Анонс журнала "Главбух" № 19, 2003

Назад

У НАС В ГОСТЯХ

Спецсчета для НДС грозят всем предприятиям

В гостях у "Главбуха" Михаил Михайлович Задорнов, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В БУХУЧЕТЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Определено, каким образом надо отражать в налоговом учете суммы пенсионных взносов

МНС России высказало мнение, что пенсионные взносы в любом случае надо учитывать как косвенные расходы. Причем их сумма относится к прочим расходам, а не к затратам на оплату труда. И учитывается отдельной суммой, а не в составе ЕСН.

Подробнее...

Установлено, как унитарные предприятия должны показывать в бухучете поступление и выбытие имущества

Минфин России разъяснил, как отражать на счетах бухгалтерского учета получение и списание имущества, которое находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Подробнее...

КВАРТАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Составляем бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 2003 года

А.В. Яворский, И.А. Феоктистов

30 октября - последний день сдачи отчетности - не за горами. Но прежде чем приступать к подведению итогов, нужно решить: либо вы в последний раз отчитываетесь на старых бланках, либо впервые все оформляете по-новому. Дело в том, что еще в конце июля Минфин России выпустил приказ № 67н, которым утвердил новые формы бухгалтерской отчетности. Мы же расскажем, как составить отчетность и по-старому, и по-новому: "пройдемся" по каждой строке, каждому показателю.

Бухгалтерский баланс (форма № 1)

С особой тщательностью заполняйте эту форму. Ведь правильно составленный баланс поможет не только избежать проблем с налоговиками, но и привлечь инвесторов и даже получить кредит в банке.

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Если вы решили использовать новые бланки отчетности, то, конечно, уже обратили внимание, что в форме № 2 нет кодов строк. Тут все оставлено на усмотрение бухгалтера. А мы предлагаем наиболее удобный вариант.

НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Отчитываемся по налогу на прибыль за себя и за филиалы

О.М. Субботина, В.Ю. Шишкин

Чтобы отчитаться по налогу на прибыль, начисленному и уплаченному за 9 месяцев 2003 года, нужно сдать декларацию, форма которой утверждена приказом МНС России от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542. Каждая фирма обязана представить в налоговую четыре листа: титульный, 02, 12 и 13. А если у предприятия есть обособленные подразделения, то за каждое из них придется заполнить еще по два приложения к листу 02 - № 5 и № 5а. О том, как правильно это сделать, читайте в данной статье.

МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА

Как применять ПБУ 18/02?

О.А. Лосицкий, М.С. Шевченко

Многие бухгалтеры до сих пор откладывали изучение этого сложнейшего ПБУ. Но дольше тянуть с ним проблематично: не выполнив требования данного документа, вы не сможете заполнить некоторые строки новых форм отчетности. Да и Минфин утверждает, что отменять это Положение никто не собирается. Поэтому давайте разбираться!

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Организация потеряла право на "упрощенку": расчет налога на имущество

А.В. Федотов, В.Ю. Галицкий

Проблема в том, что налог на имущество рассчитывают по данным бухгалтерского учета, в то время как обычно "упрощенцы" его не ведут. Так что если вы по той или иной причине посреди года вернулись к обычным налогам, бухучет придется восстанавливать. Дело это непростое, но наш материал поможет.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Штраф за несвоевременную подачу декларации - как его избежать?

С.М. Рюмин

На то, чтобы заполнить и подать налоговые декларации, у вас остался месяц. Но если вы чувствуете, что не успеете к сроку, - не волнуйтесь. Можно сделать так, что за опоздание вас не накажут вовсе или же оштрафуют на смешную сумму.

НАЛОГОВЫЙ СПОР ПРЕДПРИЯТИЯ

Фирма реорганизовалась, слившись с другим предприятием. Налоговики, обнаружив ошибки уже закрывшейся фирмы, решили оштрафовать за них это предприятие. Однако налогоплательщик сумел оспорить штраф в суде.

АНАЛИЗ ОШИБОК

Организация не смогла вернуть заем, под который заложила свою продукцию. Поэтому кредитор эту продукцию продал. В такой ситуации заемщик должен был начислить НДС, но не сделал этого. Результат - налог недоплачен в бюджет. Как бухгалтеру все исправить?

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В БУХУЧЕТЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Определено, каким образом надо отражать в налоговом учете суммы пенсионных взносов

МНС России высказало мнение, что пенсионные взносы в любом случае надо учитывать как косвенные расходы. Причем их сумма относится к прочим расходам, а не к затратам на оплату труда. И учитывается отдельной суммой, а не в составе ЕСН.

Это значит, что соцналог надо включать в расходы за вычетом суммы пенсионных взносов. А фирмы, которые применяют метод начисления и распределяют зарплату сотрудников на прямые и косвенные расходы (п.1 ст. 318 Налогового кодекса РФ), всю сумму пенсионных взносов должны включать в косвенные расходы. Даже в том случае, если взносы начислены на заработок производственных рабочих.

Кроме того, налоговики разъяснили, что ввозные таможенные пошлины в покупную стоимость товаров включать не надо. Их нужно относить к затратам текущего периода как прочие расходы.

Еще один момент, которого коснулись налоговики в своем письме - это резервы по сомнительным долгам. Создавая их, сумму дебиторской задолженности необходимо учитывать вместе с НДС.

Письмо МНС России от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945@ опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" № 36, 2003.

Установлено, как унитарные предприятия должны показывать в бухучете поступление и выбытие имущества

Минфин России разъяснил, как отражать на счетах бухгалтерского учета получение и списание имущества, которое находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Прежде всего, унитарное предприятие отражает задолженность учредителей по передаче основных средств следующей проводкой:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

- отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный фонд.

А когда имущество будет фактически передано предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, то в учете надо записать:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75

- получены основные средства в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Однако так можно учесть лишь то имущество, которое передано в пределах размера уставного фонда предприятия. А как быть, если учредители передают имущество сверх этой суммы? Тогда предлагается делать такие проводки:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 84

- отражена стоимость основных средств, получаемых сверх уставного фонда;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75

- получены основные средства сверх уставного фонда.

Далее разъясняется, как отражать изъятие такого имущества. Когда изымается имущество, полученное в счет вклада в уставный фонд, и происходит уменьшение суммы этого фонда, проводки делают такие:

ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 75

- списано имущество по той стоимости, по которой оно было получено;

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 01

- списана остаточная стоимость основного средства (если имущество не амортизировалось, то берут первоначальную стоимость);

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 91

- списана разница между первоначальной и остаточной стоимостью основных средств (для того имущества, которое амортизировалось).

Другое дело, если собственник забирает у унитарного предприятия имущество, которое не было вкладом в уставный фонд. Тогда основные средства списывают в обычном порядке - через счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Письмо Минфина России от 21 августа 2003 г. № 16-00-22/11 "О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" № 34, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" № 18, 2003.