Малый бизнес лучше, чем крупный

Назад

Финансовая РоссияКонстантин Фрумкин

На этой неделе Госкомстат России обнародовал результаты сплошного обследования малых предприятий, проведенного по итогам 2000 года.

Исследование совершенно уникальное, до сих пор малый бизнес обследовали лишь выборочно. Но на этот раз статистическому ведомству удалось получить анкеты от 673 тыс. малых предприятий России, что составляет примерно три четверти от общего числа действующих. По результатам исследований выяснилось, что на малые предприятия приходится 10,2 процента всех работников, 2 процента основных фондов и 4,6 процента всех инвестиций в народном хозяйстве России. Большая часть (44,3 процента) всех малых предприятий сосредоточена в торговле и общественном питании, на них приходится половина оборота оптовой торговли и четвертая часть - розничной. Для промышленности малый бизнес большого значения не имеет. Однако есть отрасли, где малый бизнес чувствует себя вольготно, например на него приходится 26 процентов производства в полиграфической промышленности и 11 процентов объемов производства в лесной отрасли.

Малый бизнес тяготеет к крупным городам. В "красном поясе" есть регионы, где малого бизнеса почти нет, зато почти треть всех малых предприятий сосредоточена в Москве, поближе к финансовым потокам. Особенность Москвы заключается и в том, что здесь малый бизнес достаточно мощно представлен в таких областях, как наука, научное обслуживание, финансы и торговля недвижимостью.

Главный и достаточно сенсационный вывод обследования заключается в том, что малый бизнес в России эффективнее крупного. Как сказал заместитель председателя Госкомстата Олег Рыбак, этот вывод оказался "неожиданностью" для статистиков. Выяснилось, что производительность труда на малых предприятиях в 1,5-2 раза выше чем в среднем по России. Фондоотдача на малых предприятиях торговли - в 1,5 раза, а в промышленности - в 2-2,5 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. Разумеется, для таких экономических успехов есть причины. Одна из них - мелкий бизнес лишен реальной государственной поддержки и действует в условиях гораздо более жесткой конкуренции. Среди мелких предпринимателей неэффективные не выживают. Недаром, как установило обследование, пятая часть всех существующих малых предприятий находится на стадии ликвидации.

Оригинальная версия статьи