Приказ о налоговой политике на 2003 год для целей НДС (окончание)

Назад

Начало статьи : продолжение статьи

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Если налогоплательщик осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то этот аспект также должен найти свое отражение в приказе по учетной политике. Налоговый кодекс РФ в статье 149 главы 21 устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению. Применяя данную статью, необходимо учитывать разъяснения МНС РФ, изложенные в пункте 6 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость", утвержденные Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 (в редакции от 17 сентября 2002 года)

Внимание! Осуществляя операции, подпадающие под льготный налоговый режим, вы, тем не менее, остаетесь плательщиком данного налога. Основное требование, которое предъявляет законодательство к плательщикам НДС, - это декларирование, которое фактически представляет операции, осуществленные налогоплательщиком и являющиеся объектом обложения НДС. Таким образом, все налогоплательщики обязаны представлять декларации в налоговые органы. Частота представления деклараций зависит от налогового периода, который устанавливается в соответствии со статьей 163 НК РФ:

  1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.
  2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

То есть, налоговый период зависит от суммы выручки, которую имеет налогоплательщик. Сегодня этот показатель оторван от объекта налогообложения. До введения новых Методических рекомендаций этот показатель рассчитывался в соответствии с пунктом 50 Приказа МНС РФ от 20 декабря 2000 года № N БГ-3-03/447 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"". Новая редакция данного документа, принятого 17 сентября 2002 года, внесла существенные изменения в порядок определения данного показателя.

Теперь при расчете показателя выручки, требуемого для определения налогового периода, налогоплательщика необходимо обращаться к тем требованиям, которые выдвигает статья 167 НК РФ. То есть обязательно должен учитываться принцип, который принят организацией для определения налогооблагаемой выручки. Ранее это требование не выдвигалось, и налогоплательщики при расчете данного показателя поступали по-разному. Теперь Министерство по налогам и сборам окончательно высказало свою позицию по данному вопросу.

Кроме того, требования, которые выдвигаются к расчету данного показателя, закреплены и в Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом МНС РФ от 21 января 2002 года № БГ-3-03/25 (в редакции от 6 августа 2002 года № БГ-3-03/416)(см. заполнение приложения "Г")

Исходя из вышеизложенного, сформулируем правило, на которое налогоплательщику необходимо обратить особое внимание.

Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеназванных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации, как облагаемых, в том числе по ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (статьи 147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться операции:

  • по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • перечисленные в подпунктах 2,3,4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;
  • осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161.

Таким образом, определяя налоговый период по данному налогу, налогоплательщик должен быть особенно внимательным, так как неправильно установленный показатель может привести к негативным последствиям - наложению штрафных санкций.

Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

В данном разделе налогоплательщик должен подробно описать порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В Налоговом кодексе РФ этот порядок закреплен в статьей170

Этот момент очень важен, так как организация может осуществлять:

  • только налогооблагаемые операции;
  • только не облагаемые налогом операции;
  • и те и другие операции.

От того, какой вариант у налогоплательщика, зависит порядок отнесения сумм налога на затраты.

Вариант "а".

Налогоплательщик должен отразить в учетной политике следующее: суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе на таможенную территорию России не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц). В этом случае суммы налога, уплаченные налогоплательщиком, предъявляются к возмещению из бюджета при соблюдении всех требований, содержащихся в НК РФ.

Вариант "б".

При данном варианте налогоплательщик должен закрепить в своей учетной политике такое положение:

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

  1. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
  2. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
  3. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
  4. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса.

Если по вышеперечисленным операциям налогоплательщик принял суммы "входного" НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, то соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (пункт 3 статьи 170 главы 21 НК РФ).

Вариант "в".

Во-первых, следует сказать, что это наиболее трудоемкий вариант. Если в деятельности налогоплательщика присутствуют, как облагаемые, так и освобожденные от налогообложения операции, то учетная политика для целей налогообложения должна быть основана на пункте 4 статьи 170 НК РФ:

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

Чтобы стало понятно, рассмотрим на конкретном примере, как будет распределен "входной НДС" при покупке основного средства при варианте "в".

Пример.

Организация, имеющая лицензию, оказывает населению медицинские услуги. Значит, она осуществляет деятельность, подпадающую под льготу в соответствии с пунктом 2 статьи 149 НК РФ. Одновременно организация предоставляет косметические услуги, которые не подпадают под действие льготы.

10 августа 2002 года организация приобрела основное средство (компьютер) стоимостью 30000 рублей (в том числе НДС - 5000 рублей). Расходы по транспортировке компьютера составили 600 рублей (в том числе НДС - 100 рублей).

Сумма выручки от косметических услуг (облагаемый оборот) - 240 000 рублей (в том числе НДС - 40 000 рублей), от не облагаемого налогом вида деятельности - 50 000 рублей.

Оплата компьютера, ввод его в эксплуатацию, принятие НДС к вычету и увеличение стоимости компьютера на сумму НДС осуществлены 12 августа 2002 года.

Учет хозяйственных операций будет отражен следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован компьютер 08 60 25 000
Учтен НДС по компьютеру 19 60 5000
Отражены расходы по доставке 08 60 500
Учтен НДС по доставке 19 60 100
Оплачена стоимость приобретенного компьютера и услуги доставки 60 51 30 600
Принят к вычету входной НДС ((5000+100)х200 000/(50 000+200 000) 68 19 4080
Отнесена часть входного НДС на увеличение стоимости компьютера((5000 +100)х 50 000/(50 000 +200 000) 08 19 1020
Введен в эксплуатацию приобретенный компьютер (25 000 + 500+ 1020) 01 08 26520

Таким образом, из приведенного примера видно, что при варианте "в" налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) и используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению.

Для ведения раздельного учета могут быть введены отдельные субсчета к счетам бухгалтерского учета:

  • к счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям";
  • к затратным счетам - 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу";
  • к счету 90/1 "Выручка".

Налогообложение при экспортных операциях

Если налогоплательщик занимается экспортными поставками товаров (работ, услуг), то возникает проблема, связанная с возмещением "входного" НДС по материально-производственным запасам, приобретенным для производства товаров (работ, услуг), предназначенных на экспорт.

На основании анализа существующей практики по данному вопросу можно сделать вывод, что сегодня существует особый порядок применения налогового законодательства по экспортным операциям. С точки зрения налогообложения экспортные операции достаточно выгодны налогоплательщикам. Налоговый кодекс РФ предусматривает обложение данных операций налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, при этом налогоплательщик имеет право на вычет сумм налога, уплаченного поставщикам материально-производственных ресурсов, использованных для производства продукции, предназначенной на экспорт. Однако проблема по экспортному НДС связана с тем, что суммы налога (приобретенные и оплаченные поставщикам материальных ресурсов) при условии их использования в производстве продукции, предназначенной на экспорт, не могут быть возмещены из бюджета до того момента, пока налоговые органы на основании документов, предоставленных налогоплательщиком и подтверждающих факт экспортной поставки, не примут решение о возмещении. То есть с того момента, когда налогоплательщик приобрел материально-производственные запасы (оприходовал и оплатил их) до фактического подтверждения экспортной сделки проходит довольно длительное время. Все это значительно снижает положительный эффект от применения ставки 0%. Документы, которые должен предоставить налогоплательщик в налоговый орган с целью подтверждения права на использование нулевой ставки по НДС, перечислены в статье 165 Налогового кодекса РФ. Однако, даже если налогоплательщик представил в налоговый орган требуемые документы, "налоговики" вправе рассматривать вопрос, связанный с возмещением НДС, еще в течение трех месяцев (пункт 4 статьи 176 НК РФ):

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Заметим, что в момент произведения вычетов в зачет может пойти довольно незначительная сумма налога, уплаченная поставщикам, которая относится к экспорту для целей налогообложения, то есть документально подтверждена. А наиболее значительная часть налога по материальным ресурсам (находящимся на складе, в производстве или относящаяся к экспорту, который пока не имеет документального подтверждения) не может рассматриваться пока, как возможная сумма возмещаемого налога.

Исходя из приведенных аргументов, можно сказать, что применение налогового законодательства при осуществлении экспортных операций не совсем корректно, и связано это со следующим.

Нулевая ставка налога по экспорту установлена пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и применяется при реализации:

  • товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

То есть реализация будет иметь налоговую ставку 0% именно в момент подтверждения экспорта, если экспорт не подтвержден в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ, то отсутствует и объект налогообложения. Момент возникновения налогооблагаемой базы, как уже отмечалось выше, определяется в соответствии со статьей 167 НК РФ. В отношении данных операций необходимо руководствоваться пунктом 9 данной статьи:

При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи).

То есть дата реализации определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

  • последний день месяца, в котором собран полный комплект документов (статья 165 НК РФ);
  • 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Пока не собран полный комплект документов, факта реализации для целей обложения НДС не существует.

Порядок предоставления налоговых вычетов регулируется статьей 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 данной статьи:

Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса.

То есть, говоря другими словами, пока документы в налоговые органы не предоставлены, налогоплательщик не имеет права на вычет.

Не нужно забывать о требованиях статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость", содержащей порядок отнесения сумм "входного" налога на затраты по производству, где основным фактором является цель приобретения материальных ресурсов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ при применении налогоплательщиком при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) по разным ставкам налога, налогооблагаемая база исчисляется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным налоговым ставкам.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целях определения суммы "входного" НДС, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет на стадии производства и реализации экспортных товаров и товаров, предназначенных для внутреннего рынка.

Следовательно, осуществляя экспортные операции, налогоплательщик в своей учетной политике должен предусмотреть, каким образом производятся налоговые вычеты по НДС:

  1. в момент производства экспортной продукции все вычеты "входного" НДС производятся в общем порядке (если существует факт оприходования и оплаты материальных ресурсов), так как не существует основного критерия сложности зачета "входного" НДС: реализации, облагаемой по ставке 0%;
  2. в момент отгрузки продукции на экспорт соответствующие суммы "входного" НДС также не должны восстанавливаться (они числятся как уже возмещенные), так как данная отгрузка не является экспортом для целей налогообложения вплоть до момента представления в налоговые органы соответствующих документов, следовательно, эта отгрузка до момента представления документов не облагается ни по ставке 0%, ни по какой другой, потому что не является реализацией;
  3. моментом реализации продукции на экспорт для целей обложения НДС являются не фактическая отгрузка и не момент перехода права собственности на реализуемую продукцию, а последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, либо 181-й день с даты помещения товара под таможенный режим экспорта, если такие документы не представлены. Это означает, что экспорт признается таковым и, соответственно, данная реализация облагается по ставке 0% только в момент представления пакета документов, определенных статьей 165 НК РФ. В момент представления документов организация должна восстановить ранее зачтенные суммы НДС (в части, относимой к конкретному факту реализации, который признается экспортом для целей налогообложения) по оприходованным и оплаченным материальным ценностям, отразить их в отдельной декларации и только с момента принятия решения налогового органа произвести зачет этих сумм;
  4. если организация не представила подтверждающие документы в течение 180 дней, то согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ на 181-й день данная реализация не считается экспортом для целей налогообложения и подлежит обложению по ставке 10 или 20%. В данном случае нет необходимости восстанавливать ранее проведенные налоговые вычеты по НДС, относимые к оприходованным и оплаченным материальным ресурсам. Связано это с тем, что данная реализация не является экспортом для целей обложения НДС, и обложение данной операции происходит по ставке не 0%, а 10 или 20%. Соответственно должен применяться обычный порядок налоговых вычетов. В момент представления в налоговые органы полного пакета документов необходимо предъявить отдельную налоговую декларацию, отражающую восстановленные суммы ранее возмещенного НДС по оприходованным и оплаченным материальным ресурсам, которые могут быть зачтены только после принятия решения налогового органа.

Если организация осуществляет одновременно операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России и занимается экспортными поставками товаров (работ, услуг), то необходимо отметить в учетной политике, каким образом происходит возмещение сумм "входного" НДС по общехозяйственным расходам. Ведь глава 21 не содержит в этом отношении никаких рекомендаций. Видимо, данную методику налогоплательщик должен разработать самостоятельно с использованием методов бухгалтерского учета по учету затрат. Таким образом, предприятия, осуществляющие экспорт товаров (работ, услуг), должны принять решение, каким образом происходит возмещение сумм "входного" налога. Это могут быть: метод прямого учета, метод удельного веса себестоимости продукции либо метод удельного веса полученного дохода.

Списание НДС за счет собственных средств

В этом разделе учетной политики налогоплательщик должен оговорить ситуации, в которых сумма НДС не может быть отнесена на затраты или включена в стоимость. В таких ситуациях налогоплательщик должен списать НДС за счет собственных источников организации. Это касается, например, пункта 16 статьи 270 НК РФ. Данным пунктом установлено, что не будут учитываться в целях налогообложения прибыли расходы:

  • в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

Следовательно, при таких операциях налогоплательщик должен будет списать данный НДС за счет чистой прибыли.

Кроме того, такая ситуация может возникнуть, если предприятие что-то приобрело для организации через розничную торговую сеть. В учете имеется чек контрольно-кассовой машины с выделенной суммой НДС, имеется "мягкий чек", но отсутствует счет-фактура. Для того, чтобы не иметь претензий со стороны налоговых органов, предприятию придется выделенный в чеке НДС возместить за счет собственных средств, так как включение в затраты в этом случае будет не обоснованным, а поставить данную сумму к возмещению налогоплательщик не сможет, так как отсутствует счет-фактура.

Составление и учет первичных документов по НДС

В данном разделе организация должна указать, кто и каким образом осуществляет учет первичных документов по данному налогу, то есть предприятие должно утвердить должностное лицо, ответственное за ведение налоговых регистров по НДС (книги покупок, книги продаж, журналов регистрации полученных и выданных счетов-фактур), а также в случае необходимости, утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи на выдаваемых счетах-фактурах.

Если предприятие регистрирует отдельную печать для оттисков на счетах-фактурах выданных, то оно должно указать это в данном разделе приказа об учетной политике. Печать для счетов-фактур должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • полное наименование организации на русском языке с указанием организационно- правовой формы;
  • местонахождение организации;
  • номер государственной регистрации (номер в регистрационном реестре - для лиц, зарегистрированных до образования Московской регистрационной палаты);
  • номер в Реестре печатей.

Особенности оформления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения

Если организация имеет обособленные структурные подразделения, то должно быть оговорено, каким образом происходит оформление счетов-фактур при реализации этим подразделением товаров (работ, услуг). Согласно письму МНС РФ от 21 мая 2001 года №ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", если организация осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение, то счета-фактуры оформляются в следующем порядке:

  • счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;
  • нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;
  • журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.

Порядок оформления счетов - фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Если организация занимается посреднической деятельностью, то необходимо учитывать, что посредник (комиссионер, поверенный, агент) действует во взаимоотношениях с третьим лицом от своего имени или от имени доверителя, принципала.

  1. При реализации товаров (работ, услуг) по договору поручения счет-фактура от имени доверителя выставляется на имя покупателя.
  2. При реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров (работ, услуг) комитента, принципала счет-фактура выставляется посредником в 2-х экземплярах от своего имени. Номер указанный счету-фактуре присваивает посредник в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. Один экземпляр передается покупателю, второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж. Комитент (принципал) выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом (принципалом) счетов-фактур. В книге покупок посредника этот счет-фактура не регистрируется.

    Показатели счета-фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете- фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).

  3. Посредник выставляет доверителю, комитенту, принципалу отдельный счет-фактуру на сумму своего вознаграждения по договору поручения, комиссии, агентскому договору. Этот счет- фактура регистрируется в установленном порядке у поверенного, комиссионера, агента в книге продаж, а у доверителя, комитента, принципала - в книге покупок.
  4. При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) основанием у доверителя (принципала) является счет-фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).
  5. Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет -фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются.

    Комиссионер и агент могут указать сумму посреднического вознаграждения в одном счете- фактуре со стоимостью товаров (работ, услуг) отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС.

    При реализации посредником от своего имени одному покупателю товаров (работ, услуг) комитента, принципала одновременно с реализацией собственных товаров (работ, услуг) данному покупателю посредник может выставить единый счет-фактуру на указанные товары (работы, услуги).