Источник: Бюро Правовой Информации от 24.02.2004
Члены комиссии Совета Федерации по естественным монополиям сегодня в целом одобрили законодательную инициативу своего коллеги Дмитрия Беднякова, предложившего отменить сложные схемы уплаты по акцизам на нефтепродукты и ввести прямой налог на все операции с ними. Правительство подготовило отрицательное заключение на эту инициативу, в ответ сенаторы обвинили чиновников "в грубом нарушении" бюджетного законодательства. Наблюдая за действиями сторон, аналитики уверяют: опасаться нововведений пока незачем, поскольку об увеличении размера акцизов власти пока не говорят.
В прошлом году правительство придумало способ решения проблемы неравномерного зачисления в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты. Согласно принятой схеме, финансовый поток, условно говоря, направляется через федеральное казначейство: 40% акцизов - в федеральный бюджет, 10% - в региональный, а остальные 50% перераспределяются правительством РФ между бюджетами субъектов Федерации по сложной формуле с учетом различных факторов - например, количества и вида используемого транспорта, протяженности дорог и так далее.
Чиновники априори создали непрозрачную схему перераспределения средств от регионов-доноров к регионам-реципиентам. Проблема - в том, что нефтяные компании обязаны платить акцизы только в тех субъектах Федерации, где они получили свидетельства о регистрации своей деятельности по производству или продаже нефтепродуктов. Свидетельства выдают налоговые органы по месту регистрации компаний, имеющих в собственности мощности по хранению и реализации нефтепродуктов.
Совсем не факт, что предприятие получает свидетельство о регистрации в регионе, в котором оно фактически работает. Законодательство не ограничивает их в получении свидетельств, а значит и в выплатах по акцизам, на территории того или иного субъекта Федерации. Таким образом, владельцы холдингов имеют возможность осуществлять выплаты в регионах, в которых располагается какая-либо их дочерняя структура. Это связано с "локальными договоренностями" между местной властью и собственниками нефтяных компаний, считает аналитик компании "НИКойл" Лев Сныков.
Такой системой перераспределения доходов между регионами стали выражать недовольство сами их руководители. Сенатор от Нижегородской области Дмитрий Бедняков подготовил свой вариант решения проблемы, который предусматривает отмену процедуры выплат акцизов на нефтепродукты по месту регистрации нефтекомпаний и введение прямого налога на все их операции. Такое предложение предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс.
"Это позволит признать налогоплательщиками акциза на нефтепродукты в бюджете субъекта все организации и всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с подакцизными нефтепродуктами на территории этого субъекта, и обеспечит поступление акцизов в объемах, пропорциональных объему реализации нефтепродуктов на их территориях", - отметил Бедняков в своей пояснительной записке к разработанному им законопроекту.
Сегодня на заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям он объяснил появление этого документа тем, что, например, Нижегородская область после реализации правительственной схемы получит только около 25% от запланированных доходов по акцизам на нефтепродукты. Годовая сумма недополученных акцизов, по его данным, составит около 2 млрд руб. А все - по тому, что компании, совершающие операции с нефтепродуктами, возвратили в налоговые органы этой области 43 свидетельства о регистрации. Это может означать только одно - они получили регистрацию в других регионах, и теперь туда будут направлять акцизные отчисления.
Между тем выступивший на заседании комиссии начальник департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев напомнил присутствующим, что российское правительство уже дало отрицательную оценку законопроекту Беднякова. "Акцизы - это налог серьезный", - заявил представитель Минфина, уточнив, что объемы собираемости по ним превышают в несколько раз все остальные налоги.
Введение же прямого налога, по твердому убеждению Иванеева, приведет к тому, что при сохранении прежних объемов акцизных отчислений "в лучшем случае число налогоплательщиков возрастет в несколько раз, в худшем - на порядок". Это существенно усложнит процедуру администрирования уплаты по акцизам для органов исполнительной власти, и в перспективе вызовет снижение их собираемости.
Иванеев обратил внимание на то, что правительственная схема с помощью бюджетных механизмов решает проблему неравномерного распределения акцизов по регионам, и "ломать" ее чиновники в течение ближайшего времени не собираются. "Для нас критически важно, чтобы налоги собирались и распределялись равномерно", - озвучил он позицию кабинета министров.
После этих слов сенатор Валерий Трушников заметил, что правительство "грубо нарушает" бюджетное законодательство, отдавая полномочия по распределению средств на откуп федеральному казначейству. Вместе с тем, сказал он, реализация инициативы Беднякова "усилит бардак" в выплатах акцизов. Трушников предложил поддержать общую идею законопроекта в части запрещения нефтяным холдингам платить акцизы через дочерние структуры.
Сенатор Вячеслав Новиков вполне согласился с таким подходом: введение этого запрета позволит поддержать дорожный фонд в регионах. Если холдинги будут платить налоги по месту фактической продажи и производства нефтепродуктов, на собранные средства будут, например, ремонтироваться дороги. Это справедливо, заметил он, ведь потребление должно соответствовать затратам на восстановление дорожного фонда.
Вместе с тем Валерий Трушников признал, что законопроект не решит проблемы неравномерности распределения акцизов на 100%. "Но надо менять что-то уже сейчас, иначе правительственная схема останется и на 2005 год", - подчеркнул он.
После этого комиссия Совета Федерации решила дорабатывать проект закона.
Аналитик Лев Сныков уверен, что перемена схемы уплаты по акцизам на нефтепродукты никак не отразится на работе нефтяных компаний. "Общий размер акцизов остается тем же, и предприятия будут платить их так же, как и платили, - сказал он БПИ. - Изменится только технический механизм распределения нагрузки". По мнению Сныкова, органам власти после введения прямого налога будет "технически удобнее" работать с нефтяными компаниями.