e-Government в России

Назад

Источник: Журнал "Форум IT", № 7-8 Июль/Август 2003

Бурное развитие информационных и компьютерных технологий в последнее десятилетие прошлого века привело к тому, что многие страны на национальном уровне приступили к разработке и реализации программ формирования и развития информационного общества. Воплощение в жизнь принципов, заложенных в таких программах, позволит сделать государственные агентства более открытыми и доступными для всех слоев населения вне зависимости от места жительства, более прозрачными - механизмы распределения и использования бюджетных средств, снизить уровень коррупции и сократить издержки.

Пионерами в этой области выступили США, там в начале 1990-х гг. была разработана программа "Национальная информационная инфраструктура". Аналогичные программы существуют как на общеевропейском уровне (eEurope), так и на национальном (Германия, Франция, Великобритания, Россия).

Наряду с понятиями электронная почта (e-mail), электронное обучение (e-learning) в обиход прочно вошел термин "электронное правительство" (e-government). Под ним подразумевается использование правительственными структурами новых информационных и коммуникационных технологий для выполнения своих функций. Вот цифры, иллюстрирующие масштабы таких программ: к 2005 г. в Германии планируется оказывать более 400 видов услуг через Интернет; в 2006 г. все уровни правительства США будут собирать через Интернет 15% налогов и штрафов, что составляет около 602 млрд. долл.

Россия также следует мировым тенденциям в области информационных технологий. В течение 1999-2001 гг. рядом организаций разработано несколько программ по информатизации РФ, а в июле 2001 г. Правительство РФ одобрило ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" и "О развитии единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.". Принят "Закон об электронной цифровой подписи", который призван обеспечить правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Данный закон позволяет облегчить оказание государственными агентами услуг частным лицам и бизнесу.

Исследования, проводимые в данной области

По мере роста объема электронных услуг, предоставляемых правительствами разных стран, появились исследования, посвященные сравнению сайтов государственных агентов с точки зрения конечного потребителя. Такие работы позволяют выделить негативные и позитивные тенденции в развитии "электронного правительства" и указать направления для совершенствования форм и методов его работы.

Среди подобных проектов отметим следующие: Project on the impact of E-Government OECD, доклад профессора Стоуэрс (Genie N.L.Stowers) "The State of Federal Websites: The Pursuit of Excellence" и рейтинги, составляемые Центром общественной политики (Center for Public Policy) университета Брауна. Кстати, в мировом рейтинге Россия заняла 130-е место, набрав 36,8 балла из 100 возможных. Составители рейтинга отметили у сайтов российских правительственных структур отсутствие онлайн-услуг, заявлений о безопасности и конфиденциальности и сложность доступа для людей с ограниченными возможностями. Среди положительных черт - наличие публикаций, выпускаемых органами власти и баз данных.

Исследования Ассоциации менеджеров

При помощи коммуникационных технологий органы государственной власти могут повысить свою открытость, эффективность и стать доступнее для всех граждан, вне зависимости от места жительства, языка и физических возможностей.
В исследовании открытости сайтов федеральных органов власти Российской Федерации, проведенном Ассоциацией менеджеров, приняли участие 62 сайта различных властных структур. Под открытостью понималась готовность власти к диалогу с обществом: наличие контактной информации и интернет-приемной, общественных обсуждений и форумов. Оценивались представление официальной информации (нормативной базы, текущей законотворческой и нормативной деятельности, структуры органа власти) и удобство использования.

Все рассмотренные сайты оценивались по следующим группам критериев: полнота представления официальных сведений (Кр1), информационная открытость (Кр2) и удобство пользования сайтом (Кр3). При этом максимальный вес придавался группам "информационная открытость" и "официальные сведения". Отметим, что в аналогичных иностранных исследованиях основной упор делался на предоставление государственными органами электронных услуг. Однако предоставление такого рода услуг требует достаточно развитой инфраструктуры электронных платежей, в частности пластиковых карт, которая в настоящее время в нашей стране еще только развивается. Поэтому в проведенном исследовании приоритетом пользовались наиболее открытые сайты, на которых можно получить максимальный объём информации о деятельности того или иного органа государственной власти.

...и результаты

Результаты рейтинга приведены в таблицах 1-4. Кроме основного интегрального рейтинга (табл. 1), составлялись "групповые" рейтинги, в которых приведены ТОР-5 компаний в каждой группе: "официальные сведения" (табл. 2), "информационная открытость" (табл. 3) и "удобство использования" (табл. 4).

Анализируя результаты проведенного исследования, можно указать следующие основные черты сайтов российской власти. Практически все они удовлетворяют критериям полноты официальной информации. Полные контакты с указанием электронных адресов руководителей подразделений приведены в 23% случаев, еще 57% ресурсов обеспечивают информацию о контактах с пресс-службой. Структуру организации адекватно отражают 83% сайтов. 93% - содержат информацию о нормативной базе и 77% - о текущей законотворческой и нормативной деятельности. Полную информацию о руководителях, в том числе структурных подразделений, приводят 52% организаций, только глава указан в 38% случаев.

Также на большинстве сайтов (79%) регулярно обновляются новости, более половины ресурсов (54%) содержат дополнительную информацию о деятельности органа, текущих инициативах и проектах.

С информационной открытостью дела обстоят гораздо хуже. В 74% случаев отсутствует механизм запроса информации через сайт без использования электронной почты. Только 8% органов власти имеют интернет-приемные. На 77% сайтов нет общественных обсуждений, хотя бы в качестве модерируемого форума. Высказать свои мысли по поводу тех или иных аспектов деятельности в полной мере позволяют 13% ресурсов.

В настоящее время в рамках программ е-Government в Западной Европе и США большое внимание уделяется созданию электронных сервисов для обслуживания частных лиц и бизнеса. Среди наиболее популярных онлайн-услуг в обзоре университета Брауна указаны следующие: заполнение налоговых деклараций, продление водительских лицензий, получение разрешений на охоту, регистрация бизнеса и т. п. Анализируя сайты российских правительственных структур, исследователи ограничились проверкой существования двух типов сервисов: возможности онлайнового заполнения различных документов и электронной системы государственных закупок. Отметим, что в первом случае электронным сервисом не считалась ситуация, при которой необходимая форма должна копироваться на компьютер пользователя, заполняться и затем пересылаться по электронной почте. Известно, что уровень эффективности при проведении государственных закупок в нашей стране достаточно низок. Для выявления случаев злоупотребления со стороны чиновников необходима электронная система контроля. Для создания такой системы в рамках программы "Электронная Россия" в конце 2002 г. был проведен конкурс по выбору подрядчиков для создания такой системы. В приведенном исследовании оценивалось, как проведение государственных закупок отражается на сайтах правительственных структур. Всего лишь менее одной шестой части сайтов предоставляют информацию о проводимых тендерах и закупках. Причем в большинстве случаев на сайте размещается только информация о проведении тех или иных закупок, менее половины из указанных сайтов размещают дополнительные документы для участия в торгах и приводят список контрагентов.

Среди ветвей власти наиболее открытой является исполнительная, меньше всего возможностей диалога гражданина и власти предоставляет судебная власть. Как дополнительную тенденцию можно указать то, что если деятельность того или иного органа связана с выпуском большого объема подзаконных актов (Министерство финансов, ФКЦБ, суды), то информационная открытость подменяется "вывешиванием" всех этих документов на сайте.

Как уже указывалось ранее, при помощи информационных и коммуникационных технологий органы государственной власти могут повысить свою открытость, эффективность и стать доступнее для всех граждан, вне зависимости от места жительства, языка и физических возможностей. В целом исследование подтвердило выводы из рейтинга университета Брауна: большинство государственных сайтов представляют собой "электронную книгу", т. е. совокупность публикаций, баз данных, других информационных ресурсов, при этом интерактивные сервисы отсутствуют полностью или частично. К сожалению, основное отличие сайтов российских правительственных структур от их западных аналогов заложено в самой программе "Электронная Россия". В то время как программы развития информационного общества США и стран Европы характеризуются социально-экономической направленностью и основой в них является человек, российская программа информатизации в основном отражает интересы государства.

В качестве основного вывода проведенного исследования можно указать следующий: создатели сайтов органов власти большое внимание обращают на наличие формальной официальной информации (законодательные основы деятельности, текущая деятельность, различные базы данных и т. д.), при этом теряется основное преимущество Интернета - интерактивность. Этот фактор выходит на первый план, если принять во внимание огромную географическую протяженность нашей страны и те возможности, которые дает Интернет как средство обеспечения доступности и демократичности власти. При осуществлении некоторых операций, например тендеров, госзакупок, размещение публичных объявлений дает непосредственное снижение издержек и повышение прозрачности проведения торгов.

Проведенное исследование показало, что российские власти не в полной мере используют возможности Всемирной паутины для повышения прозрачности и эффективности своей деятельности. Большинство сайтов напоминают электронные книги: имеется приемлемый уровень информационных ресурсов (документов, баз данных) и при этом... не предусмотрены инструменты диалога с властью. В качестве рекомендации разработчикам сайтов властных структур можно пожелать более полно использовать интерактивные возможности Интернета, обеспечивать полноценное использование ресурса для лиц с ограниченными возможностями и стремиться к унификации дизайна сайтов, чтобы облегчить навигацию и поиск нужной информации.

Благодарим Ассоциацию менеджеров Россииза предоставленные материалы

Таблица 1. Рейтинг открытости сайтов федеральных органов власти РФ (к тексту ссылки)

ОрганизацияСайтКр1Кр2Кр3ИтогМестоГруппа
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникацийwww.mptr.ru26502500250025531TOP 10
Совет Федерации Федерального собрания РФwww.council.gov.ru27502300237524612TOP 10
Министерство РФ по связи и информатизацииwww.minsvyaz.ru25502450187524563TOP 10
Правительство РФwww.government.gov.ru26002350250024454TOP 10
Министерство образования РФwww.ed.gov.ru28002200266724335TOP 10
Министерство путей сообщения РФwww.mps.ru26502250262524096TOP 10
Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексуwww.gosstroy.gov.ru26802200265023917TOP 10
Министерство труда и социального развития РФwww.mintrud.ru24502300250023638TOP 10
Федеральная энергетическая комиссия РФwww.fecrf.ru24502250300023589TOP 10
Федеральная служба геодезии и картографии РФwww.roskart.ru255022502250235510TOP 10
Министерство природных ресурсов РФwww.mnr.gov.ru245022002625230911A
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательстваwww.maprf.ru265020502750229512A
Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризмуwww.goskomsport.ru240022002500228513A
Федеральная служба специального строительстваwww.spetsstroy.ru239422002500228314A
Министерство здравоохранения РФwww.minzdrav-rf.ru264020502500227915A
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротствуwww.fsforus.ru225023001875226116A
Федеральная служба земельного кадастра Россииwww.goscomzem.ru265020502500228317A
Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политикеwww.federation.ru270019502375223418A
Министерство сельского хозяйства РФwww.mcx.ru270019502250222819A
Министерство РФ по налогам и сборамwww.nalog.ru225021502375219620A
Государственный таможенный комитет РФwww.customs.ru205022502125217421A
Федеральный горный и промышленный надзор Россииwww.gosnadzor.ru285017002500214322A
Федеральная архивная служба РФwww.rusarchives.ru//branch/rosarchive225020502375213623A
Министерство РФ по атомной энергииwww.minatom.ru220020502375211924A
Министерство энергетики РФwww.mte.gov.ru240019502125211625A
Российское авиационно-космическое агентствоwww.rosaviakosmos.ru235019502375211126A
Высший арбитражный суд РФwww.arbitr.ru240019002500210527A
Министерство транспорта РФwww.mintrans.ru255018501875209628A
Президент РФpresident.kremlin.ru230019502375209429A
Министерство внутренних дел РФwww.mvdinfоrm.ru220019502750207830A
Министерство юстиции РФwww.minjust.ru235019002250207531В
Федеральная комиссия по рынку ценных бумагwww.fedcom.ru235018502000203332В
Российское агентство по патентам и товарным знакамwww.fips.ru234818502000203233В
Министерство экономического развития и торговли РФwww.economy.gov.ru190021001750201334В
Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологииwww.gost.ru225018502250201035В
Министерство имущественных отношений РФwww.mgi.ru215019002250200536В
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийwww.emercom.gov.ru225018002375198637В
Государственный комитет РФ по статистикеwww.gks.ru230017502125196138В
Верховный суд РФwww.supcourt.ru260015002250192339В
Министерство промышленности, науки и технологий РФwww.mpnt.gov.ru230017001750191340В
Министерство культуры РФwww.mincult.ru230016002875190941В
Центральная избирательная комиссия РФwww.cikrf.ru190019001875189942В
Счетная палата РФwww.ach.gov.ru220017002125189643В
Российское агентство по боеприпасамwww.munition.gov.ru225016502250189044В
Федеральная пограничная служба РФwww.fps.ru200018002000188045В
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасностиwww.gan.ru240015502125187646В
Российское агентство по системам управленияwww.rasu.gov.ru170019502000186547В
Государственная дума Федерального Собрания РФwww.duma.gov.ru229816002000186448В
Министерство обороны РФwww.mit.ru185018502000185849В
Министерство финансов РФwww.minfin.ru190018002125185150В
Центральный банк РФwww.cbr.ru180017002625178151В
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыwww.mecom.ru206715332333176052В
Министерство иностранных дел РФwww.mid.ru150018002125171153В
Служба внешней разведки РФsvr.gov.ru190015002375168454В
Совет безопасности РФwww.scrf.gov.ru200014002375165955В
Федеральная служба безопасности РФwww.fsb.ru160016002333163756В
Конституционный суд РФks.rfnet.ru210012501750157357В
Федеральная служба железнодорожных войск РФwww.fsgv.ru175014002250156558В
Государственный комитет РФ по рыболовствуwww.fishcom.ru140016002000155059В
Российское агентство по обычным вооружениямwww.rav-rf.ru155013502000145360В
Российское агентство по судостроениюwww.rossud.ru146713331833140561В
Государственная фельдъегерская служба РФwww.gfs.ru150011002125129162В

Таблица 2. Правительственные организации, предоставляющие самую полную официальную информацию (к тексту ссылки)

ОрганизацияБаллыМесто
Федеральный горный и промышленный надзор России28501
Министерство образования РФ28002
Совет Федерации Федерального собрания РФ27503
Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политике27004-5
Министерство сельского хозяйства РФ27004-5

Таблица 3. Самые открытые правительственные организации (к тексту ссылки)

ОрганизацияБаллыМесто
Федеральная энергетическая комиссия РФ30001
Министерство культуры РФ28752
Министерство внутренних дел РФ27503-4
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства27503-4
Министерство образования РФ26675