Новые законы начали действовать

Назад

Источник: Бюро Правовой Информации от 13.01.2004Роксана Ахмедова

Страна пробует жить по новым законам, вступившим в силу с первого января. Хотя уже сейчас ясно, что в прошлом году навести полный порядок в законодательстве властям не удалось. А результат предвыборного популизма и спешки и вовсе может оказаться плачевным.

С новым годом, с новым налогом!

С первого января 2004 года в России появляется новый налог – налог на имущество предприятий (раньше он назывался налогом на имущество организаций). Согласно федеральному закону, максимальная ставка по налогу (2,2% от стоимости имущества организаций) может меняться властями на региональном уровне, а доходы от сборов зачисляются в местный бюджет. Местные власти смогут также самостоятельно решать вопрос о льготах по сбору нового налога и, таким образом, смогут у себя в регионах стимулировать развитие предприятий в отдельных секторах экономики. Однако ряд регионов не успели опубликовать до 1 декабря 2003 года соответствующие законопроекты на региональном уровне, поэтому, например, в Ростовской области и Дагестане, налог не сможет действовать в этом году.

Налоговики порадовали и еще одним новым налогом – введен на добровольных принципах единый сельскохозяйственный налог (его ставка - 6% от разницы между доходами и расходами предприятия). Организации при этом освобождаются от налога на прибыль и имущество предприятий, а индивидуальные предприниматели – от налога на доходы и имущество. Правда, перейти на уплату сельхозналога могут только налогоплательщики, у которых доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.

В качестве "новогоднего подарка" владельцам игровых клубов преподносится вступившая в силу новая глава налогового кодекса, которая, которая вводит налог на игорный бизнес. Так как доходы от сбора налога будут поступать в региональные бюджеты, утверждение ставок налога отдано на откуп региональным властям, которые, в свою очередь, недолго думая, установили их на максимальном уровне. Вступил в силу и закон "О лотереях", который регулирует деятельность модных ныне тотализаторов, джекпотов и иных игровых автоматов. Теперь на призы владельцы обязаны направлять 50-80% выручки.

Отмена в 2004 году налога с продаж весьма незначительно сказалась на снижении цен в магазинах. Точнее - не сказалось совсем. Объясняют это предприниматели тем, что на товары, которые сейчас в продаже, действие налога всё ещё распространялось, так как закуплен он был в прошлом году.

Радоваться снижению ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18% тоже пока рано. Грядущее введение спецсчетов НДС в этом году даже при дальнейшем снижении НДС до 15% приведет к повышению его эффективной ставки до 22-23%.

Банковский ветер перемен

"Подарки" от власти получил и банковский сектор. Вступил в силу закон о валютном регулировании и валютном контроле, который существенно либерализует валютное регулирование. До 10 тысяч долларов можно вывозить без сопроводительных документов, а счета в странах, входящих в ОЭСР и ФАТФ, открывать без ограничений. Ограничительные меры при вывозе капитала (необходимо зарезервировать до 100% вывозимого объема средств на срок до двух месяцев) и ввозе (депонирование до 20% на год) перестанут действовать согласно закону в 2007 году.

Закон "О страховании вкладов физических лиц в банках" вводит механизм возмещения убытков при банкротстве кредитной организации. Вклады до 100 тысяч рублей возмещаются полностью. Все коммерческие банки, допущенные Центробанком к работе с физлицами, будут отчислять ежеквартально по 0,15% от объема вкладов в фонд гарантирования вкладов. До 2007 года эта норма не касается Сбербанка, возврат вкладов в котором гарантируется субсидиарной ответственностью РФ.

Банковская реформа набирает обороты, в рамках ее реализации с этого года кредитные организации начнут отчитываться по новым стандартам. В отличие от использовавшейся до сих пор системы бухгалтерского учета, теперь им в обязательном порядке вменяется отчитываться по международным стандартам финансовой отчетности. По оценкам Центробанка, в прошлом году МСФО использовались в 180 банках из 1300 существующих. Правда, в этих банках, количество которых составляет 13% от общего, сосредоточено более 80% всех активов банковского сектора.

Мелким организациям вряд ли удастся преодолеть трудности, связанные с переходом на международные стандарты отчетности или вступлением в систему гарантирования вкладов, поэтому им придется либо сливаться с крупными кредитными структурами, либо уходить с рынка банковских услуг. В ЦБ не скрывают, что реформа, в принципе, и предполагает подобное "оздоровление" (спартанскими методами) российской банковской системы.

Пенсионный календарь: год НПФ

С первого января в борьбу за пенсионные накопления граждан подключились негосударственные пенсионные фонды. По данным Инспекции НПФ при Минтруда требованиям для допуска в обязательную систему пенсионного обеспечения и страхования удовлетворяет около 300 частных фондов. В прошлом году в систему обязательного пенсионного обеспечения вступили 55 частных компаний по доверительному управлению. Считать полноценным участником конкуренции государственную управляющую компанию, функции которой исполняет Внешэкономбанк, бессмысленно, так как в 2004 году в государственной системе осталось около 99% всех застрахованных граждан. Благодаря усилиям одних чиновников на фоне одновременного бездействия других, ВЭБ может еще пару лет быть вне конкуренции.

Главные законы

Главный финансовый документ страны в этом году будет выглядеть несколько иначе, чем в прошлые годы, и не только по цифрам. В бюджете-2004 расходы предусматриваются в размере 2,66 трлн. рублей, а доходы – 2,74 трлн. рублей. При этом инфляция запланирована на уровне 10%. Помимо смены ориентации на социальную сферу (на здравоохранение и физкультуру выделено на 23% больше, чем в 2003 году, на образование – на 21%), бюджет предусматривает учреждение Стабилизационного фонда. Можно было бы объяснять это стремлением государства перейти-таки от решения тактических задач к стратегическому развитию, но, к сожалению, это не так. В Стабфонд будут отчисляться средства, полученные государством при продаже нефти по цене, свыше 20 долларов за баррель, накопления будут использоваться при падении цен на нефть для покрытия дефицита бюджета уже в обозримой перспективе.

Справедливости ради стоит отметить, что Госдума при принятии бюджета уже сократила первоначально планируемый на этот год резерв Стабфонда на 70 млрд. рублей. Теперь и Минфин претендует на более, чем половину оставшихся 175 млрд. рублей. Средства нужны ведомству для формирования краткосрочного бюджетного резерва. В итоге в Стабфонде может оказаться не более 80 млрд. рублей. А их, как прозрачно намекают в окружении президента, неплохо бы пустить в следующем году на выплату внешнего долга.

Землевладельцам дают краткую передышку. Согласно вступившему в силу закону "О введении в действие Земельного кодекса", срок переоформления прав собственности на землю под приватизированными промышленными предприятиями с учетом новых цен продлен. Владельцы таких предприятий могут до 1 января 2006 года либо выкупить земельные участки, либо оформить новые договоры.

С первого января Россия получает новый Таможенный кодекс, который, по мнению экспертов Института финансовых исследований, не слишком отличается от старого. Еще не вступив в силу, в прошлом году новый кодекс уже оброс многочисленными актами и постановлениями Государственного таможенного комитета. Как опасаются эксперты института, упрощение таможенных процедур в ТК на деле обернутся усилением власти таможенников, а требуемое залоговое обеспечение (50 млн. рублей) для посреднических компаний на таможне приведут к переделу сектора брокерских услуг между крупнейшими фирмами.

Для страхового рынка наступают страшные времена

С 17 января 2004 года вступает в силу новый закон “Об организации страхового дела в РФ". Теперь страховщики смогут получать лицензии по более простой процедуре, однако получить право на осуществление этой деятельности смогут компании, которые имеют достаточный размер уставного капитала. Согласно принятому в прошлом году документу, в РФ, в отличие от международных стандартов, до 2007 года компании должны поделиться по трем видам страхования (личное накопительное, личное рисковое и имущественное) и 24 подвида страхования. Закон открывает новые возможности для работы на российском страховом рынке иностранным компаниям, которые допускаются к обязательным видам страхования и страхованию жизни. Общая доля иностранного капитала на отечественном рынке страхования увеличивается с 15% до 25%.

В спешке законодатели допустили оплошность, которая обернется для универсальных страховщиков значительными убытками. Разработчики закона "забыли" уточнить, что запрет совмещения страхования жизни с деятельностью по перестрахованию рисков вступает в силу с 2007 года, когда должно произойти окончательное разделение рынка по видам страхования. В итоге норма начинает действовать уже сейчас, и все уступки правительства по постепенной перестройке страхового рынка оказались не нужны.

На страховом рынке и еще одно изменение. Первое января стало, по образному выражению одного из чиновников, "днем ГАИ". Теперь отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности будет караться штрафом в размере 500-800 рублей. Для сравнения: стоимость полиса в Москве, например, составляет в среднем 3–3,5 тысячи рублей в год.

У бизнеса теперь один вход…

С первого января 2004 года меняется порядок госрегистрации индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Законом "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реализуется концепция "одного окна". Согласно ей, регистрация, постановка на учет во внебюджетные фонды (фонды страхования, Пенсионный фонд) и в налоговые органы, а также присвоение кода Госкомстата происходит после однократного предоставления в налоговую инспекцию соответствующих документов. МНС обещает сократить сроки регистрации в налоговых органах до шести дней. Однако другие заинтересованные ведомства того же гарантировать не могут, так как их информационная база существенно отличается от "продвинутой" базы налоговиков. Поэтому есть риск того, что при прохождении документы будут опять "застревать" в Госкомстате или, например, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

...А у призывников два выхода

Но оба сильно напоминают сказку, в которой куда ни пойдешь, хорошего все равно не найдешь. С первого января призывники смогут воспользоваться правом выбора между службой в армии и альтернативной гражданской службой. Во втором случае им нужно доказать призывной комиссии, что у них есть веские причины (например, религиозного характера), которые не позволяют им призываться на общих основаниях.

По закону подавать соответствующее заявление следует за полгода до призыва, то есть первыми такими призывниками будут те, кто попадает под осенний призыв. При прохождении альтернативной службы в составе организаций, не входящих в силовой блок, срок службы устанавливается в 42 месяца. В системе Вооруженных сил и воинских формирований "альтернативщики" будут служить 36 месяцев. Для тех, кто успел до призыва получить высшее образование, срок сокращается законом в два раза. Закон уже подвергся жесткой критике со стороны многих правозащитников в отношении сроков службы, а также основания для прохождения альтернативной службы "на гражданке". Вступление его в силу даст основание оспорить ряд положений в Конституционном Суде РФ.

Кроме того

Вступил в силу новый закон "О связи". Для его полной реализации необходимо принять еще более 35 нормативно-правовых актов. Государство решило телефонизировать и покрыть "всемирной паутиной" всю страну с помощью привлечения частных денег в некий фонд. Из фонда будут финансироваться услуги "универсального оператора". По мнению ряда экспертов телекоммуникационного рынка, закон предоставляет мощный административный ресурс Минсвязи, что в последствии может негативно отразиться на темпах развития телекоммуникационного рынка страны.

После принятия соответствующих законов, с 1 января 2004 года повысился размер базовой пенсии для жителей Крайнего Севера, инвалидов 2 и 3 группы, а также для граждан от 80 лет. Вырос и минимальный размер оплаты труда – до 600 рублей, что в несколько раз меньше прожиточного уровня.