Налогообложение игровых автоматов

Назад

А.Г. Шереметьев, советник налоговой службы III рангаИздательский дом ''Налоговый Вестник''

Первые игровые автоматы получили широкое распространение в России в середине 80-х годов. Это были привезенные из-за рубежа примитивные и устаревшие игровые автоматы, которые устанавливались в местах массового отдыха в крупных городах.

Первые фирмы, которые стали непосредственно заниматься производством игровых автоматов в большинстве своем из импортных электронно-механических частей, стали создаваться в России в начале 90-х годов.

Следующее поколение игровых автоматов появилось в стране в середине 90-х годов, когда наряду с уже зарекомендовавшими себя автоматами типа "cherry master" и "8 line" стали пользоваться широким спросом "однорукие бандиты" и "покерные автоматы". Приблизительно в это же время на российский рынок вышли весьма крупные операторы, которые могли себе позволить устанавливать и использовать современную дорогостоящую технику. Причем, в отличие от США и западноевропейских стран, обновление техники в России было вызвано скорее "физическим" устареванием, чем "моральным". В странах Западной Европы и США даже существует законодательство, согласно которому слот-машины необходимо обновлять через определенное время.

Современные игровые автоматы можно условно разделить на две категории. Первая - это автоматы типа AWP (это условное обозначение, их еще называют уличными автоматами), вторая - это игровые автоматы для казино (их отличает прежде всего мощность, стоимость, время игры, соотношение ставки к максимальному выигрышу). В России, как правило, используются программы автоматов для казино, помещенные в корпуса для уличных автоматов. Игровые автоматы типа AWP сейчас составляют приблизительно 60-70 % общего количества эксплуатируемых аппаратов в стране. Однако в последнее время эта тенденция меняется: все чаще используются игровые автоматы для казино.

В последнее время игровые автоматы завоевывают в России все большую популярность. К тому же многие факторы способствуют развитию игорного автоматного бизнеса в России: нет строгих запретов на азартные игры, а существующая система налогообложения на эту деятельность (в начале текущего года сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в федеральный бюджет, за каждый игровой автомат составляла 313 руб. в месяц) весьма благоприятно влияет на развитие данного направления игорного бизнеса. Однако до сих пор игроки испытывают некоторое недоверие к игровым автоматам. Это связано в первую очередь с тем, что оператор может регулировать процент выигрыша, а для того чтобы посетители игорных заведений действительно хотели играть, выигрыш должен составлять не менее 75-80 % (приказом Госстандарта России от 24.01.2000 N 22 "О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу" в качестве одного из требований к игровым автоматам с денежным выигрышем определено, что технологически заложенный средний процент денежного выигрыша должен быть не ниже 75 % в пользу играющего). По статистике, более 70 % посетителей казино на западе играют на игровых автоматах. В России игроков меньше.

Вместе с тем у российского игорного автоматного бизнеса имеются весьма неплохие перспективы. Статистические данные свидетельствуют о том, что в сентябре 1998 года (то есть через месяц после вступления в силу Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес") в стране насчитывалось более 800 залов игровых автоматов, в которых было установлено более 12,5 тысяч игровых автоматов с денежным выигрышем. В январе 1999 года уже функционировало более 1100 залов игровых автоматов (зарегистрировано более 17 тысяч игровых автоматов), а в конце 2000 года на территории Российской Федерации находилось уже более 2100 залов игровых автоматов, в которых насчитывалось около 32 тысяч игровых автоматов с денежным выигрышем. Динамика изменения общего количества игровых автоматов в Российской Федерации в 1998-2000 годах представлена на приведенном рисунке.

Количество автономных залов игровых автоматов составляет приблизительно 80 % от общего количества игорных заведений (без учета залов игровых автоматов, входящих в состав культурно-развлекательных центров и казино). На сегодняшний день в стране работает порядка 35 тысяч аппаратов, и существует тенденция, что общее количество игровых автоматов будет расти. Справочная информация о количестве игровых автоматов в отдельных субъектах Российской Федерации приведена в таблице 1.

Таблица 1Информация о числе зарегистрированных в налоговых органах игровых автоматов и их доле к общемуколичеству (в процентном отношении) в отдельных регионах России

Субъект Российской Федерации Количество зарегистрированных в налоговых органах игровых автоматов В процентах от общего количества
в 1998 году в 1999 году в 2000 году
г. Москва 4945 8483 11 894 38,01
г. Санкт-Петербург 5360 6050 7900 25,25
Ставропольский край 489 455 737 2,35
Краснодарский край 563 704 725 2,31
Ростовская область 417 518 641 2,04
Московская область 319 482 617 1,97
Нижегородская область 529 589 584 1,86
Волгоградская область 372 474 552 1,76
Свердловская область 125 275 363 1,16
Ленинградская область 246 252 361 1,15
Пермская область 216 218 356 1,13
Удмуртская Республика 203 292 346 1,10
Республика Татарстан 101 238 314 1,00
Новосибирская область 175 245 305 0,98

_____

*1. Процентное соотношение приведено за 2000 год.

Во многих странах мира игорный бизнес является крупным источником поступлений денег в бюджет. В России эта сфера предпринимательства еще только проходит начальные стадии своего развития.

В целях упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере игорного бизнеса, а также контроля за уплатой налогов игорными заведениями в 1998 году были приняты несколько федеральных законов, среди которых: Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон N 142-ФЗ), Федеральный закон от 31.07.1998 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"", Федеральный закон от 31.07.1998 N 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 19 Закона Россий-ской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"".

В частности, были внесены изменения в ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которыми была исключена норма, предусматривающая налогообложение доходов от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса по ставке 90 %.

Кроме того, одновременно из указанного Закона было исключено понятие "другой игорный бизнес", под которым понимался вид предпринимательской деятельности с использованием игровых автоматов (иных средств и оборудования) с вещевым или денежным выигрышем.

Закон N 142-ФЗ носит рамочный характер, то есть определяет основные принципы налогообложения дохода организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, а также устанавливает объекты налогообложения и минимальные размеры ставок налога. Законом N 142-ФЗ впервые были определены такие понятия, как "игорный бизнес", "игорное заведение", "азартная игра", "игровой автомат". Так, в соответствии с Законом N 142-ФЗ под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение; под игорным заведением - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекер-ская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места); под азартной игрой - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие; под игровым автоматом - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения.

Как уже отмечалось выше, Законом N 142-ФЗ определены лишь минимальные ставки налога на данные единицы оборудования. При этом налог, исчисленный исходя из минимальных ставок, зачисляется полностью в федеральный бюджет. Для пополнения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации от данного вида предпринимательской деятельности законодательным (представительным) органам этих субъектов в соответствии со ст. 5 Закона N 142-ФЗ предоставлено право устанавливать единую ставку налога на игорный бизнес. Сумма превышения размера ставки налога, установленной законом субъекта Российской Федерации, над минимальной ставкой, установленной Законом N 142-ФЗ, подлежит зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом Законом N 142-ФЗ предусмотрено, что ставки налога на каждый объект налогообложения определяются в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который с 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей составляет 100 руб. По состоянию на 1 января 2001 года единые ставки налога на игорный бизнес были приняты в 62 субъектах Российской Федерации. При этом средний коэффициент повышения единой ставки налога за каждый игровой автомат по сравнению с минимальной ставкой, подлежащей зачислению в федеральной бюджет, в конце 2000 года составлял 1,68.

Для сравнения: для игровых столов, предназначенных для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, средний коэффициент повышения единой ставки налога составлял 1,67; для игровых столов, предназначенных для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, - 3,15; для касс тотализаторов - 1,61; для касс букмекерских контор - 1,65.

Наибольшие размеры единых ставок налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат были введены в Вологодской области - 180 МРОТ в год, в г. Санкт-Петербурге - 124 МРОТ в год, в Иркутской области - 110 МРОТ в год.

Наименьшее увеличение ставки налога за каждый игровой автомат отмечено в Свердловской области (ставка налога повышена всего на 5 %); в Республике Бурятия, Московской области, Мурманской области и г. Москве ставка налога за каждый игровой автомат была увеличена примерно на 11 % и составляла 50 МРОТ в год. При этом в 14 субъектах Россий-ской Федерации (среди которых Республика Удмуртия, Ленинградская область, Пермская область, Тверская область), где имеются объекты обложения налогом на игорный бизнес, по состоянию на 1 января 2001 года размеры ставок налога, подлежащего зачислению в территориальный бюджет, не принимались. Информация о размере ставок налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в отдельных субъектах Российской Федерации приведена в таблице 2.

Таблица 2Размер ставки налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в год в отдельных субъектах РоссийскойФедерации (до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений вФедеральный закон "О налоге на игорный бизнес"")

Субъект Российской Федерации Размер ставки налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в год, МРОТ
Всего в том числе:
в федеральный бюджет в бюджет субъектаРоссийской Федерации
Вологодская область 180 45 135
г. Санкт-Петербург 124 45 79
Иркутская область 110 45 65
Калининградская область 100 45 55
Республика Татарстан 90 45 45
Новосибирская область 90 45 45
Нижегородская область 90 45 45
Ставропольский край 90 45 45
Приморский край 81 45 36
Волгоградская область 70 45 25
Краснодарский край 58 45 13
Ивановская область 56 45 11
Самарская область 55 45 10
Свердловская область 47,25 45 2,25

В 1999 году поступления налога на игорный бизнес в бюджетную систему Российской Федерации составили 394,3 млн руб. (в том числе в федеральный бюджет - 293,4 млн руб.), в 2000 году было собрано уже 646,7 млн руб. (в том числе в федеральный бюджет - 331,7 млн руб.). При этом среднемесячное поступление денежных средств от налога на игорный бизнес в 2000 году в федеральный бюджет составляло 26,8 млн руб. (19,9 млн руб. в 1999 году, рост составил 34,2 %), а в консолидированный бюджет - 52,4 млн руб. (32,9 млн руб. в 1999 году, рост составил 59,4 %). По сравнению с первым полугодием 1998 года, то есть до введения новой системы налогообложения игорных заведений, среднемесячные поступления в бюджетную систему Российской Федерации в 1999 году от данного вида предпринимательской деятельности выросли более чем в 14 раз, а в 2000 году - более чем в 22 раза.

Что касается поступления налога в зависимости от вида объектов налогообложения, то наибольшая доля поступлений в бюджетную систему России приходилась и приходится все-таки на игровые столы: в федеральный бюджет - более 65 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации - более 73 %. Поступления от использования игровых автоматов в 2000 году составляли: в федеральный бюджет - около 34 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации - около 26 %. Однако в отдельных регионах России (Ставропольский край, Астраханская область, г. Санкт-Петербург) процент поступлений налога от игровых автоматов как в федеральный, так и в территориальный бюджеты составляет бульшую долю от общей суммы налога, поступающей в казну. Справочная информация о поступлении налога на игорный бизнес в бюджет в зависимости от объекта налогообложения (игровых автоматов) приведена в таблице 3.

Таблица 3Доля поступлений налога на игорный бизнес в бюджет от игровых автоматовв отдельных регионах Российской Федерации

Субъект Российской Федерации Доля поступлений налога на игорный бизнес в бюджетную системуРФ от игровых автоматов, в % от общей суммы
в 1999 году в 2000 году
в федеральный бюджет в бюджет субъектаРоссийской Федерации в федеральный бюджет в бюджет субъектаРоссийской Федерации
Ставропольский край 74,1 76,8 83,0 81,9
г. Санкт-Петербург 60,6 74,8 60,5 74,2
Волгоградская область 59,2 53,2 48,6 51,2
Краснодарский край 54,6 49,7 44,5 47,6
Калининградская область 22,7 42,8 23,2 38,9
Свердловская область 34,2 33,3 28,9 32,7
Ростовская область 30,5 28,4 28,0 28,1
Нижегородская область 34,9 35,0 22,4 25,6
Республика Татарстан 10,3 28,0 15,6 24,5
Самарская область 21,7 11,1 12,1 11,2
Московская область 40,6 22,1 31,8 11,4
Новосибирская область 11,1 11,2 8,2 8,1
Владимирская область 8,6 3,8 6,3 8,0
г. Москва 32,6 14,7 35,7 6,0
В среднем поРоссийской Федерации 34,6 38,1 33,8 25,8

В заключение хотелось бы остановиться на наиболее часто возникающих вопросах по применению Закона N 142-ФЗ.

Во-первых, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 142-ФЗ ставка налога в год на каждый объект налогообложения уменьшается на 20 %, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида превышает установленный законом уровень, который для игровых автоматов составляет 40 единиц.

При этом следует иметь в виду, что если налогоплательщик имеет право на занятие деятельностью в сфере игорного бизнеса и содержит (согласно учредительным документам) несколько игорных заведений (в том числе залов игровых автоматов), то уменьшение ставки налога на 20 % налогоплательщик вправе применять только по каждому конкретному игорному заведению, где имеет место указанное превышение, а не по общему количеству объектов налогообложения, имеющихся у плательщика и находящихся в разных игорных заведениях.

Таким образом, налоговая скидка применяется к единой ставке налога, состоящей из суммы минимального размера ставки налога, установленного п. 2 ст. 5 Закона N 142-ФЗ, и ставки налога, зачисляемой в бюджет каждого конкретного субъекта Российской Федерации, установленной законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 142-ФЗ.

Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 142-ФЗ общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговых органах до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.

При этом в настоящее время ни Законом N 142-ФЗ, ни принятой в соответствии с ним инструкцией Госналогслужбы России от 28.08.1998 N 50 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес" не предусмотрена отсрочка регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес в связи с проведением подготовительных (монтажных) работ по установке и введению в эксплуатацию указанных объектов в игорном заведении. В связи с чем под термином "установка объектов игорного бизнеса" понимается их фактическая установка (с подключением и т.п.) в игорном заведении.

В случае выхода объектов игорного бизнеса, являющихся объектом налогообложения, из строя (вывода из эксплуатации), данные объекты, с целью освобождения их от уплаты налога, должны быть сняты с регистрации в налоговых органах.

Согласно п. 4 ст. 4 Закона N 142-ФЗ изменение общего количества объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса в игорном заведении подлежит регистрации в течение 5 рабочих дней со дня установки или выбытия каждого вида объекта налогообложения.

Наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 142-ФЗ может служить основанием для отзыва лицензии на осущест-вление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса. Данная норма Закона N 142-ФЗ применяется ко всем объектам обложения налогом на игорный бизнес, находящимся в зоне обслуживания посетителей игорного заведения.

В-третьих, правильность исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес производится с учетом требований п. 5 и 6 ст. 6 Закона N 142-ФЗ: при установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц, после 15-го числа - за половину текущего месяца, а при выбытии объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за половину текущего месяца, после 15-го числа - за полный текущий месяц, при этом объект налогообложения считается выбывшим по истечении 10 дней с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган. При этом запись в вышеназванном Законе "до 15-го числа" необходимо применять, включая 15-е число, а запись "после 15-го числа", - начиная с 16-го числа месяца.

В-четвертых, в случае сдачи игровых автоматов в аренду плательщиком налога на игорный бизнес является арендатор, непосредственно осуществляющий на арендованном оборудовании предприниматель-скую деятельность в области игорного бизнеса. С полученных доходов арендодатель уплачивает налоги и другие платежи в соответствии с действующим законодательством.

В-пятых, в соответствии со ст. 2 Закона N 142-ФЗ под игровым автоматом, в целях применения указанного Федерального закона, понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем.

Исходя из этого детские игровые автоматы без выигрыша или с вещевым выигрышем, рекреационное (развлекательное) оборудование не подпадают под действие Закона N 142-ФЗ, и налогообложение организаций, имеющих детские игровые автоматы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Много вопросов возникает при налогообложении игровых автоматов, входящих в игровые развлекательные комплексы.

Обычно игровой развлекательный комплекс состоит из нескольких игровых автоматов (в среднем до 12 единиц) и компьютера централизованного управления, объединенных между собой в локальную сеть. Игровой автомат в составе игрового развлекательного комплекса выполняет игровую программу, определяемую типом используемой платы или программы компьютера, а управление автоматом в процессе игры осуществляется одним человеком. В комплексе, как правило, могут быть использованы любые программы азартных игр.

После оплаты игроком, начинающим игру, количества кредитов оператор компьютера централизованного управления вводит соответствующее количество кредитов на устройство вывода информации (монитор) выбранного игроком игрового автомата. Оплаченный кредит в игровом автомате реализуется в определенное количество ставок, позволяющих игроку провести определенное количество циклов игры на игровом автомате. В то же время в любой момент игрок может завершить игру и взамен значащегося количества кредитов на данном игровом автомате (с учетом проигранных и выигранных кредитов) получить соответствующий эквивалент в денежном выражении.

В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровой ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки. Выигрыш на каждом игровом автомате зависит от случая, но с учетом всех предыдущих проведенных игр вероятность выпадения выигрыша при этом тем больше, чем больше проиграно игроками средств.

Компьютер централизованного управления (устройство центрального пульта), как правило, в это время выполняет постоянную программу, позволяющую набивать и снимать с каждого игрового автомата "кредит", а также формирует дополнительный призовой фонд для всех игроков (игровых автоматов, объединенных между собой в локальную сеть) за счет общего количества проигранных ставок на каждом игровом автомате - так называемый "Джек-пот".

Игровой автомат в составе игрового развлекательного комплекса может состоять из следующих основных узлов: корпуса, игровой программы, центрального блока управления, устройства ввода информации, устройства вывода информации, акцептора денежных знаков (устройства приема и идентификации жетонов, монет, денежных купюр) и хоппера (устройства накопления и выплаты монет, денежных знаков или их заменителей), либо отдельные из перечисленных узлов могут быть общими для всего комплекса.

Кроме того, при объединении игровых автоматов между собой в локальную сеть посредством общего центрального компьютера системы, наличие общего (дополнительного) призового фонда, называемого общепринятым в мировой практике термином "Джек-пот", не обязательно. Объединение нескольких игровых автоматов в единый блок не изменяет общего количества игровых автоматов.

Таким образом, объединение игровых автоматов между собой в игровой комплекс и использование центрального пульта (компьютера централизованного управления) являются источником дополнительной заинтересованности в игре на автомате, входящем в игровой комплекс, посредством как повышения вероятности наступления выигрышной комбинации для игрока, так и возможности большего выигрыша, чем на автомате, не объединенном в локальную сеть.

Исходя из этого и в соответствии со ст. 4 Закона N 142-ФЗ единицей игорного оборудования следует считать каждый игровой автомат, на котором ведется автономная от других игровых автоматов игра, то есть на развитие игровой ситуации которого не оказывает влияние развитие игровых ситуаций на других игровых автоматах, включенных в игровой развлекательный комплекс. При этом каждый игровой автомат в составе игрового развлекательного комплекса подлежит в установленном порядке регистрации в налоговых органах и будет являться отдельным объектом налогообложения.

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона N 142-ФЗ установлены порядок и сроки представления расчета и уплаты налога. Следует ли понимать, что для каждого игорного заведения будет свой срок уплаты налога в зависимости от дня подачи расчета? Например, расчет подан в ГНИ 18-го числа, тогда срок уплаты будет не позднее 22-го числа?

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (в ред. от 12.02.2001 N 8-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 142-ФЗ) уплата сумм налога на игорный бизнес в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации производится плательщиком налога в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета сумм налога в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения. При этом п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона предусмотрено ежемесячное представление расчета суммы налога на игорный бизнес не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Федеральным законом N 142-ФЗ не предусмотрены ограничения на более раннюю подачу расчета сумм налога на игорный бизнес в налоговый орган. В связи с чем исчисление 5-дневного срока, в течение которого налогоплательщик должен произвести уплату налога на игорный бизнес, должно производиться именно со дня подачи указанного расчета.

В какой срок и в каком порядке должно быть рассмотрено ГНИ заявление налогоплательщика о выдаче свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса?

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона N 142-ФЗ предусмотрен 5-дневный срок (рабочих дней) рассмотрения налоговыми органами заявления от налогоплательщика об изменении общего количества объектов налогообложения и выдачи свидетельства об их регистрации (внесения изменений в ранее выданное свидетельство) с даты его письменного получения.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ аналогичный срок установлен и для осуществления процедуры постановки налогоплательщика на налоговый учет.

Каков порядок предоставления и расчета налоговой скидки, предусмотренной п. 5 ст. 5 Федерального закона N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"?

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 142-ФЗ ставка налога в год на каждый объект налогообложения уменьшается на 20 %, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса превышает установленный данным Федеральным законом уровень (30 единиц для игровых столов и 40 единиц для игровых автоматов).

При этом следует иметь в виду, что если в соответствии с учредительными документами налогоплательщик имеет право на занятие деятельностью в сфере игорного бизнеса и содержит (согласно учредительным документам) несколько игорных заведений, то он вправе применять уменьшение ставки налога на 20 % только по каждому конкретному игорному заведению, имеющему лицензию, где имеет место указанное превышение, а не по общему количеству объектов налогообложения, имеющихся у налогоплательщика и находящихся в разных игорных заведениях.

Налоговая скидка применяется к единой ставке налога, состоящей из суммы минимального размера ставки налога, установленного п. 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, и ставки налога, зачисляемой в бюджет каждого конкретного субъекта Российской Федерации, установленной законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона N 142-ФЗ.

Пример.

Налогоплательщик содержит на территории игорного заведения 35 игровых столов и 50 игровых автоматов. При этом согласно ст. 5 Федерального закона N 142-ФЗ он имеет скидку в размере 20 %.

Расчет суммы налога на игорный бизнес, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, осуществляется следующим образом:

А1 = МРОТ х 200 х 30 + МРОТ х (200 - 200 х 20 % : 100 %) х (35 - 30);

А2 = МРОТ х 7,5 х 40 + МРОТ х (7,5 - 7,5 х 20 % : 100 %) х (50 - 40);

А3 = А1 + А2,

где МРОТ - значение минимального размера оплаты труда в месяц;

А1 - сумма налога за игровые столы;

А2 - сумма налога за игровые автоматы;

А3 - общая сумма налога на игорный бизнес;

МРОТ х 200 - ставка налога в месяц за каждый игровой стол, подлежащая зачислению в федеральный бюджет *1;

МРОТ х 7,5 - ставка налога в месяц за каждый игровой автомат, подлежащая зачислению в федеральный бюджет *1;

(35 - 30) - количество игровых столов, превышающее 30 единиц;

(50 - 40) - количество игровых автоматов, превышающее 40 единиц.

_____

*1. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.02.2001 № 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес"".

В отношении уменьшения ставок налога на игорный бизнес сверх установленных ст. 5 Федерального закона N 142-ФЗ и подлежащих зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации применяется аналогичная методика.

Оригинальная версия статьи