Новый налог на имущество организаций

Назад

Источник: АКДИ Экономика и жизнь от 15.12.2003Н. Гаврилова, начальник Отдела методологии имущественных налогов МНС России

Необходимость изменить порядок исчисления и уплаты налога на имущество назрела уже давно. Законопроектные работы велись не один год. И вот наконец вторая часть Налогового кодекса пополнилась очередной 30-й главой. Текст документа опубликован в приложении "ЭЖ Досье" (N 2/2003, с. 2-8). А в "Партнере" принципиальные новеллы главы "Налог на имущество организаций" комментирует представитель налогового ведомства.

Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории конкретного субъекта РФ и должен вводиться там соответствующим законом.

Налогоплательщиками, как и сейчас, признаются российские организации. Налог будут уплачивать все организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (льготируется только имущество, используемое в целях образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта), если иное в части льгот не будет установлено законами субъектов РФ. Главой 30 установлены особенности уплаты налога для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также не осуществляющих, но имеющих здесь имущество на праве собственности.

Иностранные организации, работающие через представительства, признаются плательщиками налога в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющегося на территории РФ. Они будут уплачивать налог со стоимости основных средств, учет которых должны вести по правилам бухучета России. Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в России, но имеющие имущество, будут платить налог с его инвентаризационной стоимости по данным органов БТИ.

Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ: должны определить отдельные элементы налогообложения, в частности ставку налога; вправе - порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности, дополнительные льготы.

Чтобы налог на имущество начал взиматься с 01.01.2004, субъекты РФ не позднее 30 ноября должны не только принять соответствующий закон, но и опубликовать его.

Что нового ждет организации в 2004 г. в части налогообложения принадлежащего им имущества?

Изменился объект налогообложения.

Действующее законодательство предусматривает налогообложение основных средств, нематериальных активов, запасов и товаров, находящихся на балансе организаций.

С 01.01.2004 объектом налогообложения будет движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с бухгалтерским учетом.

Таким образом, из-под налогообложения выведены нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты. А это значительная часть имущества (примерно 40%, а для отдельных отраслей экономики и более).

Как и прежде, облагаться будет имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, совместную деятельность.

В главе 30 Кодекса предусмотрены отдельные льготы по объекту налогообложения.

Так, не признаются объектом налогообложения земельные участки (они облагаются земельным налогом), а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам.

Кроме того, не будет облагаться имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Значительное число льгот отменено.

Отменены льготы в отношении государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, сельскохозяйственных, научных организаций, а также в отношении отдельных видов имущества.

Льготы по налогу на имущество предусмотрены, например, для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов.

На 2 года сохранена льгота в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

Также на 2 года предусмотрена льгота в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Учитывая, что налог на имущество относится к региональным налогам, право по установлению льгот по нему предоставлено законодательным органам субъектов РФ.

Порядок определения налоговой базы не изменился.

Налоговая база по-прежнему определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого для целей исчисления налога по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с бухгалтерским учетом.

Налоговая база будет определяться отдельно в отношении имущества:

  • по месту нахождения организации (месту госрегистрации);
  • каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • облагаемого по разным налоговым ставкам.
Таким образом, в отличие от действующего законодательства, предусматривающего исчисление и уплату налога по месту нахождения организации и месту ее обособленных подразделений (в том числе не имеющих отдельный баланс), новая глава предусматривает исчисление и уплату налога по месту нахождения имущества, за исключением движимого имущества, которое включается в налоговую базу только по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Следовательно, по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельный баланс, налоговая база будет исчисляться только в отношении основных средств, относящихся к недвижимости.

Налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться и включаться в налоговую базу по месту его нахождения.

Упрощен порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период будет определяться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Например, стоимость имущества по месту нахождения организации за отчетный период (I квартал 2003 г.) составила: по состоянию на 01.01.2003 - 400 тыс. руб., по состоянию на 1 февраля - 380 тыс. руб., по состоянию на 1 марта - 410 тыс. руб., по состоянию на 1 апреля - 410 тыс. руб. Среднегодовая стоимость имущества по месту нахождения организации составит 400 тыс. руб. (1600 тыс. руб. / 4), то есть сумму четырех стоимостей основных средств делим на 4 (3 месяца в квартале плюс единица).

Налоговая база и сумма налога в целом по организации, имеющей вне места своего нахождения имущество, исчисляться не будут, как это было предусмотрено ст. 7 Закона N 2030-1.

В отношении имущества, переданного в совместную деятельность (простое товарищество) или доверительное управление, порядок налогообложения не изменился.

Сохранены налоговый и отчетные периоды.

В то же время законодательным органам субъекта РФ предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Обращаю также внимание организаций, что новой главой предусмотрен механизм исчисления авансовых платежей по налогу на имущество и их уплата по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества. Например, по окончании I квартала в приведенном выше случае организация должна будет уплатить налог при установленной по месту нахождения организации ставке налога 2%, в размере 8 тыс. руб. (1600 х 2%) : 4.

В то же время законом субъекта РФ о налоге может быть предусмотрено для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

При этом авансовые платежи, а также налог по итогам налогового периода уплачиваются в бюджет в сроки, установленные законами субъектов РФ.

Налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество) должны представляться в соответствующие налоговые органы не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а по итогам налогового периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) может определяться законодательными органами субъектов РФ. Кроме того, право их утверждения и инструкции по их заполнению есть и у МНС России согласно ст. 80 НК РФ. Полагаю, что налогоплательщики будут представлять налоговую декларацию (расчет по авансовым платежам) по форме, утвержденной МНС России, если иное не будет предусмотрено законом субъекта РФ.