предприятиями. Предотвращена попытка незаконно вернуть из бюджета более 72 млн руб., возбуждены два уголовных дела.

Аналогичное преступление было раскрыто налоговыми полицейскими Новороссийска при содействии азербайджанских коллег. Виновный в совершении этого преступления хотел "прикарманить" без малого 8 млн руб. Состоялся суд. Приговор - два года лишения свободы.

В целом развитие взаимоотношений с коллегами из СНГ мы рассматриваем как приоритетное направление международного сотрудничества. Судите сами: из тех четырех десятков международных соглашений, что заключила ФСНП России, 15 приходится на страны Содружества. Это вполне объяснимо. Нас связывает общность границ, высокий уровень товарооборота, сходство законодательств. Да и криминогенные процессы весьма схожи. Так что действовать в тесном контакте нам, как говорится, сам бог велел.

Более того, еще в 1999 году для выработки согласованной стратегии, координации деятельности наших служб был создан КСОНР - Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ. Основная задача Совета - организация и проведение комплексных операций, совместных или параллельных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений.

Весной этого года в Алма-Ате состоялось очередное заседание КСОНР. Пришла пора, что называется, сверить часы руководителям наших служб, определить приоритеты в совместной деятельности. В частности, будем активизировать приграничное сотрудничество. Пора уже создать объединенный банк данных о нарушениях налогового законодательства хозяйствующими субъектами на территории наших стран и обеспечить оперативный доступ к этой информации. Уровень аналитической работы наших ведомств может и должен быть выше. Обсудили вопросы подготовки кадров, некоторые другие проблемы.

Сейчас в рамках КСОНР ведем работу по созданию постоянной комиссии по сотрудничеству в области оперативной деятельности.

В настоящее время мы усиливаем правоохранительную составляющую по всему фронту нашей деятельности. Кое о чем я уже упомянул. Это прежде всего информационное взаимодействие с зарубежными коллегами. Это и выезды наших сотрудников за рубеж, и совершенствование правовой базы международного сотрудничества налоговой полиции, и приграничное сотрудничество наших территориальных органов. Все эти и другие направления деятельности, несомненно, будут отражены в концепции международного сотрудничества ФСНП России на период до 2005 года.

Но наряду с разработкой этого документа, скажем так, стратегического значения мы уже предпринимаем вполне конкретные шаги. В стадии подготовки совместные с нашими зарубежными коллегами мероприятия по установлению мест нахождения валютных средств, незаконно переведенных за рубеж анонимными структурами, мероприятия по раскрытию преступлений, связанных с недополучением товаров и невозвратом валютной выручки из-за рубежа.

Комплексное решение этих задач, я уверен, если и не разрешит всех проблем на каналах внешнеэкономической деятельности, то существенно снизит степень криминализованности этой сферы.

Оригинальная версия статьи