Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "Интерком-Аудит"
Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определил, что иностранным работником считается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих, осуществляют трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг). Такие договора могут быть также заключены с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.
Чтобы принять на работу иностранного гражданина, работодателю или заказчику работ (услуг) необходимо:
Внимание! Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при заключении гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, также должны иметь соответствующее разрешение.
Разрешение выдается на срок до одного года, по окончании этого срока разрешение может быть продлено в случае предоставления заявителем мотивированного обоснования. Разрешение продляется не более чем на один год.
Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года №941.
Разрешение на работу оформляется одновременно с приглашением на въезд в РФ. При обращении в орган внутренних дел с ходатайством о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд с целью осуществления трудовой деятельности работодатель должен представить документы, необходимые для оформления разрешения на работу и внести денежные средства, в сумме, необходимой для обеспечения выезда иностранного работника из РФ. Если по окончании трудового договора иностранный гражданин самостоятельно оплачивает обратную дорогу, то внесенная сумма возвращается работодателю. Если у иностранного гражданина нет средств на оплату билета, то эти расходы оплачиваются за счет внесенного работодателем залога с предоставлением ему подтверждающих документов.
На работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина с целью осуществления им трудовой деятельности, налагаются следующие обязанности, установленные пунктом 8 статьи 18 Федерального закона №115-ФЗ:
Работодатель должен в десятидневный срок предоставлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о следующих событиях:
Кроме того, работодатель должен сообщать в МВД РФ или его территориальный орган и в территориальный орган ФСБ РФ:
Работодатель, привлекающий иностранных граждан, должен осуществить следующие расходы:
№п/п | Статья расхода | Сумма, за каждого работника |
---|---|---|
1 | Государственная пошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных граждан | 3000 руб. |
2 | Государственная пошлина за выдачу приглашения иностранному гражданину | 200 руб. |
3 | Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу | 1000 руб. |
4 | Денежный залог для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации | В размере стоимости билета |
Подпунктом "о" пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденному Приказом Минфина от 6 мая 1999 года №33н, оплата госпошлины относится к расходам по обычным видам деятельности.
Оплата госпошлины за получение пакета документов, необходимых для привлечения иностранных работников, оформляется следующими бухгалтерскими проводками:
Дт 26 Кт 68 субсчет "Расчеты по госпошлине" - начислена госпошлина;
Дт 68 субсчет "Расчеты по госпошлине Кт 51 - уплачена госпошлина.
В целях налогового учета нужно учесть следующее. Статьей 13 части I Налогового кодекса РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам, поэтому в целях налогообложения прибыли расходы по оплате госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данные расходы не могут быть квалифицированы как расходы по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Сумма денежного залога, внесенного в обеспечение оплаты выезда иностранного гражданина с территории РФ, не признается расходом в соответствии с ПБУ 10/99 и отражается в составе дебиторской задолженности на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При возвращении залога дебиторская задолженность по этому счету закрывается. Если работник не имеет собственных средств для оплаты выезда после окончания срока пребывания в РФ или в случае его депортации, работодателю должны быть предоставлены документы, подтверждающие, что внесенный ранее залог израсходован на оплату выезда работника, и являющиеся основанием для признания этой суммы в составе расходов по обычным видам деятельности.
Операции по внесению залога и его расходованию или возврату оформляются бухгалтерскими проводками:
Дт 76 субсчет "Расчеты по залогам" Кт 51 - перечислен залог;
Дт 51 Кт 76 субсчет "Расчеты по залогам" - возвращена сумма залога;
Дт 26 Кт 76 субсчет "Расчеты по залогам" - оплата выезда работника учтена в составе расходов.
В целях налогового учета в соответствии с пунктом 32 статьи 270 НК РФ расходы в виде денежных средств, переданных в качестве залога, не учитываются в целях налогообложения прибыли. Данные суммы могут быть учтены в составе расходов только в том случае, если залог использован на оплату выезда иностранного работника. Данные расходы могут быть отнесены к расходам по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
В январе 2003 года организация обратилась с заявлением о выдаче разрешения на привлечение пяти иностранных граждан. Сумма государственной пошлины за выдачу разрешения составила: 3000 руб. х 5 = 15 000 руб.
В феврале 2003 года организация получила разрешение сроком на один год и о обратилась с ходатайством о выдаче приглашений на въезд и разрешений на работу пяти иностранным гражданам на срок 5 месяцев - с 10 апреля по 10 сентября 2003 года. При оформлении документов уплачены следующие платежи:
госпошлина за выдачу приглашений: 200 руб. х 5 = 1000 руб.;
госпошлина за выдачу разрешений на работу: 1000 руб. х 5 = 5000 руб.;
внесен залог в обеспечение выезда работников: 3500 руб. х 5 = 17 500 руб.
Приглашения на въезд и разрешения на работу получены в марте 2003 года.
Иностранные работники проработали в организации в течение срока, на который им было выдано разрешение на работу. В сентябре 2003 года по окончании срока действия разрешения один из работников не имел средств на оплату обратной дороги, поэтому его выезд с территории РФ был оплачен за счет внесенного залога.
Неиспользованный залог за четырех работников был возвращен на расчетный счет организации 3500 х 4 = 14 000 руб.
Содержание операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Январь 2003 г. | |||
Начислена госпошлина за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников | 26 | 68 | 15 000 |
Перечислена госпошлина | 68 | 51 | 15 000 |
Февраль 2003 г. | |||
Начислена госпошлина за выдачу приглашений | 26 | 68 | 1000 |
Перечислена госпошлина за выдачу приглашений | 68 | 51 | 1000 |
Начислена госпошлина за выдачу разрешений на работу | 26 | 68 | 5000 |
Перечислена госпошлина за выдачу разрешений на работу | 68 | 51 | 5000 |
Перечислен залог | 76 | 51 | 17 500 |
Сентябрь 2003 г. | |||
Возвращен неиспользованный залог | 51 | 76 | 14 000 |
Оплата выезда работника отнесена на затраты | 26 | 76 | 3 500 |
В налоговом учете уплаченные суммы включаются в состав расходов следующим образом:
февраль 2003 года:
госпошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников - 15 000 руб.
март 2003 года:
госпошлина за выдачу приглашений на въезд - 1000 руб.;
госпошлина за выдачу разрешений на работу - 5000 руб.;
итого - 6000 руб.
сентябрь 2003 года:
оплата выезда работника - 3500 руб.
всего за 2003 год - 24 500 руб.