Об эффективности налогового учета и отчетности

Назад

Г.Ф. Артамонов,к.ф.-м.н., генеральный директорЗАО "ОВИОНТ ИНФОРМ"А.А. Сапелкина,эксперт по методике налогообложенияЗАО "ОВИОНТ ИНФОРМ"

(Текст доклада, сделанного на круглом столе "Налоговые проблемы пользования природными ресурсами", 31 октября 2001 г. в Финансовой Акадении при Правительстве РФ)

Одно из важнейших следствий 2-ого закона термодинамики (о направлении процессов в природе) гласит: "Энтропия возрастает!". Этот фундаментальный закон природы, по-видимому, оказывается справедлив и в области общественных отношений. С точки зрения обывателя его можно трактовать как возрастание всеобщего хаоса. Удивительно, но и в такой предметной области, как налогообложение, этот постулат природы работает. Прямое доказательство этому - заключение соглашений между подразделениями МНС РФ и крупными (крупнейшими) налогоплательщиками. Однако, сказанное не означает, что нужно пессимистически рассматривать наше будущее в области налогового законодательства. Скорее напрашивается вывод о том, куда должен быть направлен основной вектор налоговой политики, проводимой государством. Представляется разумным, если большинство нововведений в этой области будут стремиться к простоте по форме и ясности по содержанию. В большинстве типовых ситуаций базовым может стать правило: чем налог проще, тем он эффективнее для государства и большинства налогоплательщиков.

Эффективность сбора налогов во многом зависит и от ясного и однозначного налогового учета и контроля. Одним из важных требований к финансовому и налоговому учету в мировой практике является оптимальное соотношение "затраты - результат". Так в США налоговая служба (Internal Revenue Service) собирает 83% налогов от их реального объема Американцы считают неэффективным дальнейшие вложения в процедуры сбора, учета и контроля, т.к. себестоимость взимания объема налогов сверх указанной суммыстановится сопоставима с затратами на их сбор.

Аналогично и выгода от получения учетной информации и отчетности не должна превышать затраты на ее получение и составление. Т.е. затраты на ведение учета и составление отчетности налоговых органов и налогоплательщиков должны находиться на уровне разумной достаточности. Что такое разумная достаточность, мы также можем поучиться у тех, кто уже прошел этап становления. При постановке на учет налогоплательщика Internal Revenue Service заполняет и поддерживает в актуальном состоянии только 17 полей в базе данных. По последнему требованию МНС РФ в наших налоговых инспекциях должны заполняться и поддерживаться в актуальном состоянии около 180 полей на каждого налогоплательщика. Реальность же такова, что не вводится и 15% от положенного объема, а своевременность обновлениях значительного объема учетных данных также можно поставить под сомнение.. Вспоминается золотое правило: "Лучше меньше, да лучше!".

Что нужно сделать для получения этого оптимального соотношения "затраты - результат" при введении системы налогового учета с 1 января 2002 года? Для ответа на вопрос выделим основные проблемы при введении налогового учета:

1. Повышение трудоемкости учетного процесса и дублирование учетных записей.

2. Качество и объем налогового контроля.

3. Обоснованность применения мер налоговой ответственности.

Кратко остановимся на каждой из них.

1. Повышение трудоемкости учетного процесса и дублирование учетных записей

В общем виде процесс учетной работы бухгалтера предполагает оценку и регистрацию хозяйственных операций, подтвержденных документально. При этом основная работа связана с отражением хозяйственных операций в регистрах систем бухгалтерского и налогового учетов в виде учетных записей в соответствии с проведенной группировкой. На основе обработки учетных записей формируются показатели отчетности.

Ранее в основе определения налоговой базы лежали только данные бухгалтерского учета, скорректированные с учетом отклонений норм налогового законодательства от методологии бухучета. Решение этой задачи осуществлялось путем введения дополнительных учетных процедур, использования данных аналитического учета, и, что важно, в рамках единого учетного процесса. Кстати, по определению бухгалтерского учета одним из его объектов являются обязательства организации, т.е. в том числе и перед бюджетом, а одной из основных задач - обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ, т.е. в том числе и налогового законодательства.

Предлагаемая новая система налогового учета фактически предусматривает дублирование учетной работы. Ведь данные налогового учета для корректного определения налоговой базы должны отражать все факты хозяйственной деятельности организации, связанные с формированием доходов и расходов организации, систематизированные согласно положениям Кодекса, а не только данные об отклонениях показателей, исчисленных по методологии бухгалтерского учета и налогообложения. Настает время, когда каждая хозяйственная операция должна быть квалифицирована по "двойным стандартам" и в случае ее признания для целей налогообложения отражена дважды: в регистрах бухгалтерского учета и регистрах налогового учета. И это требование Налогового Кодекса вводится в условиях, когда, по словам А.С.Бакаева, только 50 тысяч налогоплательщиков из 2 миллионов в состоянии самостоятельно разработать систему налогового учета предприятия. Очевидно, что для эффективного налогового контроля должна быть проведена серия организационно-методических мероприятий для повышения профессионализма бухгалтеров и налоговых инспекторов.

2. Качество и объем налогового контроля

Окончательное обособление систем бухгалтерского и налогового учета может негативно сказаться на качестве проведения камеральной проверки отчетности и повышении его трудоемкости.

Бухгалтерская отчетность по-прежнему подлежит обязательному представлению в налоговые органы. Между тем, результат от ее проверки в части определения финансового результата хозяйственной деятельности организации не имеет практической ценности для проверки корректности определения налогового обязательства по налогу на прибыль. Правильность признания доходов и расходов для целей налогообложения, даже при условии подробной расшифровки их состава в налоговой декларации, может быть проверена только путем выездной проверки. Трудозатраты же налогового инспектора по вводу и обработке данных бухгалтерской отчетности и многотабличных налоговых деклараций значительно возрастают. Возникают простые вопросы. Продолжают ли налоговые органы с 1 января 2002 года отвечать за контроль бухгалтерской отчетности наряду с налоговой? К чему может привести неоднозначное отображение бухгалтерской отчетности в налоговую? Как скоро налогоплательщик найдет "прорехи" в контроле за ним фискальных органов и постарается ими воспользоваться? Но главное в другом: что выиграют бюджеты всех уровней от этих нововведений?

3. Обоснованность применения мер налоговой ответственности

Статья 120 НК РФ предусматривает взыскание штрафов за грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов. Под этим нарушением понимаются в частности отсутствие регистров бухгалтерского учета, неправильное или несвоевременное отражение на счетах бухучета хозяйственных операций. Применение таких мер налоговой ответственности понятно и естественно, если налоговая база и, значит, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется на основе регистров бухгалтерского учета (как это предусмотрено статьей 54 Кодекса). Другое дело - если налоговая база определяется на основе данных регистров налогового учета. Кроме того, следует учесть, налогоплательщик вправе самостоятельно разрабатывать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них самих данных налогового учета.

В связи с этим, и проведение контрольной деятельности по выявлению нарушений правил ведения налогового учета будет затруднено. Если формат общения налогового инспектора с налогоплательщиком размыт и нечеток, то как можно осуществить правильный контроль за соблюдением налогового законодательства?

С учетом вышесказанного, в целях обеспечения эффективности внедрения налогового учета в организациях представляется важным:

1. Максимально приблизить принципы учетных процедур по регистрации и обработке фактов хозяйственной деятельности и построения форм регистров налогового и бухгалтерского учета. Цель - упростить бухгалтеру работу по ведению налогового учета.

2. Разработать рекомендации по организации оперативного перехода от данных бухгалтерского учета по фактам хозяйственной деятельности к данным налогового учета. Цель - корректное исчисление налога на прибыль и формирования отчетности.

3. Выработать требования к бухгалтерскому прикладному программному обеспечению в части формирования в автоматизированном режиме регистров налогового учета и отчетности на основании первичных документов. Цель - единообразие принципов построения регистров налогового учета.